Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа
Главное в политике государства – нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Это задача не простая. На сегодняшний день в свете мирового финансового кризиса роль налоговой политики трудно переоценить.
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 3
1. Косвенное налогообложение, его значение 5
1.1 Понятие косвенных налогов 5
1.2 Значение налогов в доходах государства 8
1.3 Развитие налоговой политики РФ 10
2. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и их характеристика 17
2.1 Характеристика НДС 17
2.2 Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации 20
2.3 Акцизы 23
3. Таможенные пошлины 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Внешняя торговля 33
3.3 Таможенная политика в странах ЕС 37
Заключение 42
Список литературы 44
Содержание
Введение 3
1. Косвенное налогообложение, его значение 5
1.1 Понятие косвенных налогов 5
1.2 Значение
налогов в доходах государства
1.3 Развитие налоговой политики РФ 10
2. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и их характеристика 17
2.1 Характеристика НДС 17
2.2 Роль НДС
в налоговой системе
2.3 Акцизы 23
3. Таможенные пошлины 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Внешняя торговля 33
3.3 Таможенная политика в странах ЕС 37
Заключение 42
Список литературы 44
Главное в политике государства – нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Это задача не простая. На сегодняшний день в свете мирового финансового кризиса роль налоговой политики трудно переоценить.
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения. Более 66% дохода бюджета страны составляют косвенные налоги. Но с другой стороны, косвенные налоги являются также и сдерживающим фактором роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал.
В современных условиях страны не могут не взаимодействовать друг с другом. И здесь не обойтись без таможенно-тарифного регулирования, с помощью которого можно сгладить социальные проблемы и пополнить национальный бюджет.
Кроме того, Российская Федерация
участвует в международном
Поэтому тема данной работы является актуальной.
Цель работы – изучить косвенные налоги, посмотреть их роль в доходах бюджета страны. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
Объектом исследования являются косвенные налоги РФ. Предметом исследования является косвенное налогообложение.
В работе был использован монографический метод. Курсовая работа выполнена на основании Налогового кодекса РФ, учебников и статей отечественных авторов, докторов экономических наук, профессоров, преподавателей таких как: С.А. Анисимов, М.В. Васильева, Ю.С. Голодова, С.Н. Зайков, И.С. Землянская, В.Г. Пансков и др.
Налог – это обязательный
индивидуально безвозмездный
Налоговая система включает различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам. В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, к ним относятся: налог на прибыль предприятия, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, транспортный налог. [15, с.43]
Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). Производители и продавцы выступают в роли сборщиков налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится налогоплательщиком этого налога. [8, с.11]
Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.
Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы представляют собой обложение отдельных видов товаров, сырья, готовой продукции. Универсальными акцизами облагаются, как правило, обороты организаций (объемы реализации, продаж и т.д.).
Государственная фискальная
монополия представляет собой полную
или частичную монополию
Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины исходя из численного выражения базового показателя – адвалорные, специфические, комбинированные; периода применения – сезонные; действующих приоритетов экономической политики – специальные, антидемпинговые, компенсационные. [15, с.45]
Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа установлено экономистами в начале XX века. Однако граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Так, прямой, по определению, налог на прибыль компании при условии переложения его в цены становится косвенным, а косвенный, по определению, налог на добавленную стоимость при невозможности его включения его в цену становится прямым налогом. Но условна лишь классификация прямых и косвенных налогов, а не система прямого и косвенного обложения. Значит, разделение на прямые и косвенные налоги имеет принципиальное значение.
В случае с прямыми налогами конкретно определяется способность лиц осуществить налоговый платеж, т.е. напрямую облагается налогом лицо, предприятие, организация. С косвенными налогами дело обстоит иначе. Здесь достигается та же цель только более тонким способом, а именно: облагают товары налогами, которые будут взиматься с тех лиц, которые считаются способными нести налоговое бремя, поскольку они в состоянии приобрести эти товары. При этом последние зачастую даже не знают, какую сумму они отдают государству, приобретая указанные товары, т.к. налог содержится в цене.
Со времени возникновения классификации налогов на прямые и косвенные, многие мыслители высказывали свое мнение относительно косвенного обложения, давали рекомендации при введении этого рода налогов. Например, меркантилисты и физиократы считали косвенное обложение вполне пригодным источником поступлений в государственную казну. А социалисты, наоборот, критиковали его. На их взгляд основную сумму косвенных налогов вместо того, чтобы распределять пропорционально доходу или капиталу, выплачивает в подавляющей массе неимущие бедные классы. Косвенный налог повышает цены на предметы первой необходимости, увеличивает для менее обеспеченных классов тяжесть налогообложения, понижающую жизненный уровень рабочего класса.
Однако можно выделить как положительные, так и отрицательные качества косвенного обложения.
Преимущества:
Недостатки:
Формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников – налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются налоговые поступления.
Российская система
В этом можно убедиться, изучив данные о поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет (табл. 1). [3]
Таблица 1 – Поступление администирируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет
2007 |
2008 |
2009 | ||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
Всего поступило |
3 747,6 |
100 |
4 078,7 |
100 |
3 012,4 |
100 |
Налоговые доходы |
3 340,7 |
89 |
3 569,6 |
87,5 |
2 500 |
83 |
в том числе: |
||||||
НДПИ |
1 122,9 |
30 |
1 590,7 |
39 |
981,5 |
33 |
НДС |
1 390,4 |
37 |
998,4 |
24 |
1 176,6 |
39 |
Акцизы |
108,8 |
2,9 |
125,2 |
3 |
81,7 |
2,7 |
Таким образом, более 80% дохода бюджета страны составляют налоги, в том числе косвенные налоги – более 66%. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС и налога на добычу полезных ископаемых. Снижение поступления НДПИ в 2009 году по сравнению с 2008 году объясняется снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).
В связи с этим выработка эффективного налогово-бюджетного механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы приобретает весьма важное значение как для подъема экономики в целом и каждого района в частности, так и для обеспечения финансовыми ресурсами социальных потребностей общества. Выработка такого механизма требует учета как федеративного устройства российского государства, так и существующих различий в социально-экономическом развитии и климатических условиях 89 субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке. Требуется также учитывать в определенной степени и природный фактор, обеспечивающий на отдельных территориях, богатых природными ресурсами, и прежде всего углеводородами, наибольшее поступление доходов.
Объективное и эффективное
распределение поступлений
Одновременно распределение налоговых доходов должно обеспечивать и определенный уровень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, чего невозможно добиться без обеспечения их достаточным уровнем собственных налогов. Кроме того, в рамках федеративного государства необходимо с помощью налогового механизма осуществить выравнивание финансовой базы различных субъектов Федерации, что связано с достаточно высокой межрегиональной дифференциацией формирования налоговой базы.
В мировой практике используются различные методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами различных уровней.
Во-первых, закрепление определенных налогов за соответствующим уровнем бюджета.
Во-вторых, распределение доходов от федеральных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов – между региональными и местными бюджетами. Эта форма межбюджетного регулирования является самой распространенной в РФ.