Пресечение незаконного перемещения
запрещенных и опасных товаров непосредственно
на государственной границе позволит
минимизировать угрозы, связанные с проникновением
этих товаров на территорию страны, предотвратить
негативные последствия их распространения.
Именно поэтому необходимость обеспечения
безопасности непосредственно на Государственной
границе РФ в Концепции развития таможенных
органов (утв. распоряжением Правительства
РФ от 14.12.2005 № 2225-р) определена важным
направлением их деятельности [140, С. 55].
Снижению угроз в сфере пограничной
безопасности будет способствовать реализация
разработанной ФТС России на перспективу
до 2020 года Концепции таможенного оформления
и таможенного контроля товаров в местах,
приближенных к Государственной границе
РФ. Данная Концепция предусматривает
широкий комплекс мероприятий: развитие
и совершенствование таможенной инфраструктуры,
модернизацию системы таможенного оформления
и таможенного контроля, оптимизацию количества
и специализацию пунктов пропуска через
государственную границу, реализация
которых создаст условия для повышения
эффективности деятельности таможенных
органов в приграничных субъектах РФ в
борьбе с таможенными правонарушениями
и коррупционными проявлениями и в целом
позволит снизить уровень криминогенности
внешнеэкономической деятельности [12,
С. 35].
Большую роль в данном процессе
играет техническая оснащенность пунктов
пропуска через Государственную границу
РФ. В связи с этим ФТС России принят Приказ
от 31.10.2008 N 1349 «Об утверждении Типовых
требований к оборудованию и техническому
оснащению зданий, помещений и сооружений,
необходимых для организации таможенного
контроля в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации», который
установил требования к оснащению таможенных
органов комплексом технических средств:
досмотровой рентгенотелевизионной техникой,
металлодетекторами, техническими средствами
для таможенного досмотра (диагностики)
- и возможность применения иных форм таможенного
контроля (средств поиска, технических
и химических средств идентификации и
др.)
Реализация принципов единства
и централизации таможенного дела обеспечивается
единством территории, таможенной политики,
единством таможенной границы, таможенного
права, единой организацией и осуществлением
таможенной деятельности. Исходя из этого,
все таможенные органы являются федеральными
органами, служащие — федеральными служащими,
имущество — федеральной собственностью,
а нормы таможенного права – федеральными
нормами.
В условиях либерализации внешнеэкономической
деятельности только эффективная таможенная
система, отвечающая мировым стандартам,
может стать определяющим фактором для
интеграции российской экономики в мировую.
Таким образом, формирование таможенной
политики должно служить основным инструментом
отражения угроз экономической безопасности
России.
Важнейшие
задачи, приоритетные направления таможенной
службы в деле обеспечения экономических
интересов государства
Национальные экономические
интересы ложатся в основу проводимой
государством экономической политики,
важной составной частью которой является
обеспечение экономической безопасности.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических
интересов государства принадлежит таможенной
службе — одному из базовых институтов
государственного регулирования экономических
и правовых отношений [15, С. 55].
Федеральная таможенная служба
Российской Федерации (ФТС РФ) является
органом исполнительной власти, осуществляющим
непосредственное руководство таможенным
делом в РФ. ФТС России осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ и общественными объединениями.
ФТС России решает возложенные на нее
задачи непосредственно и через региональные
таможенные управления, таможни и таможенные
посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные
ФТС России учебные заведения, научно-исследовательские
учреждения, вычислительные центры и другие
предприятия и организации. Основными
задачами ФТС России являются:
- участие в разработке таможенной политики
РФ и реализация этой политики;
- обеспечение экономической безопасности,
единства таможенной территории РФ, защита
экономических интересов страны;
- организация применения и совершенствование
средств таможенного регулирования хозяйственной
деятельности и законодательства по таможенному
делу;
- обеспечение участия РФ в международном
сотрудничестве по таможенным вопросам
[18, С. 41].
Таможенное государственно-правовое
регулирование как неотъемлемая часть
экономической политики государства зависит
от общих целей государственного и экономического
развития, от общей экономической стратегии
государства. Таможенное регулирование
предполагает использование целого спектра
способов, методов, приемов регулирования,
обусловленных динамичной по своей природе
и характеру таможенной политикой и способных
только в совокупности, в органическом
единстве и взаимодействии, обеспечить
должный эффект в процессе осуществления
таможенного дела.
Приоритетной задачей таможенных
органов является обеспечение экономической
безопасности государства как важнейшей
составляющей национальной безопасности.
Таможенное дело, таможенная политика
находятся в прямой зависимости от экономических
интересов государства, обеспечивая реализацию
государственной экономической и торговой
политики [18, С. 42].
Таможенная политика является
составной частью общей государственной
политики России. В ее основе лежат цель,
задачи, принципы, основные направления
и механизм обеспечения экономической
безопасности страны.
В таблице (Приложение 1) приведено
обоснование взаимосвязи стратегических
целей ФТС России и целей социально-экономического
развития РФ. Достижение стратегических
целей ФТС России обеспечено решением
тактических задач, соответствующих сфере
деятельности и функциям таможенных органов,
установленных в соответствии с законодательством
РФ [3, С. 1].
Таможенная политика формируется
на основе правовых норм Конституции,
законов и других нормативных правовых
актов органов государственной власти,
общепризнанных принципов и норм международного
права. Она реализуется посредством целенаправленной
и скоординированной деятельности органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений
(организаций) и граждан в соответствии
с их правовыми полномочиями в таможенной
сфере.
Основными направлениями таможенной
политики являются совершенствование
системы взаимодействия органов государственной
власти в деле по обеспечению экономической
безопасности, развитие межгосударственного
таможенного сотрудничества; формирование
и развитие системы научного и правового
обеспечения в области таможенной политики
[6, С. 245].
Экономическая безопасность
как составная часть национальной безопасности
страны включает выявление интересов
страны в таможенной сфере; прогнозирование
и оценку угроз национальной безопасности
страны; разработку основных направлений
таможенной политики страны; правовое
регулирование обеспечения безопасности
страны в таможенном пространстве; организацию
пограничного, таможенного, санитарного
и иных видов контроля на государственной
границе; координацию деятельности общегосударственных
органов власти, органов государственной
власти в субъектах Федерации по развитию
таможенного дела и обеспечению экономической
безопасности страны и союзных государств;
международное сотрудничество.
Таможенная политика направлена
на использование таможенно-тарифного
механизма регулирования внешнеэкономической
деятельности, решение задач защиты национальной
экономики и обеспечение ее безопасности,
а также пополнение государственного
бюджета. Таможенная политика является
частью общей политики государства и концепции
обеспечения безопасности данного государства,
в основе которой лежат цель, задачи, принципы,
основные направления и механизм обеспечения
экономической безопасности страны [19,
С. 78].
Задачей таможенных органов
является снижение угроз, имеющихся в
сфере внешнеэкономической деятельности.
Так, к внешним угрозам В.А. Муталимов относит
зависимость экономики страны от импорта,
чрезмерную открытость экономики, преобладание
экспорта ресурсов над экспортом высокотехнологической
продукции; к внутренним - продолжение
либерального экономического курса страны,
создание условий для формирования зависимостей
(финансовой, технологической, продовольственной
и др.) от иностранных государств, коррупцию
государственного аппарата, напряженную
криминалистическую обстановку, принятие
федеральными органами нормативных правовых
актов, ущемляющих права граждан, наличие
нормативных правовых актов с существенным
криминогенным потенциалом, сращивание
государственных и криминогенных структур
и т.п. Современные тенденции показывают,
что данные угрозы нарастают по ряду направлений
[16, С. 72].
Борьба с таможенными правонарушениями
составляет важнейшую часть функции таможенных
служб по обеспечению экономической безопасности
государства. Криминализация внешнеэкономической
деятельности продолжает оставаться негативным
фактором, несущим в себе значительную
угрозу национальной безопасности государства.
Несмотря на то что обеспечение
экономической безопасности является
приоритетной задачей таможенных органов,
вытекающей из самой сущности таможенного
дела, фактическое участие таможенных
структур в обеспечении национальной
безопасности гораздо шире.
Находясь в пунктах пропуска
через Государственную границу РФ, таможенные
органы участвуют в обеспечении пограничной
безопасности.
Как отмечается в Стратегии
национальной безопасности, угрозу безопасности
в пограничной сфере представляет активизация
трансграничных преступных групп по незаконному
перемещению через Государственную границу
РФ наркотических средств, психотропных
веществ, товаров и грузов, водных биологических
ресурсов, других материальных и культурных
ценностей, организация каналов нелегальной
миграции, наличие и ввозная эскалация
вооруженных конфликтов вблизи Государственной
границы России, незавершенность международно-правового
оформления Государственной границы РФ
с отдельными сопредельными государствами
[16, С. 74].
Осуществляя таможенный контроль,
таможенные органы обязаны выявлять и
пресекать незаконное перемещение через
таможенную границу РФ делящихся и радиоактивных
материалов и опасных отходов, обеспечивая
тем самым радиационную безопасность.
В связи с переходом на рыночные
условия торговли перед государством
встала угроза утечки российского капитала
за рубеж. Являясь агентами валютного
контроля и осуществляя контроль в части
зачисления средств при экспорте и возврата
валютной выручки в рамках заключенных
внешнеэкономических контрактов, таможенные
органы тем самым участвуют в обеспечении
финансовой безопасности государства.
Следует согласиться с А.К. Моденовым,
что сегодня только таможня способна полностью
проконтролировать движение и возврат
валюты в процессе реализации внешнеторговых
сделок, поскольку именно она фиксирует
ее перемещение через таможенную границу
[14, С. 44].
В.А. Муталимов выделяет также
иные виды безопасности, в обеспечении
которых принимают участие таможенные
органы: военная, общественная, информационная
и продовольственная безопасность. Представляется,
что данный перечень можно продолжить,
находя в компетенции таможенных служб
и иные полномочия, реализация которых
в той или иной степени способствует гарантированию
определенного вида безопасности [16, С.
74].
Реализуя одну из своих функций,
таможенные органы могут участвовать
одновременно в обеспечении нескольких
видов безопасности. Например, контрабанда
всегда сопряжена с отсутствием таможенного
оформления товаров, а значит, с неуплатой
таможенных платежей в федеральный бюджет.
Пресекая контрабанду, таможенные службы
противодействуют уклонению от уплаты
таможенных платежей, обеспечивая тем
самым экономическую безопасность государства.
Выявляя контрабанду наркотиков и иных
сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых
веществ, таможенные органы обеспечивают
общественную безопасность; иностранной
валюты - финансовую; ядовитых отходов
или иных опасных веществ, объектов флоры
и фауны - экологическую; некачественных
продуктов питания - продовольственную;
культурных ценностей и исторических
ценностей - культурную безопасность и
др. [19, С. 81].
Эффективности деятельности
таможенных служб как составной части
сил обеспечения безопасности во многом
способствует организация системы гарантий
собственной безопасности таможенных
органов.
Подводя итог, можно сделать
вывод о том, что функции таможенных служб
по обеспечению безопасности государства
достаточно широки и многогранны. Таможенные
органы призваны стоять на страже прежде
всего экономических интересов государства.
Защита экономической безопасности государства
является одной из главных целей в деятельности
таможенных органов на протяжении истории
существования таможенной службы.
Так, из двадцати функций таможенных
органов, обозначенных в ранее действовавшем
ТК РФ, девять было посвящено обеспечению
экономической безопасности и защите
экономических интересов государства.
Данные функции были закреплены в ранее
действующих положениях о таможенных
органах различного звена.
Однако, как показывает анализ
компетенции таможенных органов, реализуя
свои полномочия, таможенные службы участвуют
в обеспечении и иных видов безопасности:
финансовой, пограничной, экологической,
радиационной и др. К сожалению, ни действующий
ТК РФ, ни Положение о Федеральной таможенной
службе (утв. Постановлением Правительства
РФ от 26.07.2006 № 459), ни Общее положение о
региональном таможенном управлении и
Общее положение о таможне (утверждены
Приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7), ни Общее
положение о таможенном посте (утв. Приказом
ФТС России от 13.08.2007 № 965) не упоминают
о такой важной составляющей компетенции
таможенных органов, как участие в обеспечении
каких-либо видов национальной безопасности.
Однако если игнорирование в вышеуказанных
нормативных документах закрепления функций
по обеспечению, например, финансовой,
экологической, пограничной национальной
безопасности еще можно объяснить тем,
что они не являются основными функциями
таможенных служб, то отсутствие в них
положений, позволяющих установить причастность
таможенных органов к защите экономических
интересов страны и обеспечению экономической
безопасности государства, нельзя оправдать.
При сохранении прежних и появлении новых
полномочий таможенных органов, направленных
на решение задач по обеспечению международной,
национальной безопасности, данный факт
следует расценивать как существенный
пробел в правовом регулировании административно-правового
статуса таможенных служб, требующий скорейшего
устранения.
1.3. Оперативно-розыскная деятельность таможенных
органов: правовая основа и принципы
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД)
- это вид деятельности, осуществляемый
гласно и негласно, уполномоченными законом
государственными органами и оперативными
подразделениями в пределах их компетенции
путем проведения оперативно-розыскных
мероприятий в целях защиты жизни, здоровья,
прав и свобод личности, собственности,
безопасности общества и государства
от преступных посягательств.