Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 01:17, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ правовых основ и содержания отношений, складывающихся в процессе таможенного контроля при перемещении объектов интеллектуальной собственности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать понятие товарного знака, его виды и функции;
- рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных знаков;
- изучить особенности защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- выявить основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС;
- проанализировать судебную практику защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- охарактеризовать основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………….……………………...…6
1.1. Понятие, виды и функции товарных знаков………………..………………6
1.2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных
знаков………………………………………………………………….....................12
Глава 2. Особенности защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………………………………………….…...19
2.1. Особенности охраны товарных знаков в Таможенном Союзе...…………19
2.2. Основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………….26
Глава 3. Анализ судебной практики и пути совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС………………………………….31
3.1 Анализ судебной практики защиты товарных знаков таможенными органами…………………………………………………………………………..
3.2 Основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………….……..41
Список использованных источников…………………………………………....44
В п.8 ст. 1483 ГК РФ говорится о том, что «не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака».
Некоторые изменения произошли в регламентации прав и обязанностей правообладателей товарных знаков. Cтатья 1484 ГК РФ прямо определяет те действия, которые вправе совершать лишь сам обладатель исключительного права на товарный знак.
Знаку охраны товарного знака в отличие от ранее действовавшего законодательства посвящена отдельная статья (ст. 1485 ГК РФ)15. Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ. Согласно статье 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.
В этой связи в Кодексе дается несколько иное по сравнению с ранее действовавшим законодательством понятие использования товарного знака. Так, использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 ГК РФ, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
Сроку действия исключительного права на товарный знак посвящена статья 1491 ГК РФ. Ранее использовалось понятие "срок действия регистрации". Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности16.
Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак. Новой является статья 1496 ГК РФ, посвященная последствиям совпадения дат приоритета товарных знаков.
Если заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров поданы разными заявителями и эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета, заявленный товарный знак в отношении товаров, по которым указанные перечни совпадают, может быть зарегистрирован только на имя одного из заявителей, определяемого соглашением между ними.
Если заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров поданы одним и тем же заявителем и эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета, товарный знак в отношении товаров, по которым указанные перечни совпадают, может быть зарегистрирован только по одной из выбранных заявителем заявок.
Если заявки на тождественные товарные знаки поданы разными заявителями, они должны в течение шести месяцев со дня получения от федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего уведомления сообщить в этот федеральный орган о достигнутом ими соглашении о том, по какой из заявок испрашивается государственная регистрация товарного знака.
В течение такого же срока должен сообщить о своем выборе заявитель, подавший заявки на тождественные товарные знаки. Если в течение установленного срока в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не поступит указанное сообщение или ходатайство о продлении установленного срока, заявки на товарные знаки признаются отозванными на основании решения такого федерального органа.
Среди источников законодательного регулирования товарных знаков и знаков обслуживания следует отметить Кодекс об административных правонарушениях РФ17, а именно ст. 14.10. Также Нарушители законодательства об интеллектуальной собственности несут ответственность по уголовному законодательству (ст.180 УК РФ18).
Регулирование отдельных положений относительно товарных знаков производится при помощи издания подзаконных актов министерств и ведомств. Среди них можно отметить Приказ Роспатента от 17.03.2000 N 38 "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации"19, а также Приказ Роспатента от 05.03.2003 г. № 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания"20.
В части, касающейся перемещения товаров через границу Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, товарные знаки подпадают под регулирование в соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности")21 и ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"22.
Итак, по итогам главы 1 можно сформулировать следующие выводы.
Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Таким образом, правовая охрана предоставляется также и знакам обслуживания (товарный знак предприятия, предоставляющего услуги), в отношении которых применяется правовой режим, одинаковый с товарными знаками.
В настоящий момент оборот товарных знаков регулируется, в первую очередь, частью 4 ГК РФ, а также в части, касающейся перемещения товаров через границу таможенного союза – Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным Законом РФ «О таможенном регулировании в РФ». Для совершенствования контроля за товарными знаками товаров, перемещаемых через границу, предусмотрено создание Единого таможенного реестра товарных знаков в Таможенном союзе.
Информация о работе Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков