Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 07:24, курсовая работа
Описание работы
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ОБЛОЖЕНИЯ В РФ 1.1 Общая характеристика таможенных платежей в РФ 1.2 Характеристика основных факторов, регулирующих систему исчисления таможенных платежей 1.3 Значимость определения таможенной стоимости для исчисления таможенных платежей 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ 2.1 Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства 2.2 Анализ эффективности предоставления льгот по уплате таможенных платежей на примере Омской таможни 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ 3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей 3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4. Введение
исключительного
права на экспорт/импорт
отдельных товаров
5. Введение
защитных, антидемпинговых
и компенсационных
мер
6. Защита
общественной морали
и правопорядка
7. Защита
культурных ценностей
8. Обеспечение
национальной безопасности
К запретам и ограничениям
законодательство РФ[21] относит: лицензирование,
квотирование, эмбарго, защитные меры,
компенсационные, антидемпинговые пошлины
и др. Таким образом, товар в ряде случаев
может попадать под нетарифные меры регулирования,
и на него могут быть начислены антидемпинговые
или компенсационные пошлины.
Существуют различные классификации
нетарифных барьеров, разработанные как
международными организациями, так и отдельными
исследователями. Однако наиболее известными
являются системы классификаций, разработанные
ЮНКТАД и ВТО.
По классификации ЮНКТАД
выделяют 7 групп нетарифных мер. Это меры
ценового контроля, меры финансового контроля,
автоматическое лицензирование, количественные
ограничения, монопольные меры, технические
меры и прочие меры в отношении чувствительных
товаров.
В соответствии с классификацией
ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп:
участие государства в торговле, ограничительная
практика и государственная политика
общего характера; таможенные процедуры
и административные формальности; технические
барьеры в торговле; количественные и
специфические ограничения аналогичного
характера; ограничения, заложенные в
механизме платежей.[22]
Следующим фактором, влияющим
на расчет ввозной (импортной) таможенной
пошлины, является определение таможенной
стоимости товаров. Начисление таможенной
пошлины на товары, подлежащие таможенному
оформлению, производится на базе их таможенной
стоимости. Это правило касается адвалорных
и комбинированных пошлин. Размер же специфических
пошлин, исчисленных в фиксированном денежном
размере за единицу товара (либо единицу
веса, объема, других количественных характеристик),
не зависит от таможенной стоимости.
Таможенная стоимость товаров
заявляется декларантом
в грузовой таможенной
декларации (ГТД) и декларации
таможенной стоимости (ДТС)
с приложением всех
необходимых для ее
подтверждения документов.
Информация, представляемая
декларантом в таможенный
орган, должна быть достоверной,
количественно определенной
и документально подтвержденной.
Перечень документов и сведений,
необходимых и достаточных для таможенного
оформления товаров и соответственно
для подтверждения величины таможенной
стоимости в соответствии с выбранным
таможенным режимом, утвержден Приказом
ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536[23].
Более подробно о значении
определения таможенной стоимости при
исчислении таможенных платежей рассмотрено
во второй главе данной работы.
Базисные условия поставок
товара, которые содержатся в контракте,
играют значительную роль при определении
таможенной стоимости товаров, и это является
следующим фактором, влияющим на расчет
ввозной пошлины. Базисные условия определяют,
какие расходы несут стороны по транспортировке
груза от экспортера к импортеру. Базисные
условия поставок товаров осуществляется
в соответствии с «Инкотермс
– 2000».
Базисные условия поставки,
являясь одним из наиболее важных элементов
экспортно-импортных контрактов, представляют
собой совокупность основных обязанностей
контрагентов по транспортировке и страхованию
товаров на пути движения их от экспортера
до импортера. В частности, они касаются
места и момента сдачи товара, момента
перехода риска, распределения между сторонами
расходов и т.п.
Эти условия могут регламентироваться:
1) контрактом,
когда стороны
сами могут подробно
указать все необходимые
условия соответствующего
базиса. Как отмечает
М.Г. Розенберг, правомерно
включать в контракт
оговорку о том,
что Инкотермс будут
применяться с прямо
указанными в контракте
изменениями и дополнениями[24].
Причем выбор варианта
зависит от сложившейся
договорной практики
отечественной организации,
регулярности отношений
с конкретным партнером,
применения типового
контракта и т.д.;
2) обычаями
портов. Обычаи порта
содержат установленные
практикой конкретного
порта правила, определяющие
соответствующую
область торгового
мореплавания.
3) законодательством
государства. В некоторых
странах Инкотермс 2000
имеют характер закона,
например в Испании
и Ираке, а подлежат
обязательному применению
в Украине. В США базисные
условия поставки также
регламентируются законом -
Единообразным торговым
кодексом, ЕТК (Uniform Commercial
Code), действующим практически
во всех штатах. В Германии
и Франции термины рассматриваются
как международный обычай
и применяются, если
стороны не оговорят
иное.
4) международными
договорами. Кроме
контрактов и законов,
базисные условия
поставки регулируются
также международными
договорами. Так, Венская
конвенция 1980 г.[25] о
международной купле-продаже
товаров не содержит
определения терминов
поставки товаров,
однако базис поставки
в ней в общем
виде определен
и касается места
поставки товара.
Немаловажную роль в получении
тарифных преференций (понижение ставок
пошлины) играет процедура определения
страны происхождения товара.
Страной происхождения товаров
считается страна, в которой товары были
полностью произведены или подвергнуты
достаточной переработке в соответствии
с критериями в порядке, установленными
таможенным законодательством РФ. При
этом под страной происхождения товаров
может пониматься группа стран, либо таможенные
союзы стран, либо регион или часть страны,
если имеется необходимость их выделения
для целей определения страны происхождения
товаров.[26]
Определение страны происхождения
импортируемых товаров необходимо для
применения основных мер торговой политики,
таких как тарифное регулирование, количественные
ограничения, антидемпинговые и компенсационные
пошлины, и охранных мер, а также требований
в отношении маркировки товаров, подтверждающей
их происхождение, правил, касающихся
государственных закупок, равно как и
для статистического учёта.
Страна происхождения определяется
в соответствии с основными, или «непреференциальными»
правилами. Государства, в которых действуют
сниженные ставки пошлин на товары, ввозимые
из отдельных стран, применяют иные, и
часто отличающиеся от основных преференциальные
правила определения страны происхождения
для установления возможности ввоза товаров
по льготным ставкам.
Преференциальные правила
определения страны
происхождения позволяют
предотвратить отклонение
товарных потоков, а
также ситуации простой
перегрузки, товар, происходящий
из страны, в отношении
которой преференций
по тарифу не предусмотрены,
ввозится под видом
товара, заявляемого,
например, в качестве
происходящего из страны-участницы
зоны свободной торговли,
с уклонением от уплаты
таможенных платежей.
Таким образом,
факторами, влияющими на исчисление и
уплату таможенных платежей являются:
определение кода перемещаемого
через таможенную границу
товара по ТН ВЭД, нетарифные
меры регулирования
ВЭД, базисные условия
поставок товара, определение
таможенной стоимости
товаров, определение
страны происхождения
товара.
1.3 Значимость
определения таможенной
стоимости для
исчисления таможенных
платежей
Оценка стоимости импортного
товара с целью определения размера уплаты
пошлины представляет собой одну из сложнейших
процедур таможенной практики, поскольку,
варьируя способы определения таможенной
стоимости товара, можно существенно изменять
размер взимаемой пошлины.
Методология определения
таможенной стоимости товара в разных
государствах может значительно отличаться.
В практике одних государств распространена
система взимания пошлин с цены CIF[27], что
увеличивает платежи на 5 - 10%. В ряде других
стран возможно исчисление пошлин как
с цены, указанной экспортером товара
в товаросопроводительных документах,
так и с цены, по которой аналогичные товары
продаются на мировом рынке. Во многих
случаях экспортер товара заранее не знает,
какой метод определения таможенной стоимости
будет к нему применяться, и поэтому невозможно
определить конечную цену товара. Методология
таможенной оценки товара квалифицируется
во многих документах ЮНКТАД и ВТО как
дополнительный протекционистский барьер.
Рост международной торговли
вызвал необходимость
создания унифицированной методологии
определения таможенной стоимости товара
и технических норм,
регулирующих таможенные
формальности. Первые
попытки регламентирования
правил определения
таможенной стоимости
проявились в тексте
статьи 7 соглашения
ГАТТ во второй половине 40-х годов. В этой
статье говорилось, что таможенная стоимость
товара должна основываться на его «фактической
стоимости» и не должна определяться на
базе произвольных или фиктивных оценок,
а также на базе стоимости товара отечественного
происхождения.[28]
В декабре 1950 года в Брюсселе
была подписана Конвенция о создании унифицированной
методологии определения таможенной стоимости
товаров. Эта Конвенция получила название
«Брюссельской» и определяла таможенную
стоимость товара как «нормальную цену
товара, по которой товар может быть продан
в страну назначения в момент подачи таможенной
декларации». Брюссельская конвенция
рассматривает таможенную стоимость как
цену CIF в том месте, где товар пересекает
таможенную границу страны назначения,
и включает следующее важное условие:
«нормальная цена - это цена, складывающаяся
на открытом рынке, между
независимыми друг от
друга продавцом и покупателем».
В основе обеих систем лежит
статья 7 ГАТТ, что говорит об отсутствии
существенных расхождений между ними.
Различия проявляются на уровне определений
и понятийного аппарата.
Принцип таможенной оценки,
положенный в основу Соглашения, заключается
в использовании так называемой «цены
сделки». Цена сделки, основной метод таможенной
оценки, - это цена, реально уплаченная
или подлежащая уплате за импортируемый
товар.[29] В эту цену может включаться целый
ряд дополнительных расходов покупателя:
комиссионные и брокерские расходы, расходы
на лицензирование, стоимость упаковки
и маркировки товара, стоимость контейнеров
и т.п. Условия, которым должна отвечать
цена сделки, достаточно регламентированы
в Соглашении. Однако Соглашение оставляет
открытым для каждой страны вопрос о том,
включать ли стоимость фрахта и страхования
в таможенную стоимость товара. [30]
Значимость системы определения
таможенной стоимости обусловлена следующими
обстоятельствами: таможенная стоимость
влияет на формирование показателей стоимостного
объема импорта и экспорта, отнесенных
Правительством РФ к основным макроэкономическим
показателям, учитываемым при формировании
федерального бюджета на очередной год;
таможенная стоимость является ключевым
фактором, влияющим на поступление таможенных
платежей.[31]
Таможенная стоимость применяется
для достижения поставленных целей: обложения
товаров таможенной пошлиной; ведения
внешнеэкономической и таможенной статистики;
применения нетарифных мер государственного
регулирования торгово-экономических
отношений (квотирования, лицензирования).
Закон о таможенном тарифе[32]
предусматривает шестиступенчатую
методику определения
таможенной стоимости
импортируемых товаров:
1. По
стоимости сделки
с ввозимыми товарами.
2. По
стоимости сделки
с идентичными
товарами.
3. По
стоимости сделки
с однородными
товарами.
4. Вычитания
стоимости.
5. Сложения
стоимости.
6. Резервный
метод.
Указанная последовательность
применения методов не может быть изменена,
за исключением методов 4 и 5, которые могут
меняться местами.
Метод по цене сделки с ввозимыми
товарами применяется в отношении определения
таможенной стоимости товаров, ввозимых
в соответствии с внешнеторговыми сделками
купли-продажи, имеющими стоимостную основу
(когда расчеты за купленный товар производятся
посредством денежных платежей).
При определении таможенной
стоимости в цену сделки включаются следующие
компоненты, если они ранее не были включены:
1) Расходы
по доставке товара
до авиапорта, порта
или иного места ввоза
товара на российскую
таможенную территорию.
Цена сделки корректируется
для последующего использования
в качестве таможенной
оценки в тех случаях,
когда в соответствии
с конкретными условиями
поставки по контракту
цена включает не все
транспортные расходы
до места ввоза товара
на российскую таможенную
территорию. Расходы по доставке товаров
включают в себя: стоимость транспортировки
(надбавки к фрахту, расходы на оформление
товаросопроводительных документов, затраты
на поддержание качества и сохранности
товаров во время их транспортировки (расходы
на поддержание необходимой температуры,
влажности и т.п.); расходы по погрузке,
выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
страховую сумму. Если
документы на транспортировку
товаров не были предоставлены
в таможенный орган,
определение таможенной
стоимости по стоимости
сделки с ввозимыми
товарами не производится
и необходимо переходить
к другим методам оценки.