Таможенные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Главное в политике государства – нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Это задача не простая. На сегодняшний день в свете мирового финансового кризиса роль налоговой политики трудно переоценить.
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение 3
1. Косвенное налогообложение, его значение 5
1.1 Понятие косвенных налогов 5
1.2 Значение налогов в доходах государства 8
1.3 Развитие налоговой политики РФ 10
2. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и их характеристика 17
2.1 Характеристика НДС 17
2.2 Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации 20
2.3 Акцизы 23
3. Таможенные пошлины 29
3.1 Таможенные пошлины и их виды 29
3.2 Внешняя торговля 33
3.3 Таможенная политика в странах ЕС 37
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

готовый_курсовик.docx

— 93.52 Кб (Скачать файл)

В зависимости от направления  перемещения товары, пересекающие таможенную границу государства, подразделяются на экспортные, импортные и транзитные. Соответственно по этой классификации подразделяются и таможенные пошлины.

Экспортные пошлины взимаются  при вывозе товаров с таможенной территории государства и преследуют чисто фискальные цели.

Импортные пошлины взимаются  при ввозе товаров на таможенную территорию государства и применяются многими странами как для реализации фискальных целей, так и для осуществления протекционистской политики государства.

Транзитные пошлины взимаются  за провоз грузов по таможенной территории государства. Они применяются, как правило, за провоз грузов, наносящих ущерб окружающей среде, в частности радиоактивных, горюче-смазочных материалов и других опасных грузов, в том числе боеприпасов и взрывчатых веществ.

Таможенные пошлины взимаются  по ставкам, установленным Правительством РФ, в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин дифференцированы по различным товарам и зависят от страны происхождения товара.

В РФ применяются следующие  виды ставок таможенных пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Расчет суммы таможенной пошлины зависит от вида ставки.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров и транспортных средств фиксированы и складываются из двух составляющих: в российских рублях и в иностранной валюте. Валютную составляющую таможенного  сбора можно уплачивать только в валюте, котируемой ЦБ РФ. Отсрочка или рассрочка по таким сборам не предоставляется. Сборы за оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов взимаются в двойном размере.

Различают такие виды пошлин, как сезонные и особые.

Сезонные пошлины применяются  в отношении сельскохозяйственной продукции и других товаров. Они  связаны с так называемыми  сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года.

Особые виды пошлин временно применяют к ввозимым товарам  в целях защиты экономических  интересов государства. Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются  как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах  и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Антидемпинговые пошлины  применяются при ввозе на таможенную территорию России товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.

Компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальных ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России. [12, с.237-244]

Таможенные пошлины в  большинстве стран устанавливаются  только на импортные товары. Экспорт  товаров, как правило, обложению  таможенными пошлинами не подлежит. В отличие от других стран в  России установлены и экспортные пошлины.

3.2 Внешняя торговля

В условиях глобализации национальные экономики оказываются во все  более тесной взаимосвязи между  собой. Развитие международной торговли усиливает кооперацию и происходит разделение труда между странами, быстрее распространяются и внедряются высокие технологии, повышается производительность труда и капитала. В то же время глобализация порождает ряд социальных проблем, когда импорт вступает в конкуренцию с национальным производством, увеличивается безработица, растут цены и т.д.

Важнейшей характеристикой внешней торговли страны является импорт. С его помощью страна получает недостающие ей товары и услуги. В то же время у производимой в стране продукции в открытой экономике появляются конкурирующие с ней импортные товары и услуги, что порождает социальные проблемы, которые решаются, в частности, с помощью налогов, тарифов и квот. Но при этом чрезмерные налоги, тарифы и квоты также не способствуют экономическому росту, для которого нужна конкуренция и внедрение новых технологий. Ограничения на импорт могут быть и внешними, со стороны экспортеров, ограничивающих экспорт отдельных товаров в неугодные им страны. В то же время многие ограничения снимаются при экспорте в государства, поддерживаемые экспортерами. Более того, экспортеры оказывают им экономическую помощь, руководствуясь при этом не только экономическими соображениями.

Когда доля импорта в сумме  внутренних и внешних источников товаров и услуг составляет одну треть и более, ВВП перестает  быть монопольным источником товаров и услуг в стране. В этом случае можно говорить о сильной зависимости экономики страны от внешнего мира, т.е. страна, фактически, становится частью того международного сообщества, без которого она не может существовать.

Относительная малая доля импорта (менее одной трети) означает, что основным источником товаров и услуг в стране является ВВП, а внешние источники не играют заметной роли в экономике страны. Только в очень развитых, высокотехнологичных и относительно независимых экономических системах малая доля импорта может сочетаться с высоким уровнем жизни, который эти страны способны поддерживать за счет внутренних источников (США, Япония). Некоторые экономически слаборазвитые страны вынуждены опираться, в основном на внутренние ресурсы в силу не экономических, а политических причин, в частности, из-за своей внутренней политики или в силу внешней экономической ситуации (Иран, Ирак, Колумбия). В России сохраняется средняя доля импорта: 2002 г. – 19,7%; 2003 г. – 19,2%; 2004 г. – 18,2%; 2005 г. – 17,7%.

Другой, не менее важной, чем импорт, составляющей внешней  торговли является экспорт. С его  помощью страна получает средства для  импорта и тем самым уменьшает  риск попасть в сильную зависимость  от предложения товаров и услуг со стороны внешнего мира. Экспорт затруднителен из стран, не располагающих богатыми природными ресурсами и не производящих конкурентоспособную продукцию. Кроме того, ограничения на экспорт могут возникать по тем же причинам, что и на импорт. Так, они могут иметь место со стороны импортеров, ограничивающих импорт отдельных товаров из неугодных им стран.

С точки зрения безопасности национальной экономики слишком  большая доля экспорта не менее опасна, чем слишком большая доля импорта. Если при слишком большой доле импорта страна может попасть  в зависимость от предложения товаров и услуг со стороны внешнего мира, то при слишком большой доле экспорта она может попасть в зависимость от внешнего спроса. Когда доля экспорта в сумме внутренних и внешних направлений использования товаров и услуг составляет одну треть и более, страна может стать слишком зависимой от потребителей ее продукции.

В России доля экспорта составляла в 2000 г. – 35,5%; в 2001 г. – 29,6%; в 2002 г. – 28,2%; в 2003 г. – 28,4%; в 2004 г. – 28,6%; в 2005 г. – 29,1%. Рост доли экспорта из России в те или иные годы связан, в частности, с повышением мировых цен на нефть, при этом за счет налогов и таможенных пошлин растут доходы бюджета.

Во внешнеэкономической  деятельности важно соблюдение баланса  между импортом и экспортом. В этой связи рассматривается такой показатель, как разность между долями экспорта и импорта. В ряде европейских стран с высоким уровнем жизни, но с малой численностью населения, являющихся, кроме того, частью более мощных экономических структур типа Европейского Союза, эта разность находилась в пределах от 3% до 9%. У России с населением более 140 млн. человек и невысоким уровнем жизни, не входящей в более мощные экономические структуры, были следующие значения разности между долями экспорта и импорта: 2000 г. – 16,1%; 2001 г. – 10,1%; 2002 г. – 8,6%; 2003 г. – 9,2%. [4]

Большое внимание в России уделяется вопросам улучшения условий доступа для российских товаров на внешние рынки. Осуществлялась целенаправленная деятельность по отмене дискриминационных ограничений в отношении российских товаров. Проводилась работа в направлении универсального признания России страной с рыночной экономикой. Предпринимались меры по дальнейшей гармонизации, сближению или взаимному признанию технических норм и стандартов.

В результате целенаправленной работы в 2005 году удалось устранить  ряд действующих ограничений  на торговлю российскими товарами, а также предотвратить угрозу введения новых ограничительных  мер.

В области тарифного регулирования  и защиты внутреннего рынка и  отечественных производителей был рассмотрен широкий круг вопросов корректировки вывозных и ввозных таможенных пошлин. Рассматривались вопросы корректировки ставок вывозных таможенных пошлин на товары с высокой степенью переработки и товары, экспорт которых незначителен, а также на калийные удобрения и целлюлозу из лиственных пород, асбест и нефтепродукты. Также рассматривались вопросы корректировки ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях снижения налоговой нагрузки на предприятия при импорте высокоэффективного оборудования для производства целлюлозно-бумажной продукции, производства древесноволокнистых плит, для легкой и текстильной промышленности, для производства стиральных машин. Одновременно рассматривались вопросы о внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в целях защиты российских товаропроизводителей в отношении зерно- и кормоуборочных комбайнов, специальных видов целлюлозы для фильтровальной бумаги, гидравлических гусеничных экскаваторов. Применялись специальные защитные меры в отношении возросшего импорта в Российскую Федерацию крахмала картофельного и крахмала кукурузного, карамели, компрессоров для холодильного оборудования, мяса домашней птицы.

В течение 2005 года был существенно  интенсифицирован переговорный процесс  по условиям присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО).

На данном этапе практически  завершена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусмотренная Планом мероприятий, утвержденным Правительством Российской Федерации. Ведь комплекс многосторонних международных соглашений, действующих под эгидой ВТО, станет частью правовой системы нашей страны сразу же после присоединения России к ВТО. Более того, в случае противоречия между национальными правовыми нормами и международными договорами России (Соглашение об учреждении ВТО), последние имеют приоритет. Поэтому с момента присоединения к ВТО в нашей стране появится возможность прямого применения норм международного экономического права (нормы и правила ВТО), даже, если их положения не найдут отражения во внутреннем законодательстве России.

Одним из приоритетных направлений  работы являлось обеспечение эффективного экономического сотрудничества со странами СНГ.

Несмотря на более скромный удельный вес стран СНГ в обороте  внешней торговли России, высокие  темпы развития внешней торговли в значительной степени определялись более быстрым ростом, как экспорта, так и импорта в торговле со странами СНГ.

В общем объеме внешнеторгового  оборота на долю стран дальнего зарубежья приходилось 82,1% (в 2004 г. – 82,8%). Удельный вес стран СНГ составил 17,9% (17,2%).

Проводимая внешнеэкономическая  политика была направлена на обеспечение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, стимулирование притока в Россию прямых иностранных инвестиций, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями.

В целях повышения экспортного  потенциала и роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта уделялось внимание реализации системы мер государственной поддержки экспортеров, предусматривающих использование торгово-экономических, финансовых и информационно-консультационных инструментов. [14]

    1. Таможенная политика в странах ЕС

Интеграционные процессы в мировом хозяйстве ежегодно усиливаются. Активизация взаимодействия между странами, их взаимозависимость  приводят к возрастанию роли региональных группировок. На высшем уровне развития интеграционных связей находится Европейский союз, страны-участницы которого, несмотря на различия в социально-экономическом развитии, должны приспосабливаться к единым требованиям, предъявляемым им при вступлении. Важную роль в интеграционном процессе играла гармонизация налоговых отношений.

Таможенное ведомство  ЕС использует в своей повседневной работе Интегрированный таможенный тариф ЕС - TARIC. Таможенный тариф ЕС – это перечень товаров, состоящий из комбинированной номенклатуры товаров и ставок таможенных пошлин. Номенклатура товаров – это классификатор, в котором каждому товару соответствует цифровой код.

В общем случае применяются  десятизначные коды. Цифровые коды товаров распространены в практике всего мира. В их основе разработанные Всемирной таможенной организацией (WCO) шестизначная т.н. гармонизированная система (Harmonized Commodity Description and Coding System). На ее основе государства разрабатывают собственные товарные коды. ЕС добавляет к шестизначным товарным кодам WCO еще два знака и таким образом составляется т.н. комбинированный код ЕС (Combined Nomenclature).

Информация о работе Таможенные пошлины