Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ правовых основ и содержания отношений, складывающихся в процессе таможенного контроля при перемещении объектов интеллектуальной собственности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать понятие товарного знака, его виды и функции;
- рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных знаков;
- изучить особенности защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- выявить основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС;
- проанализировать судебную практику защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- охарактеризовать основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………….……………………...…6
1.1. Понятие, виды и функции товарных знаков………………..………………6
1.2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных
знаков………………………………………………………………….....................12
Глава 2. Особенности защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………………………………………….…...19
2.1. Особенности охраны товарных знаков в Таможенном Союзе...…………19
2.2. Основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………….26
Глава 3. Анализ судебной практики и пути совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС………………………………….31
3.1 Анализ судебной практики защиты товарных знаков таможенными органами…………………………………………………………………………..
3.2 Основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………….……..41
Список использованных источников…………………………………………....44

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_tovarnym_znakam1.docx

— 105.70 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………….……………………...…6

    1. Понятие, виды и функции товарных знаков………………..………………6
    2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных

знаков………………………………………………………………….....................12

Глава 2. Особенности защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………………………………………….…...19

2.1. Особенности охраны  товарных знаков в Таможенном  Союзе...…………19

2.2. Основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………….26

Глава 3. Анализ судебной практики и пути совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС………………………………….31

3.1 Анализ судебной практики защиты товарных знаков таможенными органами…………………………………………………………………………..

3.2 Основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………………….……..41

Список использованных источников…………………………………………....44

 

 

 

 

Введение

Данная работа является довольно актуальной на сегодняшний момент. Современный рынок содержит в себе огромное количество разнообразных товаров разных производителей, и для того чтобы покупателям не сложно было ориентироваться среди этого многообразия, и ими была приобретена продукция, отвечающая всем стандартам качества, необходимо использовать специальные средства индивидуализации – товарные знаки.

В настоящее время одной из важнейших  задач таможенных органов является осуществление контроля за использованием товарных знаков на ввозимых на территорию Таможенного Союза товарах. Наблюдаются случаи, когда производители зачастую пренебрегают законами рыночной экономики, нарушают принцип справедливой конкуренции, и, понимая выгодность использования на своей товарной продукции торговых марок раскрученных брендов, нарушают законодательство о защите прав объектов интеллектуальной собственности, а также таможенное законодательство, маркируя свои товары чужими товарными знаками.

Дабы избежать недобросовестного поведения со стороны участников внешнеэкономической деятельности, в целях предотвращения нарушения законодательства, а также ввоза на территорию Таможенного союза контрафактной продукции,  защиты потребителей от покупки некачественных товаров, таможенные органы ведут активную деятельность по борьбе с незаконным использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Поэтому на данный момент очень актуальным является совершенствование деятельности таможенных органов. Она – предмет особого внимания и объект всестороннего исследования со стороны юридической науки, а также в связи с усовершенствованием методов и способов защиты объектов интеллектуальной собственности на практике.

Для решения этих задач таможенным органам  необходимо развивать сотрудничество с другими странами и пользоваться уже не только национальным таможенным законодательством, но и международными правовыми актами (соглашениями) в  сфере таможенного дела. Иными  словами, Россия нуждается в расширении сотрудничества с международными и финансовыми институтами.

Актуальность  работы заключается в том, что  с каждым годом увеличиваются  и разрастаются торговые связи Российской Федерации с другими государствами  и защита товарных знаков таможенными органами занимает важное место в регулировании внешнеэкономической деятельности страны.

Актуальность темы курсовой работы также связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Нормативно-теоретическую базу работы составили Таможенный Кодекс ТС, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты (в т. ч. приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы РФ, постановления судов), направленные на урегулирование отношений в области таможенного контроля при перемещении товарных знаков.

Целью работы является комплексный анализ правовых основ и содержания отношений, складывающихся в процессе таможенного контроля при перемещении объектов интеллектуальной собственности.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить и проанализировать понятие товарного знака, его виды и функции;

  • рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных знаков;

  • изучить особенности защиты товарных знаков таможенными органами ТС;

  • выявить основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС;

  • проанализировать судебную практику  защиты товарных знаков таможенными органами ТС;

  • охарактеризовать  основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления таможенного контроля при перемещении объектов товарных знаков через таможенную границу.

Предметом работы являются нормативные положения таможенного, и иных отраслей права, которые определяют функционирование института таможенного контроля при перемещении объектов интеллектуальной собственности.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания (анализ и синтез; дедукция и индукция; диалектический, системный, функциональный и т.д.)  и частнонаучные (специально-юридический, формально-юридический, сравнительно-правовой) методы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза

 

1.1 Понятие, виды  и функции товарных знаков

 

Товарный знак - один из старейших видов маркировки продукции, который помогает потребителю принять решение при покупке того или иного товара, а изготовителю - реализовывать свою продукцию и успешно функционировать в условиях рыночной конкуренции.

Товарный знак - важный элемент рыночной экономики. Чуткая реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях потребительского спроса на них и объемах продаж. Товарный знак - это прежде всего своеобразное звено между изготовителем и потребителем, оно помогает привлекать внимание покупателей к маркируемым товарам и позволяет потребителям выбрать необходимые им товары определенного производителя1. Следовательно, товарный знак применяется для того, чтобы у покупателей была возможность из множества товаров и услуг понять и определить,  кто выпускает понравившийся ему товар (оказывает услугу) и чтобы производитель напоминал потребителю, что товар (услуга) принадлежит ему. 

Согласно закону РФ от 23 сентября 1992 г. «товарный знак» - это обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров или услуг других лиц2. Примерами товарных знаков могут служить "Волга" и "Жигули" (для легковых автомобилей), "ЗИЛ" и "Бирюса" (для холодильников), "Слава" и "Полет" (для часов). Товарные знаки, а также слова и символы в современных рыночных условиях имеют важное значение, они помогают отличить продукцию или услугу одной компании от однородной продукции или же услуги другой компании, приобретать наиболее качественные товары, избегая при этом столкновения с поддельной продукцией3.

Виды товарных знаков.

По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.

Словесные товарные знаки чрезвычайно разнообразны. На более ранних этапах в качестве словесных товарных знаков чаще всего избирались имена известных людей, героев художественных произведений или мифологических персонажей (Наполеон, Гамлет, Прометей), Названия животных, птиц, растений, драгоценных камней (Лев, Сокол, Клен, Алмаз), наименования природных явлений, небесных тел, географических объектов (Рассвет, Комета, Эверест) и т.п. Широкое распространение получили также словесные товарные знаки, взятые как производные из древних языков (Laktos, Sanorin). В настоящее время в связи с тем, что указанные выше и подобные им наименования оказались практически исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова (неологизмы). Они широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов, т.к. подчеркивают оригинальность и обладают большей охраноспособностью. Нередко словесные товарные знаки так или иначе связываются с фирменным наименованием предприятия, в частности производят все его существенные элементы. Иногда в качестве товарных знаков регистрируются словосочетания и даже короткие фразы. При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только сома слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение. Словесные товарные знаки являются наиболее эффективными по общему признанию специалистов. Их популярность определяется тем, что они хорошо запоминаются, удобны для рекламы и легко различимы. Примеры словесных товарных знаков (Sony, Google, IBM, Coca-Cola, Intel, Disney).

Изобразительные товарные знаки - это обозначение в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных и т.п. Хотя их эффективность оценивается ниже, чем у словесных товарных знаков, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков. Успех изобразительных товарных знаков в большей степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования на всевозможных материалах, смысловой нагрузкой и т.п. Пример современных изобразительных товарных знаков (Lacoste, Playboy, Apple, Mersedes, Nike Windows). В качестве товарного знака могут быть защищены цветовые решения, т.е. товарный знак можно защищать в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях - его длине, высоте, ширине. Предметом объемного товарного знака может быть либо оригинальная форма изделия, например форма мыла, свечи, пилюли и т.д. либо его упаковка, например, оригинальная форма бутылки для напитка или флакона для духов. Однако объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом. Например, Форма конфеты "Рафаэло" (белый круглый шарик в обсыпке), флакон духов CHANEL N 5, статуэтка богини "Дух экстаза" для автомобиля Rolls-Royce4.

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, слов и цифр и т.д. Желательно, чтобы словесная и изобразительная части образовывали единое целое, связывались композиционно и сюжетно. Одним из самых распространенных видов комбинированных товарных знаков являются разнообразные этикетки, в которых, как правило, сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом решении. В качестве примера можно привести такие товарные знаки, как KSAN, БиЛайн, Zippo, МТС, Macintosh Starbucks.

Звуковой товарный знак представляет собой фрагмент музыкального произведения, короткий оригинальный музыкальный звук, шум природного, бытового, промышленного или искусственно созданного происхождения. Примеры звуковых товарных знаков:

- мелодии мобильных телефонов  Nokia, Sony Ericsson;

- позывные радиостанций, радиопрограмм;

- мелодии и заставки  популярных телепередач;

- аудиологотипы.

Кроме товарных знаков, перечисленных выше, существуют динамические, позиционные, жестикуляционные, вкусовые товарные знаки.

Так, например, если вкус помогает индивидуализировать товар, то мы имеем дело со вкусовым товарным знаком. Примеры вкусовых товарных знаков:

- "цветочный аромат, напоминающий  розу", - для покрышек;

- "сильный запах горького  пива" - для стрел для игры  в дартс;

- "запах свежескошенной  травы" - для теннисных мячей5.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического и физического лица. Коллективный товарный знак - это товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для выпускаемого или реализуемого ими вида товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.

1. Такой товарный знак  может принадлежать только объединению  предприятий.

2. Субъектом пользования  коллективным товарным знаком  могут быть только такие входящие  в объединение предприятия или  организации, за которыми по закону  признается возможность обладания  индивидуальным товарным знаком.

3. Предприятия-участники  объединения могут использовать  коллективный товарный знак в  качестве единственного средства  для обозначения товара либо  применять его наряду со своим  индивидуальным знаком.

4. Товары, которые будут  обозначаться этим знаком должны  иметь единые качественные или  иные общие характеристики.

Информация о работе Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков