Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом коля.docx

— 136.55 Кб (Скачать файл)

В то же время целесообразно активизировать работу по более полному использованию  возможностей, которые открывает  производственная кооперация и научно-техническое  сотрудничество с фирмами зарубежных стран. Это сотрудничество способно помочь решить задачи наращивания экспортного  потенциала и импортозамещения в более сжатые сроки, обеспечить экономию финансовых средств. Такую работу целесообразно развернуть со всеми группами стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Следовательно необходимо дальнейшее упрощение процедуры декларирования и переход к большему проценту декларирования в электронной форме. Снижение ставок пошлин, оптимизация административных, декларационных процедур ведет к сохранению курса на открытость российской экономики. Процессы либерализации и глобализации мирохозяйственных связей ведут при правильном подходе к повышению эффективности национального производства, росту благосостояния населения.

Необходимо улучшение инвестиционного  климата, который преследует не только свою непосредственную цель социально - экономического развития, но также  препятствует оттоку капитала из страны, делая внутренние капиталовложения надежными и выгодными.

Следует прилагать усилия по привлечению  инвестиций в те отрасли, которые  наиболее выгодны государству и инвестору в настоящий момент. Изменение структуры иностранных инвестиций в сторону глубокой лесопереработки, алюминиевой промышленности, легкой и пищевой промышленности, увеличения экспорта готовой продукции путем дифференциации налоговых и других льгот, поощрение привлечения новых технологий.

Необходим комплекс мероприятий для  оптимизации товарной структуры  экспорта и импорта. Одной из важных в стратегической перспективе задач  должна быть диверсификация структуры  экспорта и импорта. Ее необходимо решать в двух плоскостях: во-первых, по линии увеличения в российском экспорте доли готовых изделий и услуг и, во-вторых, путем активного проведения мероприятий по импортозамещению, особенно на тех направлениях, которые связаны с обеспечением экономической и национальной безопасности страны, путем уменьшения импортных квот и введения повышенных таможенных пошлин на те товары, которые могут быть заменены на российском рынке отечественными.

Что касается импортной стратегии, то совершенно очевидно, что импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. А для того, чтобы  импорт способствовал подъему национальной экономики, его товарная структура  должна быть оптимальной.

Под оптимальной структурой импорта  для России следует понимать такую, где полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары, необходимые для функционирования российской экономики и ее модернизации. Большое значение имело бы также  замещение ввоза готовых изделий  импортом технологий и комплектующих  для организации их производства в России.

При определении роли государства  в регулировании импорта следует  иметь в виду, что импорт, прежде всего, удовлетворяет спрос населения  и в некоторых отраслях компенсирует недостаток отечественной продукции. За период либерализации импорта  отечественный потребительский  рынок стал практически монополизирован  иностранными производителями, ситуация начала меняться лишь после значительной девальвации (продиктованное экономической политикой снижение реального валютного курса) рубля, что снизило конкурентоспособность иностранных товаров по цене. В такой ситуации необходимо усилить государственное влияние на импорт с целью поддержки отечественных производителей, в то же время не лишая их конкуренции со стороны иностранных товаров.

При этом в целях обеспечения  защиты от импортной интервенции  в таможенно-тарифном сфере следует поддерживать отечественных производителей: реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Россия способна производить сама с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России.

Таким образом, импортные товары, хотя и иногда превосходящие российские по качеству, будут дороже отечественных, что создаст спрос на российскую продукцию и даст возможность  предприятиям за счет вырученных средств  осуществлять совершенствование продукции  и улучшение ее качества; защита сельского хозяйства путем ограничения, в том числе, с помощью лицензирования и стандартизации, ввоза импортных  продуктов питания, которые Россия способна производить сама. Благодаря этому на рынке образуется ниша для отечественных производителей сельхозпродукции.

Для ускорения подобных сдвигов  государство должно активнее участвовать  в создании условий расширения ввоза названных товаров (тарифные преференции, налоговые льготы, дальнейшее снижение ставок пошлин).

Таким образом, вышеперечисленные  меры находятся в рамках умеренного протекционизма и базируются на возможности  незначительного ущемления интересов  потребителей импортных товаров  в целях укрепления экономической  безопасности и развития производства внутри страны.

В области экспорта имеются возможности  для стабилизации и расширения традиционного  машинотехнического экспорта (легковые и грузовые автомобили, оборудование для геологоразведки, энергетическое и дорожное оборудование). С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, то есть неотъемлемой частью экспортной стратегии должно стать наращивание и обновление экспортного потенциала страны за счет наукоемких изделий и услуг. Аналогично с импортными операциями необходимо выявить наукоемкие и перспективные производства(тяжелая промышленность, черная металлургия), произвести диверсификацию таможенного тарифа в сторону снижения ставок пошлин по отношению к отечественным товарам по наиболее уязвимым товарным группам, повысить ставки по отношению к иностранным товарам, переполнившим российский рынок, если это является угрозой для отечественных производителей (легкая промышленность, некоторые продовольственные товары).

Необходимо также предусмотреть  определенное ужесточение системы  государственного регулирования внешнеэкономического сотрудничества, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию. Ее суть заключается  в закреплении защитных мер, компенсационных  пошлин. В силу российских природно-географических условий "запас" ценовой конкурентоспособности (разница между ценой и себестоимостью) у добытчиков отечественного сырья  в сравнении с продуцентами других стран-экспортёров заметно меньше. Себестоимость добычи барреля нефти  на Ближнем Востоке составляет 1 - 3 долл., а в России - 11 - 12 долл. В  перспективе этот запас и, соответственно, прибыль добывающих компаний будут  уменьшаться в связи с ростом издержек добычи и транспортировки. К тому же, увеличение экспортных поставок энергоресурсов приведёт к росту  предложения на внешних рынках и  соответствующему снижению мировых  цен. Кроме того, запасы минерального сырья при всём их богатстве всё-таки небезграничные. Поэтому было бы рационально  по возможности сохранять их для  будущих поколений.

Из вышеизложенного следует, что  диверсификация нашего экспорта и развитие экспортоориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной обработки сырья, прежде всего продукции машиностроения - задачи весьма актуальные. Направления решения этих задач можно определить следующим образом.

Следует повысить роль государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей, в первую очередь более оперативного и эффективного использования тарифных методов в их регулировании.

Важно поддерживать политику увеличения таможенных пошлин на необработанные сырьевые товары по сравнению с обработанными. Так с 1 мая 2011 г. увеличивается экспортная пошлина на российскую нефть - с 423,7 до 453,7 доллара за тонну (на 44%). Пошлина на темные нефтепродукты вырастет с 197,9 до 211,8 доллара за тонну (всего на 7%)

Необходимо дальнейшее усиление валютного  контроля во внешней торговле. Огромные потери (около 5 млрд. долл. в год) валютной выручки наша страна несёт вследствие занижения контрактных цен по сравнению с мировыми. Следовало  бы также ввести для участников внешнеэкономических связей специальную лицензионную систему, позволяющую усилить контроль государства за эффективностью внешнеэкономических связей и их соответствием общенациональным интересам.

Одной из перспектив развития внешней  торговли России является интеграция России в глобальную транспортную систему  и реализация транзитного потенциала российской экономики, а соответсвенно привлечение в эту отрасль ивестиций. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

 

Заключение

 

Таможенно-тарифное регулирование - неотъемлемая и наиболее существенная часть таможенной политики, определяющая национальный торговый режим, условия доступа товаров на национальный рынок, посредством мер, методов и инструментов регулирования. Являясь ключевым элементом защиты национального производства, оно в свою очередь выступает как регулятор рынка, обеспечивая его открытость. Именно это является фактором, привлекающим зарубежных производителей и инвесторов. Тарифно-таможенное регулирование в системе мирового товарооборота становится наиболее унифицированным, а одновременно и гибким вследствие глобализации мировой экономики. Вместе с постоянно меняющимися экономическими, социальными и политическими условиями дифференцируется и таможенно-тарифное регулирование, отвечающее требованиям конъюнктуры мировых рынков. Наряду с протекционистской функцией таможенно-тарифное регулирование обеспечивает поступление средств в государственный бюджет, способствует обеспечению эффективного использования инструментов таможенного контроля, интегрирует Россию в мировое экономическое пространство, создавая необходимые для этого условия на уровне законодательно-нормативной базы, оптимизации процессов администрирования и изминения ставок пошлин.

Инвестиционное развитие государства  невозможно без продуманной таможенной политики, призванной обеспечить безболезненное проникновение иностранного капитала, в любой имущественно-денежной форме в страну. Именно этим требованиям отвечают инструменты и меры тарифно-таможенного регулирования, в совокупности являющиеся регуляторами ВЭД. Мерами являются: ЕТР ТС, сезонные пошлины, таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС. Инструментами: ввозные и вывозные таможенные пошлины, где по объемам обложения доминируют ввозные пошлины. Это связано с экспортно-импортной структурой товарооборота, где одним из способов влияния на него являются прямое и косвенное таможенно-тарифное регулирование. Прямое регулирование представляется как вмешательство государства в формирование тарифов, изменение их структуры и правил образования. Косвенное отличается от прямого регулирования тем, что абстрагируется от изменения самой структуры тарифов, имея направление на смену факторов, влияющих на них. Это обеспечивается следующими способами: регулированием налогов, управлением доходами населения, таможенными и количественными ограничениями внешнеторговой деятельности. К мерам косвенного воздействия относятся: льготное налогообложение, льготное кредитование, выделение дотаций и субсидий, а также реализация программ по инвестированию капитала.

Т. о. инвестиционный климат в стране напрямую зависит от вмешательства  государства в таможенно-тарифную политику, где административным путем  интегрируются механизмы воздействия на меры тарифно-таможенного регулирования. Чтобы проанализировать связь между инвестиционными потоками и мерами таможенного регулирования следует обратиться к практике иностранных государств в области применения таможенно-тарифного регулирования. В связи с глобализацией мировой торговли и доминированием таких крупных организаций как ВТО таможенный тариф должен стать главным инструментом регулирования торговли, для чего и происходит формирование ЕТТ. Основным принципом этой организации является либерализация мировой торговли путем взаимного понижения ставок пошлин. Эта тенденция носит макроэкономический характер, распространяясь почти на все страны, а главными центрами являются передовые экономики мира: США, Япония, ЕС. Таможенный тариф этих стран имеет примерно схожую структуру отличаясь лишь процентным соотношением и различием в содержании колонок. Существование государств в едином экономическом пространстве ВТО, привело к формированию общей системы преференций и таможенных тарифов. Либерализация таможенной политики действительно привела к снижению барьеров в мировой торговле, но наряду с этим хорошо видны сложившиеся особенности таможенно-тарифного регулирования: нетарифные ограничения, высокие ставки пошлин на отдельные товары, система раздела рынков и торговых партнеров по принципу «свой-чужой».

Таможенно-тарифное регулирование  РФ основано на правовых актах и решениях Комиссии таможенного союза в рамках одноименного объединения. Общемировые тенденции в сфере тарифно-таможенного регулирования оказывают значительное влияние на таможенную политику государств-членов таможенного союза. В целом таможенный тариф и система преференций претерпели серьезные изменения в сторону снижения ставок таможенных пошлин и расширения списка стран, пользующихся преференциальным режимом. Особенностями таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенно-тарифное регулирование-главное условие стабильного развития страны; всегда процесс, характеризующийся непрерывностью товаропотоков; применяется в системе методов и форм государственного регулирования импортно-экспортных операций, являясь формой и способом регулирования внешней торговли; занимает определенное место в системе приоритетов государственного регулирования, имеет обособленность, взаимодействует с другими элементами и формами государственного регулирования.
  • Таможенный тариф и пошлина-инструменты экономического регулирования;
  • Являясь методом косвенного воздействия на внешнюю торговлю, таможенная пошлина-инструмент таможенно-тарифного регулирования.
  • Таможенно-тарифное регулирование имеет схожие черты с косвенным влиянием на экономику (таможенная пошлина и косвенный налог).

Информация о работе Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие Российской Федерации