Таможенные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Главное в политике государства – нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Это задача не простая. На сегодняшний день в свете мирового финансового кризиса роль налоговой политики трудно переоценить.
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение 3
1. Косвенное налогообложение, его значение 5
1.1 Понятие косвенных налогов 5
1.2 Значение налогов в доходах государства 8
1.3 Развитие налоговой политики РФ 10
2. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и их характеристика 17
2.1 Характеристика НДС 17
2.2 Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации 20
2.3 Акцизы 23
3. Таможенные пошлины 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Внешняя торговля 33
3.3 Таможенная политика в странах ЕС 37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

готовый_курсовик.docx

— 93.52 Кб (Скачать файл)

В-третьих, совместное использование  федеральными, региональными и местными властями одной и той же налоговой  базы. Данная форма в российской налоговой системе не получила широкого распространения.

Распределение налоговых  доходов между уровнями бюджетной  системы страны регулируется в настоящее  время исключительно бюджетным  законодательством.

Основным методом обеспечения  региональных бюджетов постоянными  доходными источниками в России является установление с 2005 года постоянных нормативов отчислений от поступлений федеральных налогов. Однако роль собственных налогов как в региональных, так и местных бюджетах невелика и за местными бюджетами не обеспечено стабильное закрепление доходных источников. [15, с. 160-167]

    1. Развитие налоговой политики РФ

В течение последних лет  основным фактором результативности отечественной налоговой политики являлось повышение собираемости налогов и увеличение объема налоговых доходов бюджета. Решению этой задачи способствовали значительные фискальные поступления, получаемые от экспорта энергоносителей и сырья, а также тотального обложения НДС продукции и услуг, производимых в РФ и ввозимых на территорию РФ.

Следует отметить существенные успехи налоговой реформы 1999 – 2007 гг. по сравнению с периодом начала и  середины 90-х годов. В те годы общая  направленность налоговой политики существенно усугубляла проблемы, с  которыми Россия сталкивалась в экономике, включая сокращение почти на 50% ВВП. Изменения же периода 1999 – 2007 гг. в отечественной системе налогообложения вместе с определенным экономическим ренессансом этого периода положили начало позитивным тенденциям.

Сегодня налоговые доходы в России, в процентах к ВВП, сопоставимы с таковыми в странах  ОЭСР, улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков. Реформы в области налогов на доходы физических лиц, прибыль предприятий и НДС существенно упростили налоговую систему и уменьшили ставки налогов.

Такая налоговая политика действительно привела к позитивным результатам в финансовой сфере. Создан значительный Стабилизационный фонд. Внешний государственный долг перестал представлять угрозу для экономической безопасности страны.

Однако помимо положительных  результатов данная направленность налоговой политики принесла и ощутимые отрицательные результаты, которые выразились в раскручивании инфляционной спирали. Появилась необходимость сдерживания процессов финансирования реальной экономики и отраслей социальной сферы ради снижения темпов инфляции, так как именно она представляется главной угрозой экономическому развитию страны.

Следует также отметить, что налоговое законодательство России, практически полностью воспроизведя внешние атрибуты и формы обеспечения налоговых изъятий, свойственные налоговым системам стран с развитой рыночной экономикой, оказалось не в состоянии обеспечить реализацию наиболее прогрессивной для налоговой практики концепции многофункциональности налоговой политики, т.е. решение с помощью налогов социальных, экологических, инвестиционных задач.

Налоговый кодекс РФ, формировавшийся  в целом в 1999 – 2004 гг., как и  российская налоговая система 90-х  годов, оказался нацелен прежде всего  на реализацию фискальной функции налогообложения. [11, с.322-331]

Логика развития мирового хозяйства в целом привела  к тому, что страны не могут не взаимодействовать друг с другом. Политические, экономические, социальные цели сближают государства и являются основанием для интернационализации мирового хозяйства. В последнее двадцатилетие этот процесс переходит на новый этап, этап глобализации. Усиление интеграционных процессов выражается в объединении стран в международные группировки (СНГ, НАФТА, ЕвразЭС и т.д.). Наивысшего результата в иерархии межстрановых  объединений добился Европейский Союз. Опыт ЕС может быть использован для многих интеграционных группировок, в частности СНГ.

Интеграционные процессы характеризуются резким ростом мобильности  факторов производства, особенно капитала, возрастанием роли и последующим  совершенствованием инфраструктуры мировых  рынков, ускорением и расширением оборота.

По сути дела мобильность  капитала создает возможности для  потенциальной налоговой конкуренции между странами в целях привлечения инвестиций, поскольку международные компании могут размещать капитал таким образом, чтобы минимизировать налоговое бремя.

Однако имеет место  и другая тенденция – гармонизация налогов. Гармонизация представляет собой согласование общих подходов и концепций, а также совместную деятельность по разработке правовых принципов, норм и отдельных решений. Роль гармонизации – создание единого рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы.

Для Российской Федерации, активно  развивающей международные экономические отношения, важен процесс гармонизации налоговой системы не только со странами СНГ, но и с европейскими государствами (на долю стран ЕС приходится около 57% российского экспорта и 44% российского импорта). Актуальность налоговой гармонизации для России обусловлена также необходимостью обеспечения наиболее благоприятных условий интеграции России в мировое хозяйство на условиях, более приемлемых для российских организаций.

С начала 2000-х гг. наблюдается  все большая гармонизация налоговых  систем стран СНГ. Этому способствовало создание Совета руководителей налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Основной целью деятельности Совета являлась разработка предложений по сближению и гармонизации налогового законодательства стран – участниц Таможенного союза. Для этого был проведен сравнительный анализ национальных налоговых систем, подготовлены проекты нормативно-правовых документов, разработаны рекомендации по проведению гармонизации налоговой политики. При этом основное внимание уделяется проблеме гармонизации косвенных налогов, поскольку именно они влияют на процессы ценообразования, тем самым определяя конкурентные преимущества производителей разных стран. В отношении НДС во всех странах СНГ были установлены примерно одинаковые объекты налогообложения и правила расчета налоговых баз, введены  три варианта налоговых ставок – нулевая, пониженная и базовая. [6]

Налоговая гармонизация представляется необратимым и необходимым процессом  экономического развития. Однако налоговые  системы стран должны сохранять  и отдельные особенные элементы, хотя это и создаст некоторые  трудности для гармонизации и  унификации налоговых систем. Это необходимо для создания уникальной налоговой системы, позволяющей странам сохранять суверенитет, а также реализовать те или иные цели государственного развития.

Минфином России были разработаны  «Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Однако при этом налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации этих рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

В рамках антикризисных мер  налогового стимулирования в 2008 году в  оперативном порядке были внесены  целый ряд уточнений и изменений  в законодательство о налогах и сборах. Например, были введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

В предыдущем периоде были разработаны "Основные направления  налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы". В рамках данной программы был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость, так же был освобожден от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Начиная с 1 января 2009 года, были освобождены от налогообложения  операции по реализации лома и отходов  черных металлов. Кроме этого была отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлен вычет налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления в том же налоговом периоде, в котором осуществляется начисление налога на добавленную стоимость по этим работам; предоставлено право на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг).

В связи с уточнением размеров планируемой инфляции при составлении  проекта федерального бюджета на 2009 - 2011 годы ставки акцизов были проиндексированы в среднем до 10% ежегодно (за исключением нефтепродуктов и табачных изделий).

В целях создания экономически невыгодных условий для получения  автомобильного бензина путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число бензина (чаще всего именно таким способом получают автомобильный бензин низкого качества), с 2009 года получение подакцизных товаров путем смешения признается процессом производства только в том случае, если в результате смешения создается товар, в отношении которого Кодексом установлена более высокая ставка акциза.

Данная норма позволит также избежать получения отрицательной  величины суммы акциза, подлежащей возмещению из бюджета, сократит число налогоплательщиков, реально не уплачивающих акциз в бюджет, и будет способствовать решению проблемы повышения качества моторных топлив.

Помимо перечисленных  мер в законодательство о налогах  и сборах были внесены изменения  по следующим направлениям:

1. совершенствование налога  на прибыль организаций;

2. совершенствование налога  на добавленную стоимость;

3. индексация ставок акцизов;

4. совершенствование налога  на доходы физических лиц;

5. введение налога на  недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога на имущество физических лиц;

6. совершенствование налога  на добычу полезных ископаемых;

7. совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов;

8. международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен. [2]

По мнению И.С. Землянской и А.И. Гончарова, и я с ними согласна, актуальной является проблема снижения налоговой нагрузки. Чрезмерное налоговое бремя провоцирует хозяйствующие субъекты и население к уклонению от уплаты налогов. Также сложившаяся ситуация требует разработки решения по сокращению действия бюрократических механизмов. Но оптимизация косвенного налогообложения товаров (работ, услуг) должна производиться комплексно, путем сочетания различных методов государственного регулирования: финансового, налогового, кредитного и т.д. [10]

  1. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и  их характеристика

2.1  Характеристика НДС

Налог на добавленную стоимость  – взимаемый с предприятий  налог на сумму прироста стоимости  на данном предприятии, исчисляемую  в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. [8, с.21]

Этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Также данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, т.к. при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0%.

НДС позволяет государству  получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей. Однако НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. [15, с. 207-208]

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

Информация о работе Таможенные пошлины