Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение ключевых теоретических и практических аспектов в области применения таможенной пошлины как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы регулирования внешнеэкономической деятельности………............................................................................................
1.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ………….………………………………………………………..
1.2 Таможенная пошлина и ее виды. Ставки таможенной пошлины.……...
1.3 Осуществление функций таможенной пошлины в зависимости от применяемой таможенной процедуры……………………………...………...
2 Анализ применения таможенной пошлины в качестве инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………...
2.1 Анализ реализации фискальной функции таможенной пошлины………………………………………………………………..............
2.2 Практика применения стимулирующей функции таможенной пошлины………………………………………………………………………..
2.3 Анализ контрольной и распределительной функции таможенной пошлины………………………………………………………………………..
3 Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенного союза………………….……………………………………………………….
3.1 Предложения по совершенствованию проблем в области применения таможенной пошлины в различных таможенных процедурах………………………………………………………..…………….
3.2 Направления совершенствования и развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в таможенном союзе……………………..……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..Список использованных источников…………………………………………
Рисунок 4 – Перечисление экспортных/импортных таможенных пошлин за 2010 г (млн. рублей)
Данные результаты достигнуты за счёт роста цен экспортируемых из РФ товаров, а также за счёт увеличением объемов их поставок.
В 2011 году (по данным на 27 декабря) обеспечили поступление в бюджет Российской Федерации 5845,7 млрд. рублей. Это на 1 трлн. 546 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. На 2011 год прогнозируемая сумма доходов бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 5826,5 млрд. рублей – то есть план выполнен на 100,3%. Из них количество вывозных таможенных пошлин составило 3710,3 млрд. руб., а ввозных 783,3 млрд. рублей. Как в 2009 и 2010 году количество вывозных таможенных пошлин в 2011году намного превышает количество ввозных таможенных пошлин. Для сравнения, в 2010 году ФТС России обеспечила поступление в федеральный бюджет платежей в объеме 4329,8 млрд. рублей. Таким образом, в 2011 году ФТС России превысила уровень прошлого года по данному показателю более чем на треть. Однако на данный момент существуют некоторые проблемы в части таможенных платежей в связи с созданием Таможенного союза, которые неблагоприятно влияют как на экономику РФ, так и на экономику государств-членов ТС. Главными из них являются: проблема определения величины таможенных платежей, а также проблема начисления, взимания и распределения таможенных пошлин между странами-участницами ТС.
За январь- декабрь 2011 года таможенные органы Приволжского таможенного обеспечили поступление в федеральный бюджет РФ 115 556,18 млн. руб., что составило 103,45% от установленного контрольного показателя. По импортной составляющей перечислено – 13 733 ,01 млн. руб., по экспорту – 41 152,39 млн. руб. (таблица 4, 5).
Таблица 4 - Суммы плановых заданий, установленных таможенным органам Приволжского региона, и фактически перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей
Таможня |
январь-декабрь 2011 года | ||
Фактическое исполнение, млн. руб. |
Контрольное задание, млн. руб. |
Процент выполнения, % | |
Башкортостанская |
9 893,69 |
9 870,13 |
100,24 |
Татарстанская |
16 512,52 |
16 509,54 |
100,02 |
Нижегородская |
29 587,11 |
31 691,97 |
93,36 |
Оренбургская |
6 957,92 |
6 883,51 |
101,08 |
Пермская |
8 904,16 |
7 950,77 |
111,99 |
Самарская |
21 433,79 |
20 866,04 |
102,72 |
Саратовская |
17 898,86 |
13 579,73 |
131,81 |
Ульяновская |
4 213,11 |
4 204,49 |
100,20 |
Приволжская оперативная таможня |
0,07 |
||
Итого по ПТУ |
115 401,22 |
111 556,18 |
103,45 |
Из таблицы 4 явно видно, что практически все таможни ПТУ справились с планом по перечислению таможенных платежей, кроме Нижегородской таможни. Наибольшее количество поступления было от Нижегородской, Самарской и Татарстанской таможен.
Таблица 5 - Сумма фактических перечисленных в бюджет РФ ПТУ таможенных пошлин за 2011 год
Вид платежа |
ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2011 года | ||
План (млн. руб.) |
Факт (млн. руб.) |
Выполнение, % | |
Федеральный бюджет |
111 556,18 |
115 401,22 |
103,45 |
в том числе: |
|||
Вывозная пошлина |
36 080,68 |
41 152,39 |
114,06 |
Ввозная пошлина |
14 581,14 |
13 733,01 |
94,18 |
Акциз при импорте |
248,70 |
343,53 |
138,13 |
НДС |
57 477,02 |
56 824,03 |
98,86 |
Сборы и иные платежи |
3 168,64 |
3 348,26 |
105,67 |
Количество вывозных таможенных пошлин перечисленных в федеральный бюджет ПТУ превышает количество ввозных таможенных пошлин на 21 499,54 млн. руб. Такая же тенденция наблюдалась и в 2010году. Однако в 2009 году количество ввозных таможенных пошлин, превышало количество вывозных таможенных пошлин. Одним из основных факторов, который повлиял на уменьшение вывозных таможенных пошлин в бюджет страны, является снижение в 2009г. активности внешней торговли. Также не маловажным фактором является кризис в 2008-2009 гг.
Итоги анализируемого периода, а именно 2009-2011 г., показали, что таможенные органы РФ и Приволжья успешно справляются с поставленными перед ними плановыми задачами по перечислению таможенных пошлин и обладают значительным потенциалом для своего поступательного развития.
Итак, фискальная функция таможенной пошлины в Российской Федерации реализуется на весьма высоком уровне, об этом свидетельствуют вышеизложенные факты. Можно сказать, что роль фискальной функции с каждым годом возрастает, так как благодаря таможенным пошлинам формируется пополнение большей части федерального бюджета страны. Это касается в большей степени экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые за пределы России. Для нашей страны фискальная функция пока что является основополагающим рычагом регулирования внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим роль остальных функций таможенной пошлины в тарифном регулировании экономики России.
2.2 Практика
применения стимулирующей
Стимулирующая функция
таможенной пошлины заключается
в том, что таможенная пошлина
является средством поддержки и
развития рыночной конкуренции, а также
средством обеспечения
Под «таможенной льготой»
в таможенном праве понимаются установленные
нормативно-правовыми актами преимущества,
связанные с исчислением
Одним из направлений государственной политики в РФ является увеличение совокупного дохода национального производства.
В целях активизации
и поощрения международной
Законодательно не определено понятие «льгота по уплате таможенных платежей». Однако дается понятие тарифной льготы, под которой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу таможенного союза в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Льготы по уплате таможенных платежей позволяют избежать увеличения стоимости товаров в среднем на 20-20 % и предоставляют наибольший интерес для участников ВЭД, однако федеральный бюджет теряет немалую долю поступлений. По официальным данным министерства экономического развития объем только тарифных льгот за 2010 год составил при импорте- 33,3 млрд. рублей (5,4 5 объема поступлений платежей от ввозных таможенных пошлин), при экспорте- 123,4 млрд. рублей.
Насколько оправданы такие потери зависит от того, получает ли государство максимальный совокупный доход от ВЭД и от национального производства, применяя льготы в зоне деятельности таможен, тем самым поощряя и активизируя международную торговлю.
Исследование института льгот по уплате таможенных платежей позволяет выделить основные цели их введения:
- содействие и стимулирование развития внешней торговли;
- обеспечение соблюдения
интересов граждан и
- обеспечение благоприятного климата для иностранных государств и участников ВЭД.
При предоставлении льгот участнику ВЭД по уплате таможенных платежей действует следующая схема: участник ВЭД предоставляет пакет документов, необходимых для подтверждения права на льготы по таможенным платежам. На основании проверки этих документов таможенным органом выносится решение о предоставлении льгот или ин не предоставлении (в случае выявления неподачи сведений или подачи недостоверных сведений). Затем при предоставлении льготы, происходит дальнейшее оформление товаров с одновременной подачей сведений о предоставлении льгот в ФТС.
В 2011 году ФТС России значительно усовершенствовала порядок администрирования льгот по уплате таможенных платежей и усилила контроль соблюдения законодательства в случаях, когда таможенные не уплачиваются либо уплачиваются не в полном объеме.
При подготовке договорно-правовой базы таможенного союза удалось достичь унификации требований и условий предоставления тарифных льгот в государствах – членах таможенного союза. ФТС России систематизировала информацию о льготах в одном документе – Сборнике нормативно-справочной информации (Приказ ФТС России от 26.05.2010 N 1022 "О сводном перечне нормативно-справочной информации, используемой при предоставлении освобождений от уплаты таможенных платежей"). Теперь участник ВЭД в одном документе может найти, какие льготы предусмотрены в конкретном случае, и каковы особенности заполнения некоторых граф грузовой таможенной декларации при применении льгот по их уплате.
За 10 месяцев 2011 года сумма льгот по уплате таможенных платежей составила 249,49 млрд. руб., что в 1,6 раза больше аналогичного показателя за 2010 год (156,36 млрд.руб.). Основные суммы предоставленных льгот приходятся на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из нее в рамках реализации соглашений о разделе продукции (104,06 млрд. руб.), ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые из нее (81,50 млрд.руб.), ввозимые/вывозимые в рамках отдельных международных соглашений Российской Федерации (29,36 млрд.руб.).
По иным видам льгот по уплате таможенных платежей наибольшие суммы за 10 месяцев 2011 года составили:
-12,97 млрд.руб. – льготы
по уплате НДС в отношении
товаров, ввозимых для
-10,14 млрд. руб. – ввозимая в Российскую Федерацию продукция морского промысла российскими рыбопромышленными предприятиями;
-8,60 млрд.руб. – льготы по уплате НДС в отношении технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
В условиях модернизации российской экономики, перевода ее на инновационный путь развития, льготы по уплате таможенных платежей, сохраняя свою социальную направленность, играют важную роль для обеспечения стабильности внешнеторговых отношений и эффективности решения текущих социально-экономических задач.
Подводя итог, можно сказать, что льготы по уплате таможенных платежей тем более эффективны и позволяют экономить большие суммы участников ВЭД, чем больше степень обработки товара, больше его таможенная стоимость.
Эффективность деятельности
таможенных органов выступает одним
из принципов их работы. Эффективно
действующий механизм таможенного
тарифного и нетарифного
В целях активизации процесса применения льгот по уплате таможенных платежей в рамках деятельности таможни можно предпринять ряд мер по оказанию содействия участникам ВЭД:
- проведение информирования по возможностям снижения налогового бремени путем использования льгот по уплате таможенных платежей, а также об особенностях заполнения некоторых граф таможенной декларации;
- предоставление возможности
использования в качестве обесп
- усиление таможенного
контроля и его эффективности
над условно выпущенными
- осуществление постоянных
проверок финансово-
Установление льгот производится в общегосударственных целях, однако конечным носителем льготы являются потребители товаров- население страны.
Многоплановость и специфика влияния таможенных льгот на развитие внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от государственных органов взвешенного подхода к определению способов установления льгот по уплате таможенных платежей, целесообразности их введения.
Информация о работе Таможенные платежи в различных таможенных процедурах