Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 07:24, курсовая работа
Описание работы
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ОБЛОЖЕНИЯ В РФ 1.1 Общая характеристика таможенных платежей в РФ 1.2 Характеристика основных факторов, регулирующих систему исчисления таможенных платежей 1.3 Значимость определения таможенной стоимости для исчисления таможенных платежей 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ 2.1 Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства 2.2 Анализ эффективности предоставления льгот по уплате таможенных платежей на примере Омской таможни 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ 3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей 3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Относительно истекшего
благоприятного периода (2000–2008 гг.) экономического
развития России можно констатировать,
что в стране не были созданы условия для
перевода экономики с экстенсивного на
инновационное направление развития.
Поэтому преодоление кризиса будет сопряжено
с высокими социальными издержками.
Мировой финансово-экономический
кризис вызвал резкое падение мировых
цен на основные товары российского экспорта,
что обостряет проблему сбалансированности
внешнеторгового сальдо, прежде всего
в торговле со странами Запада, сужает
налогооблагаемую базу для сбора таможенных
платежей. Это создает реальную угрозу
сокращения валютных резервов и в конечном
итоге отражается на сбалансированности
федерального бюджета уже в 2010 г. Это вынуждает
Россию обратиться к внешним заимствованиям
с вытекающими негативными последствиями.
Важными задачами таможенно-тарифного
регулирования ВЭД России являются всемерное
содействие повышению уровня конкурентоспособности
производимой продукции
как для внутреннего,
так и внешнего рынков,
интенсивное участие
в международном разделении
труда.
Глубокая зависимость экономики
России от внешнего спроса в ситуации
мирового финансово-экономического кризиса
обусловливает необходимость разработки
новых подходов в таможенном регулировании
ВЭД, прежде всего усиления роли защитных
мер в отношении отечественных товаропроизводителей,
приспособления экономики к кризисным
условиям мирового рынка. Кризисные условия
мирового рынка, острота внутренних социально-экономических
и внешнеэкономических проблем требуют
нового подхода к решению вопроса о присоединении
России к Всемирной торговой организации.
2.2 Оценка
эффективности предоставления
льгот по уплате
таможенных платежей
на примере Омской
таможни
Эффективность применения
льгот по уплате таможенных платежей определяется
государственной политикой, ростом совокупного
дохода общества, таможенным контролем
и экономией денежных средств участников
ВЭД. Одним из направлений государственной
политики в РФ является увеличение совокупного
дохода национального производства. Такая
политика может допускать возможность
сокращения государственных доходов от
внешнеэкономической деятельности (ВЭД),
если снижение таможенных пошлин или их
отмена на определенные товары и услуги
способствует росту совокупного дохода
общества.
В целях активизации и поощрения
международной торговли, привлечения
инвестиционных и иных ресурсов государство
устанавливает льготы по уплате таможенных
платежей. Предоставление льгот в конечном
итоге влияет на ценовые характеристики
товаров и может привести к увеличению
объемов международной торговли. При этом
требуется избирательный подход к обоснованию
предоставления каждого вида льгот к определенным
товарам, оценка эффективности их применения.
Под таможенной льготой понимается
любая льгота, касающаяся правил, установленных
таможенным законодательством (льготы
по таможенному оформлению, таможенному
контролю и т. д.), в том числе и льготы по
уплате таможенных платежей, взимаемых
в связи с перемещением товара через таможенную
границу. Это единственный вид таможенных
льгот, который предполагает прямую финансовую
заинтересованность участников внешнеэкономической
деятельности.
Таким образом, льготы по
уплате таможенных платежей могут быть
определены как предоставляемые субъектам
внешнеэкономической деятельности при
перемещении товаров через таможенную
границу Российской Федерации преимущества
в области таможенных платежей, связанные
с видом товара или его назначением.
Льготы по уплате таможенных
платежей позволяют избежать увеличения
стоимости товаров в среднем на 20 – 40 %
и представляют наибольший интерес для
участников ВЭД, однако федеральный бюджет
теряет немалую долю поступлений. По официальным
данным Министерства экономического развития
объем только тарифных льгот за 2009 год
составил при импорте – 33,3
млрд руб. (5,4 % объема
поступлений платежей
от ввозных таможенных
пошлин), при экспорте
– 123,4 млрд руб. (4,3 % объема
поступлений платежей
от вывозных таможенных
пошлин).
Насколько оправданы такие
потери, зависит от того, получает ли государство
максимальный совокупный доход от ВЭД
и от национального производства, применяя
льготы в зоне деятельности таможен, тем
самым поощряя и активизируя международную
торговлю. Исследование института льгот
по уплате таможенных платежей позволяет
выделить основные цели их введения:
− содействие и стимулирование
развития внешней торговли;
− обеспечение соблюдения
интересов граждан и юридических лиц-участников
ВЭД;
− обеспечение благоприятного
климата для иностранных государств и
участников ВЭД.
Роль льгот по уплате таможенных
платежей значительна как для государства,
так и для конкретных субъектов внешнеэкономической
деятельности, однако существует целый
ряд проблем, связанных с получением льгот
и предотвращением возможных правонарушений
в этой области.
При предоставлении льгот
участнику ВЭД по уплате таможенных платежей
действует следующая схема: участник ВЭД
предоставляет пакет документов, необходимых
для подтверждения права на льготы по
таможенным платежам. На основании проверки
этих документов таможенным органом выносится
решение о предоставлении льгот или их
непредоставлении (в
случае выявления неподачи
сведений или подачи
недостоверных сведений).
Затем, при предоставлении
льготы, происходит
дальнейшее оформление
товаров с одновременной
подачей сведений о
предоставленной льготе
в ФТС. ФТС выносит решение
в рамках ведомственного
контроля о подтверждении
или отмене решения
таможни. Если ФТС было
отменено решение о
правомерности предоставления
льгот, то заводится
процедура принудительного
взыскания путем выставления
требования участнику
ВЭД на сумму предоставленной
льготы. В случае непогашения
этого требования в
нормативный срок таможенный
орган имеет право взыскать
сумму непосредственно
из обеспечения таможенных
платежей участника
ВЭД.
Предоставление льгот по
уплате таможенной пошлины не должно входить
в противоречие с фискальным предназначением
таможенной пошлины. Игнорирование этого
обстоятельства неизбежно приводит к
негативным последствиям для финансовой
системы Российской Федерации, поскольку
активное использование льготного таможенного
обложения ведет к «недопоставкам» в доходную
часть федерального бюджета.
Проведем оценку эффективности
применения льгот по уплате таможенных
платежей на примере деятельности Омской
таможни. Для достижения поставленной
цели первоначально рассчитаем величину
потерь от предоставления льгот в федеральный
бюджет, долю занимаемую льготами по уплате
таможенных платежей по каждому виду платежей
и во всем объеме взимаемых таможенных
платежей. Рассчитанная величина должна
показать относительное значение величины
потерь в доходах, приносимых Омской таможней
в федеральный бюджет. Льготы по уплате
таможенных платежей практически полностью
отнесены к товарам, ввозимым на таможенную
территорию Российской Федерации, хотя
по видам платежей, взимаемым в федеральный
бюджет, предусмотрено также и снижение,
освобождение, а также возврат вывозной
таможенной пошлины.
В отношении товаров, подлежащих
льготному режиму в регионе деятельности
Омской таможни, за рассматриваемый период
льготы были предоставлены только на ввозимые
товары. Исходные данные для анализа представлены
в таблице 1.
Таблица 1. Объем предоставленных
льгот по уплате таможенных платежей за
2007 – 2009 гг. Омской таможней, млн. руб.
За анализируемый период
общий объем льгот существенно сократился
в 5,7 раз (с 8193810,01 руб. до 1438174,29 руб.). Сумма
предоставленных льгот не несет в себе
какого-либо системного характера, нельзя
проследить тенденцию к увеличению или
сокращению объемов предоставляемых
льгот как в целом, так
и по видам льгот в зависимости
от вида платежа, на
который предоставляется
эта льгота. Это объясняется
самой природой предоставляемых
льгот, избирательностью
и законодательно закрепленной
необходимостью их предоставления
с точки зрения государственной
политики. Однако по
величине преобладают
льготы, связанные с
налогом на добавленную
стоимость (от 64,3 % до 100 %
от суммы предоставленных
льгот). Льготы, связанные
с уплатой ввозной таможенной
пошлины, составляют
от 20,7 % до 34,7 % , и сборы
за таможенное оформление
составляют около 1 %.
Данное обстоятельство
можно объяснить разницей
в величине взимаемых
таможенных платежей
в зависимости от их
вида.
Таким образом, логично предположить,
что чем больше сумма таможенного платежа,
подлежащая уплате в бюджет, тем больше
может быть сумма возможной предоставляемой
льготы.
Предоставление льгот было
связано с полным условным освобождением
от уплаты того или иного вида таможенного
платежа. Статистический учет данного
вида снижения ставок таможенных пошлин
не ведется. Решение о предоставлении
преференций выносится работниками таможенного
органа на основании выполнения к товару
требований, оговоренных в Законе «О таможенном
тарифе» и предоставления сертификата
происхождения товаров. Проверкой достоверности
сведений, заявленных в сертификате, занимаются
сотрудники отделения товарной номенклатуры
и торговых ограничений.
Не считается в Омской таможне
льготой по уплате таможенных платежей
предоставление отсрочки или рассрочки
платежа на основании того, что изменение
сроков платежа юридически не может считаться
льготой. Следовательно, эти данные при
оценке нами не учитываются. Указанные
категории не отражаются в таможенной
статистике и не закреплены в формах отчетности
о предоставленных льготах.
Решение о предоставлении
льгот по уплате таможенных платежей выносится
сотрудниками таможенного органа на основании
проверки ГТД и пакета документов, подтверждающих
право на получение указанных в ГТД льгот.
Объем предоставленных Омской
таможней льгот по уплате таможенных платежей
за 2007 – 2009 гг. составил 11 010 652,71 руб., причем
большая их часть была предоставлена в
2007 году.
В период с 2007 по 2009 год в
сферу ВЭД в зоне деятельности Омской
таможни было вовлечено семь участников,
осуществлявших внешнеторговые операции
с использованием льгот по таможенным
платежам по товарам, перемещаемым из
4 стран мира. Сумма предоставленных за
этот период льгот складывалась из условно
начисленных платежей за товары, ввезенные
в качестве технологического оборудования
как вклада в уставный капитал организации;
вклада в уставный капитал организации
с иностранными инвестициями; для личного
семейного пользования на основании международного
соглашения; в качестве медицинской техники
и за ввезенную сельскохозяйственную
технику.
Таким образом, анализ льгот
по уплате таможенных платежей, предоставленных
в зоне деятельности Омской таможни, показал
объем льгот по видам с разными основаниями
отнесения к ним. Фактически было доказано
применение существующего института льгот
по уплате таможенных платежей на практике.
В зоне деятельности Омской таможни льготы
используются субъектами внешнеторговой
деятельности на разных основаниях, в
различные периоды времени, в различных
объемах, что может быть связано с множеством
факторов.
Размер льготы в каждом конкретном
случае зависит от целого ряда факторов:
вид платежа, по которому производится
полное условное освобождение от уплаты
таможенного платежа или снижение ставки
в отношении таможенной пошлины; ставка
платежа; вес или таможенная стоимость
товара.
Для дальнейшего анализа
льгот по уплате таможенных платежей необходимо
рассчитать и сделать выводы об их эффективности,
для этого необходимо рассчитать потери
бюджета и снижение расходов для участников
ВЭД.
За рассматриваемый период
произошло увеличение сумм платежей, перечисляемых
таможенными органами в федеральный бюджет
с 1 009,5 млрд. руб. до 1 422,1 млрд. руб., (рост
составил 140,9 %). Это может быть обусловлено
двумя факторами – увеличением активности
участников ВЭД в регионе деятельности
Омской таможни, постепенным вовлечением
на внутренний рынок страны большего количества
контрагентов, либо увеличением ставок
платежей, увеличением таможенной стоимости
(т. е. удорожанием продукции) ввозимых
товаров. Общая тенденция увеличения сумм
платежей распространилась на таможенные
сборы и НДС, то есть платежи, по которым
за отчетный период были предоставлены
льготы по уплате.
Однако нельзя утверждать,
что увеличение или сокращение объема
взимаемого вида платежа приведет к закономерному
соответственному изменению объема предоставленных
льгот по данному виду платежа. Это правомерно
в связи с тем, что объем предоставляемых
льгот в большей степени зависит от вида
и предназначения товара, чем от его стоимости
или весовой характеристики, которые,
несомненно, повлияют на объем взимаемых
таможенных платежей. Структура распределения
объема льгот по уплате таможенных платежей
по видам предопределена объемами соответствующих
взимаемых таможенных платежей. Однако
их конкретное процентное соотношение
не зависит от изменения структуры таможенных
платежей, иначе льготы по видам имели
бы прямую зависимость от соответствующего
вида таможенного платежа и имели бы постоянное
значение их доли.
Как и следовало предполагать,
результаты расчетов подтвердили незначительную
долю (около 0,13 %), которую таможенные льготы
занимают в общей сумме платежей. Однако
участники ВЭД сократили свои расходы
на общую сумму 11 010,65 млн. руб. за три последних
года, что является довольно значимой
для них суммой денежных средств.
Подводя итог, можно сказать,
что льготы по уплате таможенных платежей
тем более эффективны и позволяют экономить
большие суммы участникам ВЭД, чем больше
степень обработки товара, больше его
таможенная стоимость.