Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа
Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы
По решению Комиссии Таможенного
союза для рассмотрения конкретного
вопроса и разработки необходимых
документов могут создаваться рабочие
группы экспертов государств - членов
Таможенного союза. Заседания Комиссии
проводятся не реже одного раза в месяц.
В пределах своих полномочий Комиссия
Таможенного союза принимает решения,
имеющие обязательный характер для государств,
формирующих Таможенный союз, и рекомендации,
не носящие обязательного характера. Необходимо
отметить, что в соответствии с решением
Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа
Таможенного союза) N 15 решения Комиссии,
носящие обязательный характер в соответствии
со ст. 7 Договора о Комиссии Таможенного
союза от 6 октября 2007 г., подлежат непосредственному
применению в государствах - членах Таможенного
союза и имеют юридическую силу актов,
принимаемых (издаваемых) теми государственными
органами и должностными лицами государств
- членов Таможенного союза, к компетенции
которых отнесено регулирование соответствующих
правоотношений на момент передачи Комиссии
Таможенного союза соответствующих полномочий.
В соответствии с Договором голоса между
государствами - членами Таможенного союза
в Комиссии Таможенного союза распределяются
следующим образом:
- Республика Беларусь - 21,5;
- Республика Казахстан - 21,5;
- Российская Федерация - 57.
Решения по общему правилу принимаются
большинством в 2/3 голосов.
В отношении вывозных таможенных пошлин
государства-члены таможенного
Межгосударственный совет
Правовую основу деятельности ВО ТС составляют
следующие документы: Договор об учреждении Евразийского
экономического сообщества от 10 октября
2000 г. (в редакции Протокола от 6 октября
2007 г.); Положение о Межгосударственном
совете Евразийского экономического сообщества,
утвержденное решением Межгосударственного
совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 3 (далее
- Положение); Правила процедуры Межгосударственного
совета Евразийского экономического сообщества,
утвержденные решением Межгосударственного
совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 4 (в редакции
решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС
от 10 октября 2008 г. N 378).
ВО ТС осуществляет следующие функции:
1) определяет стратегию, направления
и перспективы формирования и
развития Таможенного союза и
принимает решения, направленные на
реализацию целей и задач Таможенного
союза; 2) рассматривает и принимает
решения по вопросам, связанным с
общими интересами государств, формирующих
Таможенный союз; 3) определяет перечень
международных договоров, составляющих
договорно-правовую базу Таможенного
союза; 4) принимает решение о вступлении
в силу международных договоров, направленных
на завершение формирования договорно-правовой
базы Таможенного союза в соответствии
с Протоколом о порядке вступления в силу
международных договоров, направленных
на формирование договорно-правовой базы
Таможенного союза, выхода из них и присоединения
к ним от 6 октября 2007 г.; 5) принимает решение
об объединении таможенных территорий
государств, формирующих Таможенный союз,
в единую таможенную территорию в соответствии
со ст. 2 Договора о создании единой таможенной
территории и формировании Таможенного
союза от 6 октября 2007 г.; 6) утверждает состав
Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия);
7) утверждает Председателя Комиссии; 8)
утверждает правила процедуры Комиссии;
9) утверждает смету расходов Комиссии
и заслушивает отчет о ее исполнении; 10)
рассматривает вопросы, по которым при
принятии Комиссией решений было заявлено
несогласие одного из государств, формирующих
Таможенный союз; 11) рассматривает по инициативе
любого из государств, формирующих Таможенный
союз, предложения о пересмотре принятых
Комиссией решений; 12) рассматривает по
инициативе Комиссии вопросы, по которым
при принятии решения не было набрано
необходимого числа голосов; 13) представляет
в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС
кандидатуры для назначения судей в Суд
ЕврАзЭС для рассмотрения дел по вопросам
Таможенного союза; 14) обращается с запросами
и рекомендациями к Межпарламентской
Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду
ЕврАзЭС по вопросам Таможенного союза.
В состав ВО ТС входят главы государств
и главы правительств государств - членов
Таможенного союза.
Заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего
органа Таможенного союза) проводятся
на уровне глав государств не реже одного
раза в год, а на уровне глав правительств
- не реже двух раз в год. Заседания ВО ТС
носят, как правило, открытый характер.
Решения, запросы и рекомендации ВО ТС
принимаются на основе консенсуса, причем
каждое из государств, формирующих Таможенный
союз, имеет один голос. Решения Межгоссовета
ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза)
вступают в силу со дня его принятия, если
в самом решении не предусмотрен иной
порядок.
Депозитарием принимаемых ВО ТС документов
и решений является Комиссия Таможенного
союза.
Компетенция Суда Евразийского экономического
сообщества, правовой статус которого
определен Договором об учреждении
Евразийского экономического сообщества
от 10 октября 2000 г. и Статутом Суда Евразийского
экономического сообщества, утвержденным
решением Межгосударственного совета
ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 502, была расширена
в связи с формированием Таможенного союза
и внесением вследствие этого изменений
в ст. 8 Договора об учреждении ЕврАзЭС
(Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении
изменений в Договор об учреждении Евразийского
экономического сообщества от 10 октября
2000 г.).
Основной задачей Суда является обеспечение
единообразного применения государствами
- членами Таможенного союза действующих
в его рамках международных договоров
и принимаемых его органами решений. Суд
рассматривает также споры экономического
характера, возникающие между государствами
- членами Таможенного союза по вопросам
реализации решений органов и положений
договоров Таможенного союза, дает по
ним разъяснения, а также заключения.
После объединения таможенных территорий
государств, формирующих Таможенный союз,
Суд осуществляет следующие полномочия:
1) рассматривает дела о соответствии актов
органов Таможенного союза международным
договорам, формирующим правовую базу
Таможенного союза;
2) рассматривает дела об оспаривании решений,
действий (бездействия) органов Таможенного
союза;
3) дает толкование международных договоров,
формирующих правовую базу Таможенного
союза, актов, принятых его органами;
4) разрешает споры между Комиссией Таможенного
союза и государствами, входящими в Таможенный
союз, а также между государствами - членами
Таможенного союза по выполнению ими обязательств,
принятых в рамках Таможенного союза.
К ведению Суда могут быть отнесены и иные
споры, разрешение которых предусмотрено
международными договорами Таможенного
союза.
Таким международным договором является
Договор об обращении в Суд Евразийского
экономического сообщества хозяйствующих
субъектов по спорам в рамках Таможенного
союза и особенностях судопроизводства
по ним от 9 декабря 2010 г., в соответствии
с которым Суд наделяется компетенцией
по рассмотрению дел по заявлениям хозяйствующих
субъектов:
1) об оспаривании актов Комиссии Таможенного
союза или их отдельных положений;
2) об оспаривании действий (бездействия)
Комиссии Таможенного союза.
Основанием для оспаривания актов Комиссии
Таможенного союза или их отдельных положений
либо действий (бездействия) Комиссии
Таможенного союза является их несоответствие
международным договорам, заключенным
в рамках Таможенного союза, повлекшее
нарушение предоставленных данными международными
договорами прав и законных интересов
хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Суд формируется из представителей государств
- членов Таможенного союза в количестве
не более двух представителей от каждого
государства. Судьи назначаются Межпарламентской
Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению
Межгосударственного совета сроком на
шесть лет.
В настоящий момент функции Суда временно
осуществляет Экономический Суд СНГ. Такие
полномочия были возложены на него на
основании Соглашения между Содружеством
Независимых Государств и Евразийским
экономическим сообществом "О выполнении
Экономическим Судом Содружества Независимых
Государств функций Суда Евразийского
экономического сообщества" от 3 марта
2004 г.
Как уже было сказано Единый таможенный тариф является сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС). С 1 января 2012 г. Была введена в действие новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 850, которая заменила утратившее силу решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 17 абзац второй пункта 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 по утверждению ЕТР.
Функции таможенного тарифа:
1. Протекционизм - защита отечественных
товаров от иностранной
2. Фискальная - пополнение госбюджета.
Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.
Фискальная функция
Ставки российского
Понятие тарифных преференций (латин. Preferens - предпочитающий), связано с перемещением через таможенную границу товаров. В соответствии с законодательством стран-участниц Таможенного Союза допускается установление преференций в отношении:
- товаров, происходящих из
- товаров, происходящих из
Тарифные преференции - это льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз. Тарифные преференции предоставляются на территории ТС.
В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:
- Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
- Перечень наименее развитых
стран (49 государств) - применение
нулевой ставки ввозной
- Перечень преференциальных
Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.
Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.
Во-вторых, поставка из развивающейся
(наименее развитой) страны на единую территорию
Таможенного союза будет
В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.
В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара.
Тарифные льготы - предоставляются по коду ТН и применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров. Т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Тарифные льготы отвечают принципам:
Тарифные льготы являются
В законе «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:
Страны - участницы Таможенного
союза договорились об установлении
тарифных квот в отношении
Основным условием, при котором импортер может оформить товар в рамках квоты, является получение соответствующей лицензии. Отмечаем: таможенное оформление в рамках тарифных квот возможно только в стране, где импортеру была выделена квота и выдана лицензия.
В качестве примера можно привести установление с 1 января 2010 г. странами Таможенного союза тарифных квот в отношении мясных продуктов. Например, квота на ввоз свинины в Россию в 2010 г. составила 472 тыс. т, в Казахстан - 7,4 тыс. т, в Белоруссию - 30 тыс. т. При ввозе свинины в рамках тарифной квоты применяется 15%-ная ставка пошлины (так называемая внутриквотная ставка), а при ввозе сверх квоты - 75%-ная.
Тарифные квоты могут быть установлены
в отношении импорта и