Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:27, доклад
При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:
• аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
Аварии на автомобильном транспорте |
Особенности
транспортных аварий (катастроф)
• аварии и катастрофы происходят в пути
следования, как правило, внезапно, в большинстве
случаев при высокой скорости движения
транспорта, что приводит к телесным повреждениям
у пострадавших, часто к возникновению
у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной
информации о случившемся, что ведет к
запаздыванию помощи, к росту числа жертв,
в том числе из-за отсутствия навыков выживания
у пострадавших;
• отсутствие, как правило, на начальном
этапе работ специальной техники, необходимых
средств тушения пожаров и трудности в
организации эффективных способов эвакуации
из аварийных транспортных средств;
• трудность в определении числа пострадавших
на месте аварии или катастрофы, сложность
отправки большого их количества в медицинские
учреждения с учетом требуемой специфики
лечения;
• усложнение обстановки в случае аварии
транспортных средств, перевозящих опасные
вещества;
• необходимость организации поиска останков
погибших и вещественных доказательств
катастрофы часто на больших площадях;
• необходимость организации приема,
размещения и обслуживания (питание, услуги
связи, транспортировка и др.) прибывающих
родственников пострадавших и организация
отправки погибших к местам их захоронения;
• необходимость скорейшего возобновления
движения по транспортным коммуникациям.
Различают следующие разновидности
спасения пострадавших при ликвидации
последствий дорожно-
• средства тушения пожаров;
• инструменты и оборудование (приспособления,
машины) для подъема и перемещения тяжелых
предметов, резки профильного металла,
разжима (перекусывания) конструкций;
• средства поиска пострадавших и автотранспорта,
освещения, связи, оказания первой медицинской
помощи пострадавшим и их эвакуации; • средства жизнеобеспечения для работы
под водой, сбора и обеззараживания опасных
веществ.
В ряде случаев для проведения аварийно-спасательных
работ может потребоваться
• аварийно-спасательные, противопожарные,
аварийно-восстановительные и аварийно-технические;
учреждения и службы органов исполнительной
власти, в том числе скорая медицинская
помощь, подразделения медицины катастроф;
• силы и средства территориальных подсистем
РСЧС и их звеньев.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г . № 151-ФЗ к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне происшествия.
С целью повышения эффективности
оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях определяются зоны обслуживания
(ответственности) аварийно-спасательных
формирований, которые устанавливаются
ведомственной нормативной
На практике при дорожно-транспортных происшествиях места выполнения аварийно-спасательных работ распределяются в трех зонах. В первой зоне (в радиусе 5 метров от объекта происшествия) находятся специалисты, непосредственно выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров ) располагаются остальные члены спасательных групп, которые обеспечивают готовность к работе аварийно-спасательных средств. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров ) располагаются средства доставки спасателей к месту происшествия, средства освещения и ограждения и другие аварийные технические средства.
Нормы времени прибытия сил различных ведомств определяются нормативными документами или комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для каждой зоны ответственности в соответствии с местными условиями.
В первую очередь оказывается помощь пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей.
Затем освобождаются зажатые части
тел пострадавших. В зависимости
от конкретной обстановки осуществляется
отгибание листового и
Для извлечения пострадавших из-под автомобиля производят приподнимание автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и приспособлений или осуществляют подкоп в грунте.
При проведении аварийно-спасательных работ спасатели должны быть постоянно готовы к тушению пожара, который может возникнуть при работе, прежде всего, с электроинструментами.
необходимо руководствоваться
информацией, содержащейся в грузовых
документах (аварийной карточке), а
также информационными
Знак опасности указывает на
вид опасности посредством
При перевозке опасных грузов организации
- грузоотправители (грузополучатели)
должны вручать водителю (сопровождающему)
на каждую перевозку план действий
в аварийной ситуации, в котором
для ликвидации последствий аварии
указывается порядок
Мероприятия по спасению пострадавших в ходе перевозки опасных грузов определяются характером поражения людей, размером повреждения технических средств, наличием вторичных поражающих факторов.
обычно имеют тяжелые последствия, так как во многих случаях они ведут к гибели всех или почти всех пострадавших, находящихся в кабине, салоне или кузове.
Проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы при таких происшествиях, извлекать и поднимать (или спускать) на определенную площадку пострадавших или погибших и технические средства необходимо, как правило, с использованием альпинистской техники и альпинистского снаряжения. В этих случаях спасатели должны иметь соответствующую подготовку, квалификацию и экипировку. В ночное время требуется освещение места работы.
имеют различные характер
воздействия и тяжесть
Лавины, представляя естественное обрушение снежного массива, расположенного на склонах крутизной более 10–15°, имеют толщину до 10–15 м и более. Структура лавинного снега, его плотность и воздухопроницаемость различны и зависят от условий образования лавин и метеоусловий.
В большинстве случаев, люди, попавшие в лавину, могут оставаться живыми в течение нескольких часов, десятков часов и даже одних-двух суток (в зависимости от физического состояния организма и степени полученных травм).
Селевой поток, представляющий собой вязкую смесь камней, почвы, деревьев и т.п. с водой, вызванный сильными осадками, прорывая преграды, движется неравномерно. В зависимости от профиля ложа, крутизны склона, характера селевой массы и других факторов, скорость движения селя может быть до 8–10 м/сек. Степень воздействия селевого потока на попавший в него автомобиль определяется мощностью потока.
Обнаружение транспортных средств, блокированных лавиной или селем, производится визуально, по свидетельствам очевидцев, с использованием технических средств поиска и специально подготовленных собак.
При обнаружении места нахождения
транспортных средств под завалом
осуществляется его обозначение
на местности и ведется
С целью определения степени
заграждения дорог
Во всех случаях необходимо исключить работы при отсутствии видимости и в условиях, способствующих повторному сходу лавин или прохождению селевого потока.
Зона расчистки завалов должна быть оцеплена, чтобы не допускать людей и технику, не связанных с их выполнением.
В районе работ необходимо оборудовать
пункт обогрева личного состава
и место складирования
(реку, озеро, море и
т.д.), усугубляются следующими
В случае, если визуально не видно на поверхности и в воде потерпевшее транспортное средство, то по свидетельствам очевидцев, выбравшихся на поверхность, в предполагаемом секторе с учетом течения сноса осуществляется последовательный поиск потерпевших.
Обнаружив пострадавшего, его необходимо захватить и оттранспортировать к берегу, где оказать ему первую помощь.
Если кабина или салон автомобиля
сохранили относительную
Подъем транспортных средств на
поверхность осуществляется подъемным
краном соответствующей
возникают в следующих
случаях: неисправности автоматической
сигнализации на переездах, когда переезд
остается открытым при приближении
поезда; по вине водителей автотранспорта,
которые, стремясь различными незаконными
способами проследовать закрытый переезд,
попадают под локомотив. Эти происшествия
отличаются высокой тяжестью последствий,
что связано с характерными особенностями
железнодорожного транспорта: большой
массой и высокой скоростью
Особенности ликвидации последствий дорожных происшествий на железнодорожных переездах изложены ниже.
Аварии на железнодорожном транспорте |
• аварии и катастрофы происходят в пути
следования, как правило, внезапно, в большинстве
случаев при высокой скорости движения
транспорта, что приводит к телесным повреждениям
у пострадавших, часто к возникновению
у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной
информации о случившемся, что ведет к
запаздыванию помощи, к росту числа жертв,
в том числе из-за отсутствия навыков выживания
у пострадавших;
• отсутствие, как правило, на начальном
этапе работ специальной техники, необходимых
средств тушения пожаров и трудности в
организации эффективных способов эвакуации
из аварийных транспортных средств;
• трудность в определении числа пострадавших
на месте аварии или катастрофы, сложность
отправки большого их количества в медицинские
учреждения с учетом требуемой специфики
лечения;
• усложнение обстановки в случае аварии
транспортных средств, перевозящих опасные
вещества;
• необходимость организации поиска останков
погибших и вещественных доказательств
катастрофы часто на больших площадях;
• необходимость организации приема,
размещения и обслуживания (питание, услуги
связи, транспортировка и др.) прибывающих
родственников пострадавших и организация
отправки погибших к местам их захоронения;
• необходимость скорейшего возобновления
движения по транспортным коммуникациям.