Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ правовых основ и содержания отношений, складывающихся в процессе таможенного контроля при перемещении объектов интеллектуальной собственности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать понятие товарного знака, его виды и функции;
- рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных знаков;
- изучить особенности защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- выявить основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС;
- проанализировать судебную практику защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- охарактеризовать основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………….……………………...…6
1.1. Понятие, виды и функции товарных знаков………………..………………6
1.2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных
знаков………………………………………………………………….....................12
Глава 2. Особенности защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………………………………………….…...19
2.1. Особенности охраны товарных знаков в Таможенном Союзе...…………19
2.2. Основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………….26
Глава 3. Анализ судебной практики и пути совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС………………………………….31
3.1 Анализ судебной практики защиты товарных знаков таможенными органами…………………………………………………………………………..
3.2 Основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………….……..41
Список использованных источников…………………………………………....44

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_tovarnym_znakam1.docx

— 105.70 Кб (Скачать файл)

Думается, необходимо установить ответственность сотрудников таможенных органов за необоснованное привлечение к ответственности участников ВЭД.

По соглашению ФТС России и Роспатента сотрудники таможни смогут обращаться к единой базе, содержащей полные сведения о правообладателях. Но сейчас нет четкого понимания, кто будет возмещать убытки участнику ВЭД и правообладателю, если выпуск товара  был приостановлен, а товар оказался оригинальным. Поэтому необходимо разработать четкие инструкции и процедуры контроля, которые в настоящее время отсутствуют. Иначе появится дополнительный административный барьер, даже для оригинальной продукции.

Отсутствует единая терминология для определения таких основных понятий, как контрафакт, поддельная продукция, фальсифицированная продукция, серый импорт. В нормативных актах, судебной практике, СМИ используются различные, подчас диаметрально противоположные трактовки данных понятий. Значит необходимо включить в законодательство ТС легальное определение понятий контрафактная (т.е. выпускаемая с нарушением авторских прав) и фальсифицированная (т.е. поддельная) продукция. Что оградит потребителя от приобретения некачественного продукта, а правоохранительным и контролирующим органам поможет - в борьбе с распространением контрафактного товара. Поэтому необходима комплексная унификация в области гражданского законодательства стран ТС.

Одной из основных особенностей законодательного регулирования прав на объекты ИС является территориальный характер таких прав. То есть права автора охраняются и защищаются только на территории того государства, где о них было надлежащим образом заявлено. И получение таких прав в одном государстве вовсе не влечет их признания в другом. Возникает проблема исчерпания прав. В России и Белоруссии применяется территориальный принцип исчерпания прав, в Казахстане - международный. Международный заключается в том, что исключительное право правообладателя считается исчерпанным в отношении конкретного продукта в момент первого его введения в оборот в любой стране. Проще говоря, продав товар, правообладатель теряет право указывать новым собственникам, как им распоряжаться в дальнейшем: перевозить в другую страну, продавать и т.д. Территориальный принцип (схожий с действующим в ЕС региональным) означает, что даже если товар 


 

уже несколько раз перепродавался, ввезти в страну его можно только с разрешения владельца товарного знака.

Эксперты предлагают использовать международный опыт. например, товарный знак Евросоюза имеет одинаковый статус и равную юридическую силу на всей территории ЕС. Кстати, и исключительное право на товарный знак считается исчерпанным после введения товара в гражданский оборот правообладателем на территории любой страны ЕС. Так реализуется механизм локального внутриевропейского рынка, который допускает свободное движение товаров по ЕС.

Данный опыт может быть применим и внутри нашего ТС. Но все спорные вопросы исчерпания прав будут разрешены только после окончательного формирования ЕЭП, т.к. затрагивают вопросы унификации законодательств на национальном уровне.

Предусмотрена разработка международного договора о единых процедурах регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров /географических указаний/, международного договора об определении единого порядка управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, создании баз данных, содержащих информацию об охраняемых объектах авторских и смежных прав, международного договора о координации действий полномочных органов сторон по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также международного договора о Координационном совете ЕЭП по интеллектуальной собственности.47

Иными словами в ближайшее время можно прогнозировать концентрацию усилий на проблемах обеспечения правового регулирования охраны и защиты прав интеллектуальной собственности на территории Единого экономического пространства. 

Предусмотрена унификация законодательства стран-участниц ТС по вопросам административной и уголовной ответственности за ввоз контрафактных товаров. Это позволит не отступать от принципов справедливости и неотвратимости в уголовном праве, а также принципа административного права - равенства граждан перед законом и правоприменителем. 

В соответствии с данным Планом будет разработан ряд документов по организации взаимодействия таможенных органов и правообладателей. Эти документы регламентируют вопросы взаимной административной помощи между таможенными органами государств-членов ТС, правовой помощи при расследовании уголовных и рассмотрении административных дел в сфере таможенного дела, а также вопросы включения объектов ИС в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ТС. 

Для оперативного решения этого вопроса Комиссией планируется утвердить Регламент взаимодействия таможенных органов по порядку включения в Единый таможенный реестр, который призван помочь избежать неоправданных трат, затрат, утрат и вынужденных ошибок со стороны правообладателей. 

Учитывая перспективы вступления стран ТС во Всемирную торговую организацию, необходимо привести к соответствию законодательство ТС основным документам ВТО – прежде всего ТРИПС (TRIPS - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Также необходима реализация на практике многих международных соглашений, в частности, Парижской конвенции по охране промышленной собственности.48 

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные изменения будут актуальны для текущего положения дел в таможенном регулировании и контроле, а также помогут решить проблемы таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности, в частности товарных знаков, фирменных наименований и мест происхождения товара.

 

 

 

Заключение

Осуществляя защиту исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы контролируют в пределах своих полномочий перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными среди них на практике являются товарные знаки.

Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Таким образом, правовая охрана предоставляется также и знакам обслуживания (товарный знак предприятия, предоставляющего услуги), в отношении которых применяется правовой режим, одинаковый с товарными знаками.

Правовая охрана товарных знаков в РФ происходит после его государственной регистрации, которая осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В Роспатент подается заявка на регистрацию товарного знака, содержащая: заявление в установленной форме: заявляемое обозначение: перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация (сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков), и описание заявленного обозначения. К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки.

Действующим законодательством установлены гражданская, административная и уголовная ответственность в случаях незаконного использования товарного знака. Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака).

Таможенными органами ТС обеспечивается защита товарных знаков путем приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и административных мер. Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенной службой на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности.

Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

Несмотря на довольно эффективную работу таможенных органов, направленную на обеспечение охраны товарных знаков от незаконного использования, существует ряд проблем в этой области, таких как препятствия в возбуждении административных дел, проблема идентификации объектов интеллектуальной собственности, определения их таможенной стоимости, «параллельного импорта» и др.

В связи с этим назревает необходимость принятия мер по совершенствованию защиты товарных знаков таможенными органами ТС. Они должны быть направлены на решение проблемы территориального характера исчерпания исключительных прав на товарные знаки, обращение к международной практике ( в частности ЕС), расширение таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности, а также создание Единого реестра ТС, активная пропаганда и привлечение бизнеса к регистрации товарных знаков для своей продукции, создание регламентированных и обобщенных критериев для определения признаков контрафактности  товаров, усиление ответственности таможенных сотрудников за необоснованное приостановление выпуска товаров, содержащих объекты ИС, унификация и гармонизация законодательств стран-участниц ТС и ряд других мер.

Только при комплексном анализе существующих проблем в области защиты товарных знаков, учета всех недоработок законодательства, активной работы таможенных органов по совершенствованию обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности, активное и оперативное взаимодействие с их правообладателями сделает возможным предотвращения попадания на рынок Таможенного союза, и российский в частности, контрафактной продукции.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Нормативно-правовые акты.

 

    1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (22.04.2013) // Российская газета. - №137.- 27.07.2002.- Гл.33.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 
      N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 11.02.2013) "Собрание законодательства РФ".- N 32.-  05.12.1994.- Ст. 1491.
    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2013) // Собрание законодательства РФ.- № 1.- 07.12.2002.- Ст. 28.
    4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009  №17) (ред. от 11.03.12) // "Собрание законодательства РФ".- N 50.-  13.12.2010.- Ст.328-333.
    5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.02.2013) // Собрание законодательства РФ.-  N 113. - 18.06.1996. – Ст. 180.
    6. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.]// International Investment Instruments: A Compendium. Volume I.- New York and Geneva: United Nations, .- 1996. P. – С.337 - 371.
    7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1995 г. - №3. - С.51.
    8. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1994. - №2.
    9. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: 1993 г. -С. 500.
    10. Евразийская Патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. - август 1996 г. - №8
    11. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. - август 1999 г. - №8.
    12. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1996. - №2.
    13. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества" // Договоры, учреждающие европейские сообщества.- М.: Право, 1994. С. 95 - 288.
    14. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992. № 3520-1 (в ред. ФЗ от  11.12.02. №166-ФЗ) // Российская газета.- 1992.-№228.- С.45.ФЗ РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // "Парламентская газета".- N 63.- 03-09.12.2010.- Гл. 42.
    15. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // "Парламентская газета".- N 63.- 03-09.12.2010.- Гл. 42.
    16. Федеральный закон от 11.12.2002 г. № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // СЗ РФ. - 2002. - № 50. - Ст.4927.
    17. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1996 г. № 943 «Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию» // Собрание законодательства РФ.- № 33.- 12.08.1996.- Ст. 4012.
    18. Приказ Роспатента от 05.03.2003 г. № 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 23. - С.42.
    19. Приказ Роспатента от 05.03.2003 г. № 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 23. - С.42.
    20. Распоряжение ГТК России от 27 мая 1999 г. № 01-14/632 «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» // Таможенный вестник.  – №33. – 27.05.1999.
    21. Приказ ФТС РФ от 25.03.2011 N 626 "Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности" // Документ опубликован не был
    22. Письмо ФТС от 29 июня 2007 г. N 01-06/24387 «О направлении методических рекомендаций» //«Консультант плюс»- http://www.consultant.ru/

 

    1. Статьи из научных сборников и сериальных изданий

 

    1. Агамагомедова С.А. Административная ответственность за незаконное использование товарных знаков (по материалам деятельности таможенных органов) // Административное и муниципальное право. - 2011. - N 2. - С. 70.
    2. Агамагомедова С.А. Некоторые особенности экспертных процедур в процессе административного расследования по делам о незаконном использовании товарного знака, возбужденным таможенными органами // Судебная экспертиза.- 2010. - №2.- С. 32.
    3. Дмитриев В. В. Отдельные вопросы защиты таможенными органами прав на товарные знаки в арбитражных судах // Право и экономика.- 2009.- №5.- С.71-78.
    4. Гольцблат А. А. Как таможня защищает права владельцев товарных знаков // Патенты и лицензии. – 2010. - № 5. – С. 24.
    5. Егоров В.В., Егорова Е.В. Товарный знак как маркетинговый и правовой феномен // Известия Уральского государственного экономического университета.- 2008.- № 3.- С.23.
    6. Леонов А. Товарный знак и защита интеллектуальной собственности // Юрист.- 2010.- N 12. - С.12.
    7. Никулина В.С. Выбор  средства правовой защиты и право на товарный знак: спорные вопросы в практике российских судов в международно-правовой перспективе // Арбитражный и гражданский процесс.- 2012.- № 5.- С. 3.
    8. Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; рук. проекта Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова. М.: Статут.- 2011. - Вып. 17. – С.293.
    9. Фурсова И. Пираты без границ. При формировании единой таможенной территории возникли проблемы с объектами интеллектуальной собственности // Российская Бизнес-газета. – 2010. - №773.- С.40.
    10. Шведина Е.Б. Товарный знак и бренд: семантика понятий и её значение в управлении брендом //Экономические науки.- 2011. -№ 10.- С.118.

 

 

 

    1. Интернет-ресурсы
    1. Таможенный представитель «Континент»: // Количество возбужденных ФТС России дел об административных правонарушениях. URL: http://www.continent.net/company/news/news_1587.html
    1. Новости ФТС РФ «Круглый стол по теме «Защита интеллектуальной собственности»  // www.rusraport.ru.
    2. Проблемы создания цивилизованного рынка интеллектуальной собственности на территории таможенного союза Россия-Беларусь-Казахстан // http://www.vedco.ru
    3. Рост возбужденных дел об административных правонарушениях за незаконное перемещение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности  -http://www.customs.ru/
    4. Страны Единого экономического пространства должны активизировать усилия для обеспечения правового регулирования защиты прав интеллектуальной собственности - эксперт ТПП РФ // http://www.biztass.ru

Информация о работе Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков