Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом коля.docx

— 136.55 Кб (Скачать файл)

По решению Комиссии Таможенного  союза для рассмотрения конкретного  вопроса и разработки необходимых  документов могут создаваться рабочие  группы экспертов государств - членов Таможенного союза. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц. В пределах своих полномочий Комиссия Таможенного союза принимает решения, имеющие обязательный характер для государств, формирующих Таможенный союз, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимо отметить, что в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) N 15 решения Комиссии, носящие обязательный характер в соответствии со ст. 7 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г., подлежат непосредственному применению в государствах - членах Таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов Таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии Таможенного союза соответствующих полномочий. 
В соответствии с Договором голоса между государствами - членами Таможенного союза в Комиссии Таможенного союза распределяются следующим образом: 
- Республика Беларусь - 21,5; 
- Республика Казахстан - 21,5; 
- Российская Федерация - 57. 
Решения по общему правилу принимаются большинством в 2/3 голосов.

В отношении вывозных таможенных пошлин государства-члены таможенного союза  подписали «Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении  третьих стран», в соответствии с которым стороны проводят независимую политику.

Межгосударственный совет ЕврАзЭС в рамках трех государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - является высшим органом Таможенного союза (ВО ТС). 
Правовую основу деятельности ВО ТС составляют следующие документы: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (в редакции Протокола от 6 октября 2007 г.); Положение о Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества, утвержденное решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 3 (далее - Положение); Правила процедуры Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, утвержденные решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 4 (в редакции решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 10 октября 2008 г. N 378).

ВО ТС осуществляет следующие функции: 1) определяет стратегию, направления  и перспективы формирования и  развития Таможенного союза и  принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного  союза; 2) рассматривает и принимает  решения по вопросам, связанным с  общими интересами государств, формирующих  Таможенный союз; 3) определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного  союза; 4) принимает решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.; 5) принимает решение об объединении таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, в единую таможенную территорию в соответствии со ст. 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.; 6) утверждает состав Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия); 7) утверждает Председателя Комиссии; 8) утверждает правила процедуры Комиссии; 9) утверждает смету расходов Комиссии и заслушивает отчет о ее исполнении; 10) рассматривает вопросы, по которым при принятии Комиссией решений было заявлено несогласие одного из государств, формирующих Таможенный союз; 11) рассматривает по инициативе любого из государств, формирующих Таможенный союз, предложения о пересмотре принятых Комиссией решений; 12) рассматривает по инициативе Комиссии вопросы, по которым при принятии решения не было набрано необходимого числа голосов; 13) представляет в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС кандидатуры для назначения судей в Суд ЕврАзЭС для рассмотрения дел по вопросам Таможенного союза; 14) обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду ЕврАзЭС по вопросам Таможенного союза. 
В состав ВО ТС входят главы государств и главы правительств государств - членов Таможенного союза. 
Заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год, а на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Заседания ВО ТС носят, как правило, открытый характер. 
Решения, запросы и рекомендации ВО ТС принимаются на основе консенсуса, причем каждое из государств, формирующих Таможенный союз, имеет один голос. Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) вступают в силу со дня его принятия, если в самом решении не предусмотрен иной порядок. 
Депозитарием принимаемых ВО ТС документов и решений является Комиссия Таможенного союза.

Компетенция Суда Евразийского экономического сообщества, правовой статус которого определен Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Статутом Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 502, была расширена в связи с формированием Таможенного союза и внесением вследствие этого изменений в ст. 8 Договора об учреждении ЕврАзЭС (Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.). 
Основной задачей Суда является обеспечение единообразного применения государствами - членами Таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами - членами Таможенного союза по вопросам реализации решений органов и положений договоров Таможенного союза, дает по ним разъяснения, а также заключения. 
После объединения таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, Суд осуществляет следующие полномочия: 
1) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза; 
2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза; 
3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых его органами; 
4) разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. 
К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами Таможенного союза. 
Таким международным договором является Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г., в соответствии с которым Суд наделяется компетенцией по рассмотрению дел по заявлениям хозяйствующих субъектов: 
1) об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений; 
2) об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза. 
Основанием для оспаривания актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 
Суд формируется из представителей государств - членов Таможенного союза в количестве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета сроком на шесть лет. 
В настоящий момент функции Суда временно осуществляет Экономический Суд СНГ. Такие полномочия были возложены на него на основании Соглашения между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом "О выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества" от 3 марта 2004 г.

  • Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Как уже было сказано Единый таможенный тариф является сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС). С 1 января 2012 г. Была введена в действие новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 850, которая заменила утратившее силу решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 17 абзац второй пункта 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 по утверждению ЕТР.

Функции таможенного тарифа:

1. Протекционизм - защита отечественных  товаров от иностранной конкуренции 

2. Фискальная - пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины  в России составляют одну из важнейших  статей доходной части федерального бюджета.

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части.

Ставки российского таможенного  тарифа, действующего на территории Российской Федерации до 1 января 2010 г., также  претерпели существенные изменения  и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения  коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройств и механизмов, ставки на которые были обнулены. Незначительные изменения ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов, что снизит поступления в российский бюджет на 50 - 60 млн долл. США в год. 

 

 

  • Тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза.

Понятие тарифных преференций (латин. Preferens - предпочитающий), связано с перемещением через таможенную границу товаров. В соответствии с законодательством стран-участниц Таможенного Союза допускается установление преференций в отношении:

- товаров, происходящих из государств, входящих в состав ТС или  образующих с ними Зону свободной  торговли;

- товаров, происходящих из развивающихся  стран, пользующихся системой  преференций.

Тарифные преференции - это льготы в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее  уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз. Тарифные преференции предоставляются на территории ТС.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:

- Перечень развивающихся стран  (103 государства) - снижение ставки  ввозной пошлины на 25%;

- Перечень наименее развитых  стран (49 государств) - применение  нулевой ставки ввозной пошлины;

- Перечень преференциальных товаров  (товары из 49 товарных групп).

Условия применения тарифных преференций  аналогичны тем, что установлены  в рамках национальной преференциальной системы в России.

Во-первых, это означает закупку  товара у лица, зарегистрированного  в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар  происходит.

Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить  без провоза через территорию другого государства. Из этого правила  есть исключения, предполагающие экономическую  нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.

В-третьих, условием применения преференций  является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления  при таможенном оформлении товара сертификата  происхождения по форме "А". Важно  знать, что срок применения сертификата  ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать  перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его  подлинности.

В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более  чем на 5%) фактически поставленного  количества товара с количеством, указанным  в сертификате происхождения  товара.

 

  • Тарифные льготы.

Тарифные льготы - предоставляются  по коду ТН и применяются в зависимости  от целевого назначения ввозимых товаров. Т.е. товары, в отношении которых  предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Тарифные льготы отвечают принципам:

    • применение в отношении другого государства мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
    • либерализация внешней торговли и межгосударственного сотрудничества в таможенно-тарифной сфере.

            Тарифные льготы являются главным  инструментом в стимулировании  развития внешней торговли с  отдельными странами. Например, льготы  устанавливаются в отношении  товаров, происходящих из развивающихся  стран, пользующихся системой  преференций Таможенного союза,  т. е. на один и тот же  товар действует несколько различных  льгот.

В законе «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

    • возврат ранее уплаченной пошлины;
    • освобождение от уплаты пошлины;
    • снижение ставки пошлины;
    • установление преференциальных квот на ввоз (вывоз) товара.

 

  • Тарифные квоты.

Страны - участницы Таможенного  союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 - 24 ТН ВЭД ТС) при  их ввозе на территорию Таможенного  союза. Тарифные квоты означают возможность  ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.

 

Основным условием, при котором  импортер может оформить товар в  рамках квоты, является получение соответствующей  лицензии. Отмечаем: таможенное оформление в рамках тарифных квот возможно только в стране, где импортеру была выделена квота и выдана лицензия.

В качестве примера можно привести установление с 1 января 2010 г. странами Таможенного союза тарифных квот в отношении мясных продуктов. Например, квота на ввоз свинины в Россию в 2010 г. составила 472 тыс. т, в Казахстан - 7,4 тыс. т, в Белоруссию - 30 тыс. т. При  ввозе свинины в рамках тарифной квоты применяется 15%-ная ставка пошлины (так называемая внутриквотная ставка), а при ввозе сверх квоты - 75%-ная.

Тарифные квоты могут быть установлены  в отношении импорта и экспорта. Виды квотируемых товаров и размер квот устанавливаются Правительством РФ.

 

Информация о работе Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации