Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ правовых основ и содержания отношений, складывающихся в процессе таможенного контроля при перемещении объектов интеллектуальной собственности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать понятие товарного знака, его виды и функции;
- рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных знаков;
- изучить особенности защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- выявить основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС;
- проанализировать судебную практику защиты товарных знаков таможенными органами ТС;
- охарактеризовать основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………….……………………...…6
1.1. Понятие, виды и функции товарных знаков………………..………………6
1.2. Правовое регулирование отношений в сфере охраны товарных
знаков………………………………………………………………….....................12
Глава 2. Особенности защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза………………………………………………………….…...19
2.1. Особенности охраны товарных знаков в Таможенном Союзе...…………19
2.2. Основные проблемы, возникающие при защите товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………….26
Глава 3. Анализ судебной практики и пути совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС………………………………….31
3.1 Анализ судебной практики защиты товарных знаков таможенными органами…………………………………………………………………………..
3.2 Основные направления совершенствования защиты товарных знаков таможенными органами ТС……………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………….……..41
Список использованных источников…………………………………………....44

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_tovarnym_znakam1.docx

— 105.70 Кб (Скачать файл)

По степени известности товарные знаки подразделяются на общеизвестные и обычные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, зарегистрированные в Патентном ведомстве.

Главная функция товарного знака - отличительная. При этом товарный знак помогает отличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. Если знак зарегистрирован для мебели, он не поможет в выборе зубной пасты. Другая важная функция - рекламная. Товарный знак, маркирующий хорошо зарекомендовавший себя товар, делает ему рекламу, повышает репутацию производителя, увеличивает объемы сбыта товаров и размеры прибыли.

Стимулирующая функция способствует активизации производителей в их стремлении поддерживать и повышать качество производимого ими товара, а также услуг.

Регулирующая функция помогает упорядочивать выпуск и статус товаров6.

Таким образом, можно сделать вывод, что товарный знак несет в себе важное значение для идентификации различного рода товаров и услуг и используется производителями для отличия их продукции от других товаров, является как инструментом привлечения покупателей для приобретения раскрученных торговых брендов, так и позволяет потребителям покупать качественную продукцию. Товарный знак бывает разных видов и выполняет различные функции, которые помогают облегчать опознание и запоминание товара, указывают на происхождение товара и помогают нести информацию о нем, стимулировать желание купить.

 

1.2 Правовое регулирование  отношений в сфере охраны товарных  знаков

Во-первых, следует отметить, что товарный знак становится объектом гражданских прав только с момента государственной регистрации. Соответственно и правовая охрана товарного знака (что было вынесено в тезис комментируемого пункта) также предоставляется только на основании его государственной регистрации.

Право на товарный знак возникает на основании, но не со дня государственной регистрации. В соответствии со ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака7; дата подачи заявки, как правило, совпадает с датой приоритета товарного знака (ст. 1494 ГК РФ, ст. 9 Закона о товарных знаках (утратил силу)). Таким образом, срок действия исключительного права на товарный знак наступает ранее акта государственной регистрации. Таким образом, по принятой в российском законодательстве модели охрана товарного знака и соответственно защита исключительного права распространяются "задним числом" и на период, предшествующий государственной регистрации8.

Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется нормами ст.44 Конституции РФ, ч.1, которой закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров. Отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.)9.

Как правопреемник Советского Союза Россия стала участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882 г.10, Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.

В 1995 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.) 11, устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной конвенцией, и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (1971 г.)12. Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав13, а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию14.

Как уже было сказано выше, основным внутренним законодательным источником, регулирующим товарные знаки в РФ является часть 4 ГК РФ.

Праву на товарный знак и праву на знак обслуживания посвящен § 2 главы 76 ГК РФ. Так, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ). Таким образом, само понятие "товарный знак" не претерпело изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Что касается знаков обслуживания, то они используются для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ и оказываемых услуг (п. 2 ст. 1477 ГК РФ). В указанной норме также сказано, что правила ГК о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания.

В п.8 ст. 1483 ГК РФ говорится о том, что «не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака».

Некоторые изменения произошли в регламентации прав и обязанностей правообладателей товарных знаков. Cтатья 1484 ГК РФ прямо определяет те действия, которые вправе совершать лишь сам обладатель исключительного права на товарный знак.

Знаку охраны товарного знака в отличие от ранее действовавшего законодательства посвящена отдельная статья (ст. 1485 ГК РФ)15. Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ. Согласно статье 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.

В этой связи в Кодексе дается несколько иное по сравнению с ранее действовавшим законодательством понятие использования товарного знака. Так, использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 ГК РФ, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.

Сроку действия исключительного права на товарный знак посвящена статья 1491 ГК РФ. Ранее использовалось понятие "срок действия регистрации". Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности16.

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак. Новой является статья 1496 ГК РФ, посвященная последствиям совпадения дат приоритета товарных знаков.

Если заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров поданы разными заявителями и эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета, заявленный товарный знак в отношении товаров, по которым указанные перечни совпадают, может быть зарегистрирован только на имя одного из заявителей, определяемого соглашением между ними.

Если заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров поданы одним и тем же заявителем и эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета, товарный знак в отношении товаров, по которым указанные перечни совпадают, может быть зарегистрирован только по одной из выбранных заявителем заявок.

Если заявки на тождественные товарные знаки поданы разными заявителями, они должны в течение шести месяцев со дня получения от федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего уведомления сообщить в этот федеральный орган о достигнутом ими соглашении о том, по какой из заявок испрашивается государственная регистрация товарного знака.

В течение такого же срока должен сообщить о своем выборе заявитель, подавший заявки на тождественные товарные знаки. Если в течение установленного срока в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не поступит указанное сообщение или ходатайство о продлении установленного срока, заявки на товарные знаки признаются отозванными на основании решения такого федерального органа.

Среди источников законодательного регулирования товарных знаков и знаков обслуживания следует отметить Кодекс об административных правонарушениях РФ17, а именно ст. 14.10. Также Нарушители законодательства  об интеллектуальной собственности несут ответственность по уголовному законодательству (ст.180 УК РФ18).

Регулирование отдельных положений относительно товарных знаков производится при помощи издания подзаконных актов министерств и ведомств. Среди них можно отметить Приказ Роспатента от 17.03.2000 N 38 "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации"19, а также Приказ Роспатента от 05.03.2003 г. № 32 "О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания"20.

В части, касающейся перемещения товаров через границу Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана,  товарные знаки подпадают под регулирование в соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности")21 и ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"22.

Итак, по итогам главы 1 можно сформулировать следующие выводы.

Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Таким образом, правовая охрана предоставляется также и знакам обслуживания (товарный знак предприятия, предоставляющего услуги), в отношении которых применяется правовой режим, одинаковый с товарными знаками.

В настоящий момент оборот товарных знаков регулируется, в первую очередь, частью 4 ГК РФ, а также в части, касающейся перемещения товаров через границу таможенного союза – Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным Законом РФ «О таможенном регулировании в РФ». Для совершенствования контроля за товарными знаками товаров, перемещаемых через границу, предусмотрено создание Единого таможенного реестра товарных знаков в Таможенном союзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности защиты товарных знаков таможенными органами Таможенного Союза

 

2.1 Особенности  охраны товарных знаков таможенными органами в Таможенном Союзе

 

Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товаров является одним из общественно опасных проявлений недобросовестной конкуренции, нарушающих порядок осуществления предпринимательской деятельности, подрывающих авторитет субъектов экономической деятельности, причиняющих вред потребителям товаров и услуг.

Непосредственным предметом преступного посягательства при незаконном использовании товарного знака являются: товарный знак или знак обслуживания. Чужим считается товарный знак (знак обслуживания), который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех или части товаров либо право на использование которого не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору.

Одной из задач деятельности таможенных органов является защита правообладателей от незаконного использования товарных знаков.

 Ключевая роль в охране объектов интеллектуальной собственности при ввозе товаров на территорию России принадлежит таможенным органам23. Функции последних определены, в частности, в ст. 6 Таможенного кодекса РФ. Среди них – пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности, обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности24.

Защита интеллектуальной собственности таможенными органами в РФ осуществляется по следующим направлениям:

Информация о работе Таможенные органы ТС в системе защиты товарных знаков