Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа
Главное в политике государства – нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Это задача не простая. На сегодняшний день в свете мирового финансового кризиса роль налоговой политики трудно переоценить.
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 3
1. Косвенное налогообложение, его значение 5
1.1 Понятие косвенных налогов 5
1.2 Значение налогов в доходах государства 8
1.3 Развитие налоговой политики РФ 10
2. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и их характеристика 17
2.1 Характеристика НДС 17
2.2 Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации 20
2.3 Акцизы 23
3. Таможенные пошлины 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Внешняя торговля 33
3.3 Таможенная политика в странах ЕС 37
Заключение 42
Список литературы 44
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
Не являются объектами налогообложения:
С принятием НК РФ существенно сократилось число льгот по НДС. Но их количество остается достаточно большим, и предоставляются они в основном в форме освобождения от налога отдельных видов товаров (работ, услуг) или отдельных операций.
В соответствии с принятым в РФ налоговым законодательством обложение НДС производится по трем основным налоговым ставкам.
Налогообложение по ставке 0% осуществляется при реализации:
Льготная ставка НДС в размере 10% установлена на продовольственные товары, такие как: скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесов), молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба живая (за исключением ценных пород), море- и рыбопродукты, продукты детского и диабетического питания, зерна, комбикорма, кормовые смеси, а также овощи.
Льготная ставка НДС в размере 10% установлена также на отдельные товары для детей, книжную продукцию, связанную с образованием и культурой, лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Реализация всех остальных товаров (работ, услуг), не освобожденных в соответствии с российским налоговым законодательствам от уплаты НДС, облагается налогом по ставке 18%. [13, с 184-185]
В общем случае предприятие должно начислить НДС на всю сумму, которую оно предполагает получить от покупателей (так называемый «исходящий» НДС). Одновременно оно имеет право уменьшить начисленный налог на суммы «входящего» НДС по сделанным ею покупками. Разница между налогом, начисленным с продаж, и «входящим» налогом по покупкам подлежит уплате в бюджет. [8, с. 21-22]
Исчисление и уплата НДС регламентируется главой 21 НК РФ.
2.2 Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость – наиболее распространенный налог на товары и услуги в налоговых системах различных стран, в том числе и России. НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления, а также регулирует спрос. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства.
Среди количественных показателей, характеризующих эффективность применения НДС в отечественной налоговой системе, выделяют следующие:
Удельный вес налога в объеме всех налоговых поступлений в государственный бюджет характеризует степень участия конкретного налога в налоговой системе государства. Кроме того, этот показатель также позволяет определить роль соответствующего налога в налоговой системе и степень его участия в перераспределении национального дохода. Как видно из табл. 2.1, НДС – один из основных доходных источников государственного бюджета.
Удельный вес налога в стоимости ВВП определяет степень полноты поступлений налогов в бюджет и характеризует эффективность налоговой политики государства с точки зрения фискальных приоритетов этой системы (табл. 2.2). Анализируя данные табл. 2.1 и 2.2, можно сделать вывод, что российской налоговой системе в целом присущ относительно высокий уровень поступлений по НДС в объеме всех поступлений.
Таблица 2.1 – Совокупные объемы поступлений НДС в бюджетную систему РФ
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |||
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП | |
НДС всего |
6,63 |
1 069,7 |
6,3 |
1 472,2 |
6,82 |
1 510,9 |
5,68 |
в том числе НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
4,65 |
749,1 |
4,42 |
1 025,7 |
4,75 |
924,2 |
3,47 |
в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1,98 |
320,6 |
1,89 |
446,5 |
2,07 |
586,7 |
2,2 |
ВВП, млрд. руб. |
13 304,7 |
16 966,4 |
21 598 |
26 621,3 |
Таблица 2.2 – Поступления основных налогов в бюджет расширенного Правительства РФ в 2000 – 2006 гг. (в % ВВП)
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Налоговые доходы |
35,7 |
35,7 |
35,6 |
34,6 |
35,3 |
36,9 |
36,9 |
НДС |
6,2 |
7,2 |
7 |
6,7 |
6,3 |
6,8 |
5,7 |
НДФЛ |
2,4 |
2,9 |
3,3 |
3,4 |
3,4 |
3,3 |
3,5 |
Удельный вес недоимок и штрафов в объеме всех налоговых санкций характеризует степень администрирования отдельно взятого налога. Чем выше этот показатель, тем менее эффективно налоговое регулирование, выражающееся в неустойчивости налогового законодательства, налоговой политики, в противоречивости принимаемых законов, в тяжелом налоговом бремени, в усложнении процедуры взимания и уплаты налога. И, наоборот, чем ниже этот показатель, тем более эффективен механизм налогового регулирования экономики. Одной из причин образования недоимок (штрафов, пеней) в бюджет являются умышленные действия налогоплательщиков, скрывающих доходы и имущество от налогообложения либо искажающих бухгалтерскую и налоговую отчетность. Рассмотрим данные о задолженности по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (% ВВП)
Показатель |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Всего |
6,35 |
5,31 |
4,82 |
3,93 |
5,24 |
3,48 |
Из них в федеральный бюджет В том числе |
4 |
4,54 |
4,12 |
3,3 |
4,7 |
3,03 |
Налог на прибыль |
1,25 |
0,99 |
0,81 |
0,54 |
1,36 |
0,84 |
НДС |
3,56 |
2,64 |
2,23 |
1,84 |
2,45 |
1,44 |
Платежи за пользование природными ресурсами В том числе: |
0,35 |
0,26 |
0,19 |
0,16 |
0,33 |
0,25 |
НДПИ |
… |
… |
0,01 |
0,02 |
0,17 |
0,14 |
Остальные федеральные налоги и сборы |
0,85 |
0,66 |
0,89 |
0,76 |
0,55 |
0,5 |
Акцизы |
0,35 |
0,3 |
0,18 |
0,18 |
0,13 |
0,11 |
Итак, задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему в 2000 – 2005 годах постепенно снижалась. Исключением является лишь 2004 год, в котором был зафиксирован рост доли налоговой задолженности в ВВП. Рост задолженности свидетельствует о наличии уклонения от уплаты налогов и говорит о сложности расчетного механизма изъятия налога.
Показатель администрирования
налога связан с деятельностью налоговых
органов и иных платежей в бюджет.
Эффективность деятельности налоговых
органов можно оценить
На основании проведенного
анализа эффективности
2.3 Акцизы
Акцизы представляют собой вид косвенного налога, который весьма широко используется в мировой практике. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Также они устанавливаются на импортные товары с целью защиты национального потребительского рынка.
Акцизам присущи специфические черты, отличающие их от НДС: объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров, перечень которых ограничен лишь несколькими наименованиями. Если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, поскольку плательщиками акцизов в данном случае являются организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для их дальнейшей перепродажи.
Плательщиками акцизов являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. [8, с. 33]