Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таможенных платежей как инструмента регулирования перемещения через таможенную границу алкогольной продукции и предложить меры по совершенствованию применения таможенных платежей для алкогольной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить рынок алкогольной продукции;
рассмотреть сущность и виды таможенных платежей;
рассмотреть роль таможенных платежей;
проанализировать современное состояние рынка алкогольной продукции;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ…………….5
1.1. Характеристика рынка алкогольной продукции.…………………………..5
1.2. Сущность и виды таможенных платежей………...…………………….....10
1.3. Роль таможенных платежей…...…………………………………………...17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВВОЗЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ………………21
2.1. Анализ современного состояния рынка алкогольной продукции..….......21
2.2. Применение таможенных платежей на алкогольную продукцию.………24
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ....…………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
1) таможенные сборы за
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте РФ. В случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Таможенные
сборы исчисляются
1.3. Роль таможенных платежей
На современном этапе можно выделить три основные проблемы, решаемые с помощью таможенных платежей в ходе реализации таможенной политики государства:
На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию.
Рынок товаров формируется за счет двух источников:
Состояние потребительского рынка алкогольных и безалкогольных напитков и уксуса затрагивает интересы и здоровье населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти уделяют приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка.
Насыщенность потребительского рынка
по составу и структуре ведет
к созданию конкурентной среды, стабилизации
и даже снижению оптовых и розничных
цен на потребительские товары. Основным
инструментом федерального государственного
регулирования внутреннего
Таможенное
регулирование импорта
Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен товарами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности. И, наконец, третья проблема решается таможенными органами непосредственно с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение.
В 2010 году предложение российской продуктов группы 22 ТНВЭД России на внешнем рынке сократилось на 9%. А в 2011 году ситуация изменилась в направлении роста экспорта данной продукции. Экспорт водки и ликероводочных изделий в 2011 году увеличился на 7%.
Так как импортные алкогольные напитки ввозятся на территорию нашей страны и декларируются на таможенных постах Центральной акцизной таможни, то стоит рассмотреть объемы уплаченных таможенных платежей поступивших в бюджет за 2009 - 2011 года12 (Рис. 3).
Из рисунка 3 видно, что динамика объемов уплаченных таможенных платежей за последние три года стабильно растет, а значит существует огромный спрос на национальном рынке на импортные алкогольные напитки. Важно, чтобы доходная часть бюджета насыщалась достаточно стабильно. Но напомню, что одновременно таможня - важный инструмент экономического регулирования внешней торговли.
Таможенное обложение влияет на
цены товаров, на спрос и предложение,
насыщение рынка импортными товарами
и конкурентоспособность
Рис. 3. Объемы уплаченных таможенных платежей за 2009 – 2011 гг.
Целесообразно обобщить, что таможенное регулирование - это и средство защиты отечественного производителя, оно помогает противодействовать торговым войнам и создавать условия для продвижения отечественных товаров на чужие рынки. И, конечно, следует помнить, что таможня выполняет и правоохранительные функции. Также, в таможенной политике РФ наблюдается тенденция повышения ставок акциза. Это связано с попыткой государства помочь развитию рынка отечественных алкогольных напитков и других подакцизных товаров.
Также целесообразно резюмировать, что товарная группа 22 ТН ВЭД ТС (алкогольная продукция) в Центральной акцизной таможне, а именно на Алабинском и Егорьевском таможенном посту за 10 месяцев 2012 года индекс таможенной стоимости товаров составил 2,50 и 2,75 долл. США/кг, за аналогичный период 2011 года составлял 3,28 и 3,84 долл. США/кг.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВВОЗЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1. Анализ современного состояния рынка алкогольной продукции
По данным исследования компании TNS Gallup Media за декабрь 2011 г.- апрель 2012 г., число людей, употреблявших хотя бы раз за полгода любые алкогольные напитки, составило в среднем 90% населения России в возрасте 16-ти лет и старше. При этом самые потребляемые виды алкоголя в стране - это пиво и водка.
Потребление этих напитков по России мало отличается от потребления по Москве: пиво пьют 62% москвичей и 66% россиян в возрасте 16+, а водку - одинаковый процент населения Москвы и России (около 60%). Потребление других видов алкоголя среди россиян за полгода распределилось следующим образом:
Рис. 1. Виды потребляемого алкоголя
Среди потребителей пива 27% россиян
пьют его несколько раз в неделю
и чаще. Большинство из них (56%) предпочитает
светлые сорта напитка (4-5% алк.). Второе
место по популярности, но с большим
отрывом, занимает легкое пиво (до 4% алк.),
которое пьют 12% россиян.
При этом, подавляющее большинство потребителей
данного напитка (62%), пьет пиво "Балтика",
а 40% предпочитает пиво "Клинское".
Далее следуют марки: "Жигулевское"
(36%), "Бочкарев" (35%) и "Очаково"
(34%). Москвичи также отдают предпочтение
"Балтике", пиво этой марки пьют 59%.
На втором месте находится пиво "Клинское"
(54%), а третью позицию среди потребителей
пива в Москве, занимает марка "Старый
мельник" (45%). Согласно данным исследования
за последние полгода потребление водки
по России и Москве незначительно отставало
от потребления пива и составило в среднем
60%.
Большая часть участников исследования - потребителей этой алкогольной продукции (около 40%) указало, что они употребляли данный напиток реже одного раза в месяц, однако примерно 1/5 сказали, что предпочитают пить водку 2-3 раза в месяц.
При этом среди самых потребляемых марок в России - "Гжелка" (46%), "Исток" (29%) и "Пшеничная" (27%). Далее идут водка "Флагман" (26%), "Русская" (21%), и "Absolut" (19%). В Москве наиболее потребляемая марка - также "Гжелка" (63%).
Однако одновременно велико потребление марок "Флагман" (39% ) и "Русский стандарт" (30%). Вино, включая шампанское, тоже входит в тройку лидеров. Но для этой категории процент потребителей в Москве выше, чем в среднем по России. За последние полгода процент потребления вина среди москвичей составил 67%, а шампанского - 65%, среди россиян их потребление немного ниже, как для вина, так и для шампанского - 59%. При этом лидерам по потреблению как в целом по России, так и в Москве являются молдавские и грузинские вина.
Динамика потребления
Вторая объединяет экзотические и элитные напитки, а также сравнительно недавно появившиеся готовые слабоалкогольные коктейли. Потребление последних стабильно растет, хотя им приходится "уживаться" с традиционным пивом - более половины активных потребителей слабоалкогольных коктейлей являются одновременно активными потребителями пива. Также интересен факт, что 47% потребителей готовых слабоалкогольных коктейлей отдают предпочтение, прежде всего, напиткам, приготовленным на основе водки. А 39% - на основе джина. И немного меньше одной пятой потребителей предпочитают наиболее легкие алкогольные составляющие - вино и вермут13.
На сегодняшний день импорт товаров и услуг является составной частью внешнеторговой деятельности предприятия. Импортная операция представляет собой коммерческую деятельность, связанную с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их реализации на внутреннем рынке. При этом ввозимый товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем для переработки.
ТН ВЭД ТС (Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности ТС) - это общероссийский классификатор товаров, применение которого предусмотрено таможенным законодательством.
В группу 22 «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус» входят:
В данную группу не включаются:
а) продукты этой группы (кроме продуктов товарной позиции «Уксус и его заменители, полученные из уксусной кислоты»), приготовленные для кулинарных целей и тем самым непригодные для употребления в качестве напитков;
б) морская вода;
в) дистиллированная или кондуктометрическая вода или вода аналогичной чистоты;
г) уксусная кислота с концентрацией более 10 мас.%;
д) лекарственные средства;
е) парфюмерные или туалетные средства14.
2.2. Применение таможенных платежей на алкогольную продукцию
Объем импорта в Россию алкогольных и безалкогольных напитков в январе-ноябре 2011 года увеличился на 20.8% до $2.382 млрд с $1.972 млрд за аналогичный период прошлого года. Объем экспорта в целом снизился, однако экспорт водки увеличился на 21.16% до $120.8 млн с $99.7 млн.
Следует отметить, что в настоящее время в России прослеживается тенденция к увеличению импорта алкогольных напитков и сокращению при этом их экспорта. За первые два месяца 2012 года Россия импортировала алкоголя более чем на 130 млн долларов, это на 38,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом импорт из стран СНГ составил 67,2 млн долларов, а из других стран - 62,8 млн. В то же время экспорт алкогольных напитков в январе-феврале 2012 года сократился на 37,7% и составил менее 11 млн долларов. При этом в страны СНГ было поставлено продукции на 7,5 млн долларов, в другие страны мира - на 3,4 млн.
Наиболее
значительно в стоимостном
Соотношение в группе импортного виноградного вина вин высокого качества и вина прочего в январе-апреле 2012 г. сложилось: 29% и 71% соответственно. В то же время соотношение импортного и российского вина на рынке меняется: 31,7% импортного вина было в России в 2011 г., в январе - апреле 2011 г. доля импортного вина упала до 27,09%. Импорт белого виноградного вина высшего качества (без учета крепленых) в апреле 2012 г. вырос относительно показателей апреля 2011 г. на 24,3%, а по итогам января- апреля – на 9,5%. Все высококачественное вино (импортное и российское) занимает не более 7% российского рынка вина. Импорт красных высококачественных сухих вин вышел на свой уровень: спад в 2012 г. по итогам января-апреля 17%. Спад импорта красного вина и повышение импорта белого обусловлено изменившимися вкусами потребителя. Если в январе- апреле 2011 г. объем белых был ниже на 23%, то в 2012 г. объем белых превысил объем красных на 2%. Серьезный рост демонстрируют крепленые дорогие вина: если в январе – апреле 2011 г. они были по объему почти в 2 раза меньше белых высокого качества и в 3 раза меньше красных высокого качества, то уже в 2012 г. они всего на 46% ниже объема лидера - белых вин высокого качества.