Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:27, доклад
При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:
• аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
• большая масса подвижного состава
(общая масса грузового поезда составляет
3 – 4 тыс. тонн, масса пассажирского состава
– около 1 тыс. тонн, масса одной цистерны
– 80–100 тонн);
• высокая скорость передвижения состава
(до 200 км/час), а экстренный тормозной путь
составляет несколько сотен метров;
• наличие на пути следования опасных
участков дорог (мосты, тоннели, спуски,
подъемы, переезды, сортировочные горки);
• наличие электрического тока высокого
напряжения (до 30 кВ);
• влияние человеческого фактора на причины
аварии (управление локомотивом, комплектование
состава, диспетчерское обслуживание);
• многообразие поражающих факторов и
возможность их комбинированных сочетаний.
• сбор информации, разведку
и оценку обстановки;
• определение границ опасной зоны, её
ограждение и оцепление;
• проведение аварийно-спасательных работ
с целью оказания помощи пострадавшим;
• ликвидацию последствий аварии (локализация
источника чрезвычайной ситуации, тушение
пожара и др.);
• аварийно-восстановительные работы
на электрических сетях и коммуникациях.
При
столкновениях, резкой остановке поезда
и переворачивании вагонов
• проникновение в вагон через входные
двери, оконные проемы и специально проделанные
люки;
• поиск пострадавших, их деблокирование
и эвакуацию;
• оказание первой медицинской помощи
пострадавшим.
Особую опасность для
В случаях, когда пассажирские поезда оказываются заблокированными снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой, задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, их освобождению и оказанию им помощи.
Как показывает опыт, для ликвидации
последствий аварий на железнодорожном
транспорте МПС России располагает
достаточными силами и средствами (на
17 дорогах в состав их сил, предназначенных
для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
входят 304 восстановительных и 369 пожарных
поездов). Поэтому, если авария устраняется
в течение суток, привлечение
сил и средств РСЧС, как правило,
не требуется. В то же время, если авария
связана с десятками погибших
и сотнями пострадавших, когда
требуется проведение сложных спасательных
работ по извлечению людей из завалов
и разрушенных конструкций
Взаимодействие сил при таких
чрезвычайных ситуациях крайне важно,
так как, кроме чисто технических
проблем (разборки завалов, тушения
пожаров, восстановления железнодорожного
пути и т.п.), приходится решать задачи
с привлечением дополнительных сил.
К таким задачам относятся: охрана
общественного порядка; обеспечение
работы пожарной и медицинской службы;
опознание и идентификация
• организация и непосредственное осуществление
в районе катастрофы непрерывного мониторинга
обстановки, оценки масштабов и прогнозирования
дальнейшего её развития;
• выработка предложений и принятие решений
по локализации и ликвидации последствий
катастрофы, защите населения и окружающей
среды в зоне чрезвычайной ситуации;
• привлечение к работам всех имеющихся
в наличии сил и средств, подготовка предложений
об использовании всех видов ресурсов;
• организация и контроль оповещения
населения, планирование и организация
эвакуации населения из зоны чрезвычайной
ситуации.
Организация работ по спасению пострадавших
при авариях на железнодорожных
переездах осуществляется с учетом
характера повреждения
Основными видами аварийно-спасательных работ при авариях на железнодорожных переездах являются локализация и ликвидация воздействия вторичных поражающих факторов, поиск и деблокирование людей, оказание поражённым первой медицинской помощи и их эвакуация.
При больших объемах аварийно-
Аварии с железнодорожным
При таких пожарах поражающими факторами являются: высокая температура, быстро распространяющийся открытый огонь и отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.
Аварии железнодорожного транспорта,
осуществляющего перевозку
Мероприятия по спасению пострадавших в таких чрезвычайных ситуациях определяются характером поражения людей, размером повреждения технических средств, наличием вторичных поражающих факторов.
• разведка и оценка обстановки, определение
границы опасной зоны и её ограждение;
• локализация и ликвидация последствий
поражающих факторов;
• поиск пострадавших, обеспечение их
средствами индивидуальной защиты и эвакуация
из опасной зоны;
• оказание пострадавшим первой медицинской
помощи;
• контроль содержания опасных веществ
в воздухе, воде и почве.
необходимо немедленно организовать их тушение. В случае угрозы перекидывания огня на соседние составы или транспортные средства, горящие цистерны отводят в безопасное место, одновременно охлаждая и защищая соседние вагоны. Горящую цистерну нужно постоянно охлаждать водой, чтобы исключить вероятность взрыва. При горении паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны закрывают крышку или набрасывают на нее кошму под защитой пожарных стволов.
Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной и абсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.
Тушение баллонов со сжатым и сжиженным газом проводится из укрытия. Если нельзя ликвидировать факел горящего газа, то допускается его свободное выгорание.
• при обеззараживании облаков ХОВ –
постановка завес с использованием нейтрализующих
растворов или рассеивание облаков воздушно-газовыми
потоками;
• при локализации пролива ХОВ – обвалование
пролива, сбор жидкой фазы ХОВ в приямки-ловушки;
засыпка пролива сыпучими сорбентами;
снижение интенсивности испарения покрытием
зеркала пролива пленкой; разбавление
пролива водой;
• введение загустителей;
• при обезвреживании (нейтрализации)
пролива ХОВ – заливка нейтрализующим
раствором или разбавление пролива водой
с последующим введением нейтрализаторов;
засыпка сыпучими нейтрализующими веществами
или твердыми сорбентами с последующим
выжиганием; снижение пролива и грунта,
загущение с последующим вывозом и сжиганием.
• проводится бактериохимическая разведка
и индикация бактериальных средств;
• устанавливается карантинный режим
и обсервация;
• проводится санитарная экспертиза и
контроль зараженности продовольствия,
пищевого сырья, воды и фуража, их обеззараживание;
• осуществляются противоэпидемические,
санитарно-гигиенические, лечебно-эвакуационные
мероприятия.
При организации и проведении мероприятий
по ликвидации очага биологического
заражения необходимо учитывать: способность
бактериальных средств вызвать
массовые инфекционные болезни; способность
некоторых микробов и токсинов сохраняться
длительное время во внешней среде;
наличие и продолжительность
инкубационного периода; сложность
лабораторного обнаружения
• локализация и ликвидация источников
радиоактивного загрязнения;
• дезактивация загрязненной территории
и технических средств;
• сбор и захоронение радиоактивных отходов;
• выявление людей, подвергшихся радиоактивному
облучению, их медицинское обследование
санитарная обработка.
Работы в опасной зоне должны
выполняться при условии
Время пребывания спасателей в опасной зоне зависит от мощности эквивалентной дозы облучения и определяется в каждом конкретном случае.
Зараженная одежда, обувь, личные вещи направляются на дезактивацию или захоронение
Аварии на воздушном транспорте |
• аварии и катастрофы происходят в пути
следования, как правило, внезапно, в большинстве
случаев при высокой скорости движения
транспорта, что приводит к телесным повреждениям
у пострадавших, часто к возникновению
у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной
информации о случившемся, что ведет к
запаздыванию помощи, к росту числа жертв,
в том числе из-за отсутствия навыков выживания
у пострадавших;
• отсутствие, как правило, на начальном
этапе работ специальной техники, необходимых
средств тушения пожаров и трудности в
организации эффективных способов эвакуации
из аварийных транспортных средств;
• трудность в определении числа пострадавших
на месте аварии или катастрофы, сложность
отправки большого их количества в медицинские
учреждения с учетом требуемой специфики
лечения;
• усложнение обстановки в случае аварии
транспортных средств, перевозящих опасные
вещества;
• необходимость организации поиска останков
погибших и вещественных доказательств
катастрофы часто на больших площадях;
• необходимость организации приема,
размещения и обслуживания (питание, услуги
связи, транспортировка и др.) прибывающих
родственников пострадавших и организация
отправки погибших к местам их захоронения;
• необходимость скорейшего возобновления
движения по транспортным коммуникациям.
Особенности ликвидации последствий
аварий (катастроф)
на воздушном транспорте
Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.
Аварийно-спасательные работы в таких случаях осуществляют аварийно-спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб (диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции и др.).
Первоочередные мероприятия по
спасению людей при такой аварии,
как правило, связаны с эвакуацией
пассажиров с воздушного судна. Согласно
требованиям Международной