Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 07:24, курсовая работа
Описание работы
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ОБЛОЖЕНИЯ В РФ 1.1 Общая характеристика таможенных платежей в РФ 1.2 Характеристика основных факторов, регулирующих систему исчисления таможенных платежей 1.3 Значимость определения таможенной стоимости для исчисления таможенных платежей 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ 2.1 Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства 2.2 Анализ эффективности предоставления льгот по уплате таможенных платежей на примере Омской таможни 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РФ 3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей 3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При отсутствии сделки купли-продажи
в отношении вывозимых товаров или в случае
невозможности использования цены сделки
купли-продажи в качестве основы для определения
таможенной стоимости эта стоимость определяется
либо исходя из представленных декларантом
данных бухгалтерского учета продавца-экспортера,
отражающих его затраты на производство
и реализацию вывозимого товара, и величины
прибыли, получаемой экспортером при вывозе
идентичных или однородных товаров с таможенной
территории Российской Федерации,
либо на основе бухгалтерских данных об
оприходовании и списании с баланса вывозимых
товаров. [40]
Таможенная стоимость, являясь
базой, к которой применяется установленная
таможенным тарифом ставка таможенной
пошлины, относится к числу мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
экономического характера.
Посредством таможенной
стоимости реализуется фискальная функция
таможенной пошлины. В то же время таможенная
оценка как неотъемлемый этап выполнения
таможенных формальностей, заключающийся
в расчете налоговой базы для целей исчисления
таможенных платежей, а, следовательно,
и таможенная стоимость как результат
такой оценки, выполняют также важную
регулирующую функцию, а сам процесс таможенной
оценки может рассматриваться в качестве
административного барьера внешнеторговой
деятельности. При этом если посредством
повышения ставок таможенных пошлин государство
осуществляет прямое регулирование внешней
торговли товарами, то путем установления
методов таможенной оценки, предполагающих
сложный длительный процесс определения
таможенной стоимости, государство опосредованно
оказывает регулирующее воздействие на
внешнеторговую деятельность. Последнее
имеет негативные экономические последствия,
поскольку бремя расходов при приобретении
импортных товаров в конечном итоге ложится
на покупателей.[41]
В связи с вышеизложенным,
можно определить, насколько важно правильное
определение таможенной стоимости с точки
зрения фискальных интересов государства
(поступление сумм таможенных платежей
в федеральный бюджет), интересов российских
производителей товаров (неравная конкуренция
иностранных товаров), участников внешнеторговой
деятельности (объем налогового бремени),
простых граждан (фискальная нагрузка
таможенных платежей является существенной
составляющей в потребительских ценах
импортных товаров), а также выстраивания
торгово-политических отношений Российской
Федерации с другими
государствами.
2. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В РФ.
2.1 Роль
таможенных платежей
в формировании
федерального бюджета
и обеспечении
экономической безопасности
государства
Приоритет финансовых целей
предопределяет установленный ст. 34 НК
РФ статус таможенных органов, которые
пользуются правами и
несут обязанности налоговых
органов по взиманию
налогов при перемещении
товаров и транспортных
средств через таможенную
границу РФ. Система
учета и собираемости
таможенных платежей
от внешнеторговых операций
более надежна и существенно
менее сложна по сравнению
с системой внутреннего
налогообложения.
Таможенные платежи, взимаемые
таможенными органами, формируя казну
государства, выполняют две основные функции
- фискальную и регулятивную. Фискальная
функция заключается в образовании денежных
фондов, регулятивная функция отражает
способность государства через таможенно-тарифное
регулирование и налоговые механизмы
влиять на активизацию международной
торговли, привлечение инвестиционных
ресурсов, защиту национального рынка,
конкурентоспособность отечественного
производства.[42] В литературе отмечалось,
что к таможенным платежам относятся следующие
категории обязательных взносов: пошлина[43],
налог, сбор. Так, А.Н.
Козырин отмечает, что
цель взимания таможенной
пошлины, как и других
таможенных платежей (косвенных
налогов и сборов), заключается
в «мобилизации финансовых
ресурсов для материального
обеспечения государственной
деятельности»[44].
Многостороннее таможенно-правовое
регулирование дополняется налогово-правовым
регулированием, что не только обеспечивает
эффективность поступлений доходов в
федеральный бюджет, но и стимулирует
развитие производства и потребления,
повышение уровня благосостояния граждан.
Федеральным законом № 58-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации»[45] с 1 октября
2009 года до 30 июня 2010 года предусмотрен
переход на уплату плательщиками таможенных
и иных платежей на счет, открытый территориальному
органу Федерального казначейства, и закрытие
счетов таможенных органов по учету таможенных
и других платежей от внешнеэкономической
деятельности.
В случаях, когда участник
внешнеэкономической деятельности активно
осуществляет внешнеторговые операции,
для упрощения его работы предусмотрена
авансовая форма оплаты таможенных платежей.
Доходы государства от внешнеэкономической
деятельности в значительной мере являются
фискальными. Фискальные платежи предполагают
«удовлетворение публичных интересов
за счет принудительного изъятия государством
денежных средств, находящихся в частной
собственности у физических лиц и организаций
либо на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления у государственных
юридических лиц»[46], отмечает Э.Д. Соколова.
Фискальные платежи включаются в состав
фискальных доходов. Следовательно, финансовые
ресурсы, образующиеся в результате деятельности
системы таможенных органов и направляемые
в бюджет государства для удовлетворения
публичных интересов, следует считать
таможенными фискальными доходами.
Следует отметить, что все
таможенные платежи являются фискальными
доходами федерального бюджета и не могут
быть израсходованы на иные цели. Данный
фактор обусловливает публичное предназначение
таможенных платежей государству, они,
наряду с другими обязательными платежами,
являются необходимой экономической основой
существования и деятельности государства.
Как отмечает М.Е.
Верстова, «таможенная
пошлина, налоги и таможенные
сборы по своей сути
представляют собой
обязательные взносы,
являются собственными
налоговыми и неналоговыми
доходами федерального
бюджета, охраняются
принудительной силой
государства»[47]. Следовательно,
таможенные платежи
являются неотъемлемой
частью системы обязательных
платежей, а их применение
возможно в силу самого
факта перемещения товаров
и транспортных средств
через таможенную границу.
Наиболее развернутым представляется
предложенное О.Ю. Бакаевой определение
таможенных платежей, под которыми понимаются
обязательные платежи, являющиеся налоговыми
и неналоговыми доходами федерального
бюджета, взимаемые таможенными органами
в процессе финансовой деятельности и
уплачиваемые в связи с перемещением товаров
через таможенную границу РФ[48].
Примечательно, что в таможенное
регулирование включены нормы административного,
налогового, финансового, гражданского
и уголовного законодательства. Согласно
ч. 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений
по установлению, введению и взиманию
таможенных платежей таможенное законодательство
РФ применяется в части, не урегулированной
законодательством РФ о налогах и сборах.
Данное положение означает определенный
приоритет источников налогового права,
следовательно, институт таможенных платежей
регламентируется как нормами налогового,
так и нормами таможенного законодательства.
Институт таможенных платежей включает
исчисление платежей, их уплату и взимание.
Плательщик самостоятельно определяет
сумму таможенных платежей при перемещении
товара через таможенную границу. Исключение
составляют случаи перемещения товаров
в международных почтовых отправлениях
(п. 3 ст. 295 ТК РФ), а также выставление требования
о внесении таможенных платежей (ст. 350
ТК РФ). В таких ситуациях таможенный орган
исчисляет и определяет размер таможенных
платежей самостоятельно.
В настоящее время таможенные
платежи являются важным источником формирования
доходов федерального бюджета Российской
Федерации. В 1991–2008 гг. их доля в федеральном
бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует
о достаточно большой зависимости доходов
федерального бюджета от результатов
внешнеторговой деятельности.
Однако это не дает оснований
полагать, что финансовому положению страны
ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция
профицита бюджета и наличие социальных
обязательств государства обусловили
рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы,
поскольку по большей части зависят от
мировых цен на нефть. В
2008 г. треть от всех поступлений
в федеральный бюджет
страны составляла экспортная
пошлина. [49]
Таким образом, решение экономических,
социальных, политических проблем, обеспечение
функций государства напрямую зависят
от мировой конъюнктуры рынка сырьевых
товаров, системы таможенно-тарифного
регулирования в Российской Федерации.
На таможенную службу возложена
обязанность по наполнению доходной части
федерального бюджета, что затягивает
процесс завершения стадии институционального
развития таможенных органов и одновременно
служит «налоговым прессом» для участников
внешнеторговой деятельности. Прогнозирование
таможенных платежей, поступающих в федеральный
бюджет в виде налоговых и неналоговых
доходов, представляет собой необходимый
фундамент для осуществления планирования
— планирования на уровне государства
(федеральный бюджет) и планирования внутри
системы (контрольные показатели).
Финансово-экономический
кризис резко изменил относительно спокойную
ситуацию во внешней торговле России,
и, соответственно, резко обострилась
ситуация с формированием доходов федерального
бюджета за счет доходов от ВЭД.
Сравним: В 2008 году в федеральный
бюджет перечислено 4 трлн. 664,2 млрд. руб.,
что составляет 101,8 % от установленного
таможенным органам задания. По сравнению
с 2007 г. платежей перечислено на 1 трлн.
436,5 млрд. руб. больше (на 44%)[50]. По итогам
2009 года в доход федерального бюджета
перечислено 3 трлн. 519,8 млрд. рублей, что
составляет 101,4 % от установленного таможенным
органам задания.[51]
По данным таможенной статистики
внешнеторговый оборот России в 2009 году
составил 469 млрд. долларов США и по сравнению
с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе
экспорт – 301,6 млрд. долларов США (снижение
на 35,5%), импорт – 167,4 млрд. долларов США
(снижение на 37,3%). Cальдо
торгового баланса составило 134,3
млрд. долларов США,
что на 66,2 млрд. долларов
США меньше, чем в 2008
году.
Размер снижения — $68,1 млрд.
или 45%. Такое снижение свидетельствует
о возникновении рисков резкого сокращения
источников доходов федерального бюджета.[52]
Анализ изменений объемов,
состава и товарной структуры экспорта
и импорта в 2009 г. представляет большой
интерес для определения тенденций и выявления
отраслей народного хозяйства, защита
которых должна обеспечить и формирование
доходов бюджета страны.
Экспорт России за 9 месяцев
2009 г. составил $ 206,6 млрд. и снизился на
44,3% по сравнению с предыдущим периодом.
Сокращение стоимостных объемов экспорта
было вызвано в первую очередь резким
падением уровня цен основных экспортных
товаров в конце 2008 г. Но уже в 2009 г. они
начали постепенно расти, что позволило
к концу года размеру снижения измениться.
В товарной структуре экспорта
снижение стоимостных и физических объемов
наблюдается по товарам ТЭК и практически
по всей номенклатуре товаров, экспортируемых
в СНГ.
Тем не менее, при снижении
стоимостных объемов по ряду товаров наблюдается
рост физических объемов:
по дальнему зарубежью —
это прокат из железа и нелегированной
стали, медь, азотные и смешанные удобрения,
пластмассы и изделия из них, средства
наземного транспорта (кроме железнодорожного
транспорта), продовольственные товары;
по СНГ — это только экспорт
пшеницы, семян подсолнечника, масла подсолнечного,
калийных удобрений и пластмасс.
Импорт России за 9 месяцев
2009 г. составил $ 114,8 млрд
и снизился по сравнению
с аналогичным периодом 2008
г. на 43,1%. Снижение импорта
из стран СНГ составило 49,8%.[53]
Уменьшение стоимостных
объемов импорта обусловлено
сокращением физических
объемов импорта при
сохранении уровня цен
прошлого года.
С точки зрения бюджетного
планирования, определение источников
доходной части федерального
бюджета и планирование
их величин является
первостепенной задачей
государства. Для проведения
государственной политики
в целях обеспечения
достойной жизни граждан
необходимо наличие
финансовой платформы,
т.е. доходы должны быть
направлены на экономическое
развитие страны, обеспечение
социального благополучия
нации. Заметим, что
на сегодняшний день
роль таможенной службы
в обеспечении социально-экономического
развития страны выражается
строчкой в федеральном
бюджете государства
с десятизначным числом.[54]
Стратегические цели развития
нашей страны, определенные в ежегодных
Посланиях Президента Российской Федерации,
должны отражаться в бюджете государства,
являющемся инструментом реализации таких
стратегических целей, как повышение уровня
и качества жизни населения, обеспечение
обороноспособности и национальной безопасности
государства, создание условий для экономического
роста в целях решения социальных проблем
и занятие достойного места страны в мировом
сообществе.
На сегодняшний день экономика
России вступила в фазу рецессии, следует
ожидать ослабления участия страны в мировой
торговле, снижения роли торговли в развитии
производства. В 2008 г. для России закончился
период благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуры, сопровождавшийся широким
притоком валюты от экспорта энергоносителей,
других сырьевых товаров, что способствовало
экономическому росту.