Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:02, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию механизма таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ воздушным транспортом (на примере Пулковской таможни). Для достижения цели были выделены следующие задачи:
Рассмотреть международные стандарты таможенных процедур контроля воздушных судов;
Выделить нормативно-правовые акты, применяемые при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ воздушным транспортом;
Рассмотреть основные показатели работы Пулковской таможни за период 2007-I пол. 2009гг.;
Введение 3
Глава 1. Анализ законодательных актов, регулирующих порядок таможенного контроля воздушных судов 6
1.1. Международные стандарты таможенных процедур контроля воздушных судов 6
1.2. Нормативно-правовые акты, применяемые при таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС воздушным транспортом 11
1.3. Общие положения таможенного контроля воздушных судов при перевозке товаров через таможенную границу ТС 13
1.4. Особенности порядка таможенного контроля воздушных судов при перевозке товаров через таможенную границу ТС 20
Глава 2. Оценка деятельности Пулковской таможни в процессе таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС воздушным транспортом 26
2.1. Основные показатели работы Пулковской таможни за период 2007-I пол. 2009гг. 26
2.2. Порядок таможенного контроля воздушного судна, применяемый в Пулковской таможне 38
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС воздушным транспортом 49
3.1. Обоснование необходимости предварительного электронного таможенного контроля авиационных грузовых перевозок 49
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС воздушным транспортом 57
3.3. Характеристика комплекта технических средств для таможенного досмотра воздушных судов (КТС шифр «Авиатор») с целью обучения сотрудников Пулковской таможни 71
Заключение 77
Список источников информации 81
Как уже было отмечено, специфика деятельности авиационных таможен характеризуется тем, что пункт пропуска, места прибытия и оформления товаров находятся на одной территории – в аэропорту. Зона деятельности Пулковской таможни - аэропорт Пулково.
На коллектив таможни возложено обеспечение таможенных процедур в отношении перемещаемого через нее потока грузов, пассажиров и багажа, а также перевозящих все это самолетов и членов их экипажей.
Деятельность
Пулковской таможни на протяжении последних
лет характеризуется
В состав Пулковской таможни входят два таможенных поста – Аэропорт Пулково (пассажирский) и Пулковский (грузовой). Функционируют 43 структурных подразделения, штатная численность составляет 471 человек.
Следует признать, что со дня образования и вот уже тридцать пять лет назад, несут почетную и ответственную службу пулковские таможенники. Разрабатываются новые технологические схемы, совершенствуется система таможенного оформления и контроля, проводится разъяснительная работа с участниками внешнеэкономической деятельности, для успешного решения поставленных задач.
Таможенная служба давно перестала быть просто досмотром ручной клади и багажа пассажиров, пересекающих границу, как это было раньше. Валютный контроль, таможенные платежи, борьба с нарушениями таможенного законодательства, пресечение контрабанды, ведение таможенной статистики внешней торговли – эти задачи стоят перед коллективом. Ведется целенаправленная работа по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками, пост-аудиту.
В 2008 году
Пулковской таможней выпущено 40 743 грузовых
таможенных деклараций, оформлено 45 311
воздушных судов. Импортно-экспортные
операции осуществляли 2 852 участника
внешнеэкономической
По режимам, учитываемым статистикой внешней торговли, было выпущено товаров общей стоимостью 1 355,409 млн. долларов США. Общий вес выпущенных грузов - 9,961 тыс. тонн. В федеральный бюджет перечислено 4655,26 млн. рублей, данный контрольный показатель выполнен на 101,45 процента.
Защита экономической безопасности государства, борьба с контрабандой, незаконным перемещением наркотиков, оружия, валюты, культурных и исторических ценностей остается одной из важнейших задач Пулковской таможни.
Поэтому особое внимание уделяется правоохранительной деятельности, в том числе оперативно-розыскным методам работы, направленным на получение достоверной упреждающей информации о попытках противоправных действий.
В этом плане сотрудники таможни добились определенных успехов. Так в 2008 году возбуждено 59 уголовных дел, из них 10 – по фактам контрабанды наркотиков, каковых за девять месяцев 2009 года уже 16. Для сокрытия контрабанды нарушители делают тайники в багаже, в одежде.
Неоднократно задерживались и так называемые наркокурьеры-«глотатели», и почтовые отправления с наркотиками. Выявить их помог высокий профессионализм сотрудников таможни и взаимодействие с коллегами из других правоохранительных органов.
Неуклонно увеличивается и количество дел об административных правонарушениях, в 2008 году их возбуждено 520.
География торговых связей участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Пулковской таможни достаточно разнообразна. Внешнеторговые операции в 2008 году осуществлялись со 133 странами.
Крупнейшие торговые партнеры – США, Франция, Германия, Китай, Япония, Индия. Грузы, оформляемые в Пулковской таможне, включают в себя всю номенклатуру товаров, и связывает их одно – скорость доставки, а значит эти грузы, прибывшие самым дорогим видом транспорта, остро необходимы получателю. Задача таможни – быстро и профессионально их оформить. На сегодняшний день 99,69% от всех грузов, оформляемых в Пулковской таможне, выпускаются в течение суток.
Санкт-Петербург – Северная столица России, туристический центр, в который стремятся приехать туристы со всего мира. Аэропорт Пулково - воздушные ворота Санкт-Петербурга и первое впечатление от посещения города складывается от того, как службы аэропорта, в том числе и таможня, встретят туриста.
Основной задачей, стоящей перед коллективом является быстрое, профессиональное и качественное таможенное оформление прибывающих и убывающих пассажиров.
Ежедневно более 100 самолетов международного направления осуществляют взлет и посадку в аэропорту Пулково. География полетов охватывает практически все точки земного шара. Особенно показательным это становится в дни проведения в Санкт-Петербурге, ставшего уже ежегодным, Международного экономического форума. В период подготовки к проведению форума и после его окончания пулковские таможенники работают в усиленном режиме.
Так, за пять дней экономического форума 2009 года оформлено 1006 воздушных судов, в том числе 342 самолета официальных делегаций и участников форума, 5648 членов экипажей.
С каждым годом количество международных авиарейсов, пунктом назначения или отправки которых является Санкт-Петербург, неуклонно увеличивается. Соответственно растет и поток перемещаемых через его аэропорт пассажиров, багажа, внешнеторговых грузов и международных почтовых отправлений. К примеру, если четверть века назад за год через Пулковскую таможню проходило немногим более 200 тыс. пассажиров, то в 2008 году этот показатель достиг 4 миллионов.
Одной из важнейших задач так называемого пассажирского направления деятельности таможни является разъяснительная работа, наличие упреждающей информации. Те, кто хоть раз вылетал за границу через аэропорт Пулково, который является зоной деятельности Пулковской таможни, обязательно слышали передаваемые по громкой связи объявления.
Таким образом, авиапассажиров обязательно периодически предупреждают: «При выборе «зеленого канала» убедитесь, что у вас отсутствуют товары, подлежащие декларированию. В случае сомнения выбирайте «красный канал». Из этого следует, что сегодня в воздушной гавани города на Неве при пересечении таможенной границы РФ физическими лицами действует так называемая двухканальная система декларирования товаров.
«Красный канал» предназначен для пассажиров, имеющих при себе или в отдельно следующем багаже товары, в том числе валюту и ценные бумаги, подлежащие в соответствии с законодательством РФ обязательному письменному декларированию.
«Зеленый канал», соответственно, ориентирован на пассажиров, не имеющих таких товаров. В данном случае декларирование производится непосредственно самим действием, то есть, пройдя по этому каналу, человек тем самым заявляет таможенному органу, что у него нет товаров, подлежащих декларированию. Если же на самом деле окажется, что это не так, то может наступить административная или уголовная ответственность.
В целом использование
так называемой конклюдентной формы
декларирования значительно сокращает
время прохождения таможенных процедур
и создает благоприятные
Существует перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в котором значатся 26 пунктов.
Разрешить сомнения в выборе «зеленого» или «красного» коридора поможет таможенный инспектор у стойки информации. Так или иначе, уже непосредственно перед прохождением таможенных процедур любой добросовестный пассажир при желании сможет легко сориентироваться в действующем таможенном законодательстве, касающемся перемещения товаров через границу РФ физическими лицами.
Тем не менее нарушения происходят. Нередко это случается при перемещении наличной валюты. Так, недавно гражданин РФ, вылетавший рейсом на Будапешт, проследовал по «зеленому» коридору. Однако в ходе таможенного досмотра в его рюкзаке пулковские таможенники обнаружили незадекларированные 27,5 тыс. евро.
В итоге был составлен рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренных частью 1 статьи 188 УК РФ («Контрабанда»). Вся валюта была изъята. Этого могло не произойти, если бы пассажир знал, что согласно действующему законодательству при единовременном вывозе из РФ обязательному письменному декларированию подлежит наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 тыс. долларов США, дорожные чеки на сумму свыше 10 тыс. долларов.
При ввозе -иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов. Больше 10 тыс. долларов наличной валюты вывозить нельзя, но при этом можно воспользоваться пластиковой картой, положив на нее любую необходимую сумму. Есть ограничения на ввоз алкогольной и табачной продукции.
Без уплаты таможенных пошлин можно ввезти 2 л спиртных напитков и 400 сигарет. Что касается вещей, приобретенных за границей, то беспошлинно можно ввезти товаров для личного пользования на сумму, не превышающую 65 тыс. рублей и весом не более 35 кг. Чтобы подтвердить их стоимость, пригодятся чеки на купленные вещи. Если же установленные нормы превышены, то насчитывается таможенная пошлина в размере 30% от стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм.
Этого не предусмотрел
гражданин Азербайджана, прибывший
в Санкт-Петербург из Баку и избравший
конклюдентную форму
В багаже пассажира были обнаружены товары (юбки, брюки, свитера, блузки), направленные в дальнейшем на товароведческую экспертизу для определения их стоимости. Согласно заключению эксперта рыночная цена этой одежды составила 911,45 тыс. рублей, что значительно превышает норму беспошлинного ввоза, и данные товары подлежали письменному декларированию.
По этому факту также был составлен рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренных частью 1 статьи 188 УК РФ («Контрабанда»).
Следует отметить, что таможенными пошлинами и налогами при ввозе в Россию не облагаются ранее вывезенные товары для личного пользования при условии их письменного декларирования при первоначальном вывозе.
Другими словами, если при себе до отъезда есть какие-либо дорогостоящие личные вещи (ювелирные изделия, фото- и видеокамеры, ноутбук, спортивное оборудование и другое), то при вывозе за границу их лучше задекларировать. Тогда по возвращении не придется доказывать таможенному инспектору, что они не были приобретены в стране пребывания.
Не всегда «зеленым» будет коридор при повторном за месяц пересечении границы. Здесь при выборе канала следует учитывать, что в отношении товаров, ввозимых физическими лицами на территорию РФ более одного раза в месяц, применяются ставки таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа. Так, в ходе изучения паспорта гражданина РФ, прилетевшего из Праги и остановленного на «зеленом канале», было установлено, что с момента его последнего прибытия в Россию еще не прошло 30 дней. Да и рыночная стоимость ввезенного им и незадекларированного товара квалифицируется как особо крупный размер, что опять же влечет за собой уголовную ответственность.
По данным Межгосударственного
авиационного комитета, деятельность
гражданской авиации
В результате проведённого совместного с авиационными администрациями государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства системного анализа ситуации выявлен ряд ключевых проблем, отрицательно влияющих на безопасность полётов, одной из которых является отсутствие эффективной системы противодействия производству и сбыту контрафактной продукции на рынке комплектующих изделий и запасных частей.
В ходе осуществления надзорной деятельности за законностью действий таможенных органов при проведении административного расследования Северо-Западной транспортной прокуратурой выявлен факт поставки контрафактных авиационных запасных частей для вертолётов МИ-8 и МИ-17.
Как сообщили "Конкретно.ру" в СЗТП, таможенным брокером ООО "Север-ТТ" от имени декларанта ООО "Беркут" в сентябре 2007 года в Пулковскую таможню подана грузовая таможенная декларация для оформления в таможенном режиме "экспорт" 22 наименований товаров, представляющих собой авиационные агрегаты, вывозимых из России воздушным транспортом в адрес польской фирмы "Трансфактор" ППУХ. Авиационные запасные части предназначались для вертолётов МИ-8 и МИ-17.
В результате таможенного контроля, проведённого с участием специалистов, сотрудниками Пулковской таможни установлено, что на некоторых авиационных агрегатах, заявленных в грузовой таможенной декларации, отсутствуют оригинальные заводские шильды и пломбы заводов-изготовителей, имеются следы предпродажной подготовки, выполненной незаводским способом, отсутствует упаковка, определённая техническими нормативами.
Полученные данные о недостоверности сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документах, явились основанием для возбуждения Пулковской таможней в отношении ООО "Север-ТТ" дела об административном правонарушении. Материалы административного расследования, с целью проверки законности действий сотрудников Пулковской таможни, истребованы Северо-Западной транспортной прокуратурой.
В ходе их изучения установлено, что между польской фирмой "Трансфактор" ППУХ и ООО "Беркут" заключён контракт о купле-продаже запасных авиационных частей и деталей, в рамках которого фактически была осуществлена попытка поставки в Польшу контрафактных агрегатов, предъявленных к оформлению в Пулковской таможне и приобретённых в Санкт-Петербурге.