Таможенные платежи в различных таможенных процедурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение ключевых теоретических и практических аспектов в области применения таможенной пошлины как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы регулирования внешнеэкономической деятельности………............................................................................................
1.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ………….………………………………………………………..
1.2 Таможенная пошлина и ее виды. Ставки таможенной пошлины.……...
1.3 Осуществление функций таможенной пошлины в зависимости от применяемой таможенной процедуры……………………………...………...
2 Анализ применения таможенной пошлины в качестве инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………...
2.1 Анализ реализации фискальной функции таможенной пошлины………………………………………………………………..............
2.2 Практика применения стимулирующей функции таможенной пошлины………………………………………………………………………..
2.3 Анализ контрольной и распределительной функции таможенной пошлины………………………………………………………………………..
3 Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенного союза………………….……………………………………………………….
3.1 Предложения по совершенствованию проблем в области применения таможенной пошлины в различных таможенных процедурах………………………………………………………..…………….
3.2 Направления совершенствования и развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в таможенном союзе……………………..……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач по тп.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 4 – Перечисление экспортных/импортных таможенных пошлин за 2010 г (млн. рублей)

 

Данные результаты достигнуты за счёт роста цен экспортируемых из РФ товаров, а также за счёт увеличением объемов их поставок.

В 2011 году (по данным на 27 декабря) обеспечили поступление в  бюджет Российской Федерации 5845,7 млрд. рублей. Это на 1 трлн. 546 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. На 2011 год прогнозируемая сумма доходов  бюджета, администрируемых таможенными  органами, была установлена в размере 5826,5 млрд. рублей – то есть план выполнен на 100,3%. Из них количество вывозных таможенных пошлин составило 3710,3 млрд. руб., а ввозных 783,3 млрд. рублей. Как в 2009 и 2010 году количество вывозных таможенных пошлин  в 2011году намного превышает количество ввозных таможенных пошлин. Для сравнения, в 2010 году ФТС России обеспечила поступление в федеральный бюджет платежей в объеме 4329,8 млрд. рублей. Таким образом, в 2011 году ФТС России превысила уровень прошлого года по данному показателю более чем на треть. Однако на данный момент существуют некоторые проблемы в части таможенных платежей в связи с созданием Таможенного союза, которые неблагоприятно влияют как на экономику РФ,  так и на экономику государств-членов ТС. Главными из них являются: проблема определения величины таможенных платежей, а также проблема начисления, взимания и распределения таможенных пошлин между странами-участницами ТС.

За январь- декабрь 2011 года таможенные органы Приволжского таможенного обеспечили поступление в федеральный бюджет  РФ 115 556,18 млн. руб., что составило 103,45% от установленного контрольного показателя. По импортной составляющей перечислено – 13 733 ,01 млн. руб., по экспорту – 41 152,39 млн. руб. (таблица 4, 5).

 

 

Таблица 4 - Суммы плановых заданий, установленных таможенным органам Приволжского региона, и фактически перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей

Таможня

январь-декабрь 2011 года

Фактическое исполнение, млн. руб.

Контрольное задание, млн. руб.

Процент выполнения, %

Башкортостанская

9 893,69

9 870,13

100,24

Татарстанская

16 512,52

16 509,54

100,02

Нижегородская

29 587,11

31 691,97

93,36

Оренбургская

6 957,92

6 883,51

101,08

Пермская

8 904,16

7 950,77

111,99

Самарская

21 433,79

20 866,04

102,72

Саратовская

17 898,86

13 579,73

131,81

Ульяновская

4 213,11

4 204,49

100,20

Приволжская оперативная таможня

0,07

   

Итого по ПТУ

115 401,22

111 556,18

103,45


 

Из таблицы 4 явно видно, что практически все таможни ПТУ справились с планом по перечислению таможенных платежей, кроме Нижегородской таможни. Наибольшее количество поступления было от Нижегородской, Самарской и Татарстанской таможен.

 

Таблица 5 - Сумма фактических перечисленных в бюджет РФ ПТУ таможенных пошлин за 2011 год

Вид платежа

ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2011 года

План (млн. руб.)

Факт (млн. руб.)

Выполнение, %

Федеральный бюджет

111 556,18

115 401,22

103,45

в том числе:

     

Вывозная пошлина

36 080,68

41 152,39

114,06

Ввозная пошлина

14 581,14

13 733,01

94,18

Акциз при импорте

248,70

343,53

138,13

НДС

57 477,02

56 824,03

98,86

Сборы и иные платежи

3 168,64

3 348,26

105,67


 

Количество  вывозных таможенных пошлин перечисленных  в федеральный бюджет ПТУ превышает  количество ввозных таможенных пошлин на 21 499,54 млн. руб. Такая же тенденция наблюдалась и в 2010году.        Однако в 2009 году количество ввозных таможенных пошлин, превышало количество вывозных таможенных пошлин. Одним из основных факторов, который повлиял на уменьшение вывозных таможенных пошлин в бюджет страны, является снижение в 2009г. активности внешней торговли. Также не маловажным фактором является кризис в 2008-2009 гг.

Итоги анализируемого периода, а именно 2009-2011 г., показали, что таможенные органы РФ и Приволжья успешно справляются с поставленными перед ними плановыми задачами по перечислению таможенных пошлин и обладают значительным потенциалом для своего поступательного развития.

Итак, фискальная функция  таможенной пошлины в Российской Федерации реализуется на весьма высоком уровне, об этом свидетельствуют  вышеизложенные факты. Можно сказать, что роль фискальной функции с каждым годом возрастает, так как благодаря таможенным пошлинам формируется пополнение большей части федерального бюджета страны. Это касается в большей степени экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые за пределы России. Для нашей страны фискальная функция пока что является основополагающим рычагом регулирования внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим роль остальных функций таможенной пошлины в тарифном регулировании экономики России.

 

 

2.2 Практика  применения стимулирующей функции  таможенной пошлины

 

 

Стимулирующая функция  таможенной пошлины заключается  в том, что таможенная пошлина  является средством поддержки и  развития рыночной конкуренции, а также  средством обеспечения равномерного и поступательного движения общества вперед. Эта функция реализуется через систему льгот и преференций.

Под «таможенной льготой» в таможенном праве понимаются установленные  нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным оформлением и таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.

Одним из направлений государственной политики в РФ является увеличение совокупного дохода национального производства.

В целях активизации  и поощрения международной торговли, привлечения инвестиционных и иных ресурсов государство устанавливает  льготы по уплате таможенных платежей. Предоставление льгот в конечном итоге влияет на ценовые характеристики товара и может привести к увеличению объемов международной торговли. При этом требуется избирательный подход к обоснованию предоставления каждого вида льгот к определенным товарам, оценка эффективности их применения.

Законодательно не определено понятие «льгота по уплате таможенных платежей». Однако дается понятие тарифной льготы, под которой понимается предоставляемая  на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу таможенного союза в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Льготы по уплате таможенных платежей позволяют избежать увеличения стоимости товаров в среднем  на 20-20 % и предоставляют наибольший интерес для участников ВЭД, однако федеральный бюджет теряет немалую  долю поступлений. По официальным данным министерства экономического развития объем только тарифных льгот за 2010 год составил при импорте- 33,3 млрд. рублей (5,4 5 объема поступлений платежей от ввозных таможенных пошлин), при экспорте- 123,4 млрд. рублей.

Насколько оправданы такие потери зависит от того, получает ли государство максимальный совокупный доход от ВЭД и от национального производства, применяя льготы в зоне деятельности таможен, тем самым поощряя и активизируя международную торговлю.

Исследование института льгот по уплате таможенных платежей позволяет выделить основные цели их введения:

- содействие и стимулирование  развития внешней торговли;

- обеспечение соблюдения  интересов граждан и юридических  лиц-участников ВЭД;

- обеспечение благоприятного  климата для иностранных государств и участников ВЭД.

При предоставлении льгот  участнику ВЭД по уплате таможенных платежей действует следующая схема: участник ВЭД предоставляет пакет  документов, необходимых для подтверждения  права на льготы по таможенным платежам. На основании проверки этих документов таможенным органом выносится решение о предоставлении льгот или ин не предоставлении (в случае выявления неподачи сведений или подачи недостоверных сведений). Затем при предоставлении льготы, происходит дальнейшее оформление товаров с одновременной подачей сведений о предоставлении льгот в ФТС.

В 2011 году ФТС России значительно усовершенствовала порядок администрирования льгот по уплате таможенных платежей и усилила контроль соблюдения законодательства в случаях, когда таможенные не уплачиваются либо уплачиваются не в полном объеме.

При подготовке договорно-правовой базы таможенного союза удалось достичь унификации требований и условий предоставления тарифных льгот в государствах – членах таможенного союза. ФТС России систематизировала информацию о льготах в одном документе – Сборнике нормативно-справочной информации (Приказ ФТС России от 26.05.2010 N 1022 "О сводном перечне нормативно-справочной информации, используемой при предоставлении освобождений от уплаты таможенных платежей"). Теперь участник ВЭД в одном документе может найти, какие льготы предусмотрены в конкретном случае, и каковы особенности заполнения некоторых граф грузовой таможенной декларации при применении льгот по их уплате.

За 10 месяцев 2011 года сумма льгот по уплате таможенных платежей составила 249,49 млрд. руб., что в 1,6 раза больше аналогичного показателя за 2010 год (156,36 млрд.руб.). Основные суммы предоставленных льгот приходятся на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из нее в рамках реализации соглашений о разделе продукции (104,06 млрд. руб.), ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые из нее (81,50 млрд.руб.), ввозимые/вывозимые в рамках отдельных международных соглашений Российской Федерации (29,36 млрд.руб.).

По иным видам льгот  по уплате таможенных платежей наибольшие суммы за 10 месяцев 2011 года составили:

-12,97 млрд.руб. – льготы  по уплате НДС в отношении  товаров, ввозимых для реабилитации  инвалидов, изделий медицинской  техники, линз и оправ для очков, а также на сырье и комплектующие для их производства;

-10,14 млрд. руб. – ввозимая в Российскую Федерацию продукция морского промысла российскими рыбопромышленными предприятиями;

-8,60 млрд.руб. – льготы  по уплате НДС в отношении  технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

В условиях модернизации российской экономики, перевода ее на инновационный путь развития, льготы по уплате таможенных платежей, сохраняя свою социальную направленность, играют важную роль для обеспечения стабильности внешнеторговых отношений и эффективности решения текущих социально-экономических задач.

Подводя итог, можно сказать, что льготы по уплате таможенных платежей тем более эффективны и позволяют  экономить большие суммы участников ВЭД, чем больше степень обработки товара, больше его таможенная стоимость.

Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним  из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного  тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Льготы по уплате таможенных платежей можно отнести к одной из подсистем такого механизма.

В целях активизации  процесса применения льгот по уплате таможенных платежей в рамках деятельности таможни можно предпринять ряд  мер по оказанию содействия участникам ВЭД:

- проведение информирования по возможностям снижения налогового бремени путем использования льгот по уплате таможенных платежей, а также об особенностях заполнения некоторых граф таможенной декларации;

- предоставление возможности  использования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при условном выпуске товаров поручительства и договора страхования;

- усиление таможенного  контроля и его эффективности  над условно выпущенными товарами;

- осуществление постоянных  проверок финансово-хозяйственной  деятельности участников ВЭД для своевременного определения возможности уплаты таможенных платежей.

Установление льгот  производится в общегосударственных  целях, однако конечным носителем льготы являются потребители товаров- население  страны.

Многоплановость и специфика влияния таможенных льгот на развитие внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от государственных органов взвешенного подхода к определению способов установления льгот по уплате таможенных платежей, целесообразности их введения.

Информация о работе Таможенные платежи в различных таможенных процедурах