Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:27, доклад
При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф необходимо учитывать следующие их особенности:
• аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
В этом случае для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные и запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.
При организации аварийно-
Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны. Вскрытие фюзеляжа необходимо начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем у различных проделанных отверстий.
В случае авиакатастрофы вне зоны
аэропорта руководство
• при получении сигнала бедствия с борта
воздушного судна, а также при приеме сигналов
аварийных радиостанций (радиобуев);
• при получении доклада от экипажа воздушного
судна, наблюдавшего бедствие, а также
сообщений других очевидцев бедствия;
• если в течение 10 мин. после расчетного
времени прилета воздушное судно не прибыло
в пункт назначения и радиосвязь с ним
отсутствует более 5 мин.;
• если экипаж воздушного судна получил
разрешение на посадку и не произвел её
в установленное время, а радиосвязь с
ним прекратилась;
• при потере радиосвязи с экипажем воздушного
судна и одновременном пропадании отметки
радиолокационной проводки или потере
радиосвязи более чем на 5 мин., если радиолокационная
проводка не велась;
• во всех других случаях, когда экипажу
воздушного судна требуется помощь.
Поисково-спасательные работы начинаются
с момента подачи команды на вылет
поисково-спасательного
После приземления или высадки поисково-спасательной команды немедленно начинается эвакуация пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых условий выживания, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи.
После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна, погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.
До прибытия на место катастрофы руководителя комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших. Перемещение воздушного судна до прибытия указанной комиссии допускается только в случаях, если аварийное воздушное судно упало на железную дорогу, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов.
Аварии на водном транспорте |
• аварии и катастрофы происходят в пути
следования, как правило, внезапно, в большинстве
случаев при высокой скорости движения
транспорта, что приводит к телесным повреждениям
у пострадавших, часто к возникновению
у них шокового состояния, нередко к гибели;
• несвоевременное получение достоверной
информации о случившемся, что ведет к
запаздыванию помощи, к росту числа жертв,
в том числе из-за отсутствия навыков выживания
у пострадавших;
• отсутствие, как правило, на начальном
этапе работ специальной техники, необходимых
средств тушения пожаров и трудности в
организации эффективных способов эвакуации
из аварийных транспортных средств;
• трудность в определении числа пострадавших
на месте аварии или катастрофы, сложность
отправки большого их количества в медицинские
учреждения с учетом требуемой специфики
лечения;
• усложнение обстановки в случае аварии
транспортных средств, перевозящих опасные
вещества;
• необходимость организации поиска останков
погибших и вещественных доказательств
катастрофы часто на больших площадях;
• необходимость организации приема,
размещения и обслуживания (питание, услуги
связи, транспортировка и др.) прибывающих
родственников пострадавших и организация
отправки погибших к местам их захоронения;
• необходимость скорейшего возобновления
движения по транспортным коммуникациям.
Особенности ликвидации последствий аварий на водном транспорте
Особенностями аварий на воде являются: большое разнообразие транспортных средств по назначению, эксплуатационным характеристикам и скорости движения; воздействие водной стихии; большой объем одновременно транспортируемых опасных и вредных веществ; нахождение аварийных судов на значительном расстоянии от аварийно-спасательных служб.
К аварийно-спасательным службам, привлекаемым
к ликвидации последствий аварий
на водном транспорте, относятся: аварийно-спасательные,
поисково-спасательные, поисковые и
спасательные службы, формирования, команды
и подразделения, специально подготовленные
и аттестованные в
Основными причинами аварий на водном транспорте являются: потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем; потеря судном плавучести; столкновение с другим судном или препятствием (рифы, подводные скалы, платформы, айсберги); пожары и взрывы; вытекание на поверхность воды из судна, потерпевшего крушение, горюче-смазочных продуктов и ХОВ.
Терпящее бедствие судно может находиться на поверхности воды, сесть на мель, быть выброшенным на берег, затонуть.
В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 марта 1993
г . № 174 "О совершенствовании
Указанное Положение определяет порядок
взаимодействия аварийно-спасательных
служб федеральных органов
Координация деятельности министерств, ведомств и организаций Российской Федерации по обеспечению единой государственной политики в области поиска и спасания на водных бассейнах возложена на Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющую свою деятельность в соответствии с Положением об этой Комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г . № 164.
Координация действий участников взаимодействия при поиске и спасании людей, терпящих бедствия на море, предусмотренных Конвенцией САР-79, возложена на Минтранс России.
Осуществляют эти функции
СКЦ и СПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах координируют действия соответствующих подразделений (формирований) аварийно-спасательных служб участников взаимодействия.
Участие в поиске и спасании на
море за пределами поисково-
• при спасании людей на море – на Государственный
морской спасательно-координационный
центр Минтранса России;
• по линии Международной организации
гражданской авиации (ИКАО) – на службу
поискового и аварийно-спасательного
обеспечения полетов гражданской авиации
Минтранса России и Федеральное управление
авиационно-космического поиска и спасания
при Минобороны России.
Координация действий участников взаимодействия при поиске и спасании людей на водных бассейнах России возложена на МЧС России. Осуществляют эти функции региональные центры ГОЧС МЧС России, которые координируют действия соответствующих подразделений (формирований) поисково-спасательных сил участников взаимодействия.
Организация авиационного поисково-спасательного обеспечения на море и водных бассейнах возложена на аварийно-спасательные службы различных министерств и ведомств (МЧС России, Минобороны России, Минтранса России и Росгидромета).
Контроль за состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС участников взаимодействия возложен на организации, выделяющие силы и средства под общим руководством МЧС России.
Участники взаимодействия при обращении к ним ГМСКЦ, СКЦ, СПЦ и РЦ обязаны выделить для целей поиска и спасания людей соответствующие силы и средства, предусмотренные планами организации взаимодействия в поисково-спасательных районах, а также суда и летательные аппараты, находящиеся в районе аварии.
Все указания ГМСКЦ, СКЦ, СПЦ и РЦ,
касающиеся поиска и спасания людей,
терпящих бедствие, обязательны для
выполнения соответствующими службами,
подразделениями, силами и средствами,
выделенными участниками
При получении от российского или иностранного судна (летательного аппарата) сигнала бедствия, оперативная дежурная (диспетчерская) служба участников взаимодействия производит оповещение в соответствии с действующей системой донесений (оповещения).
Первое сообщение о том, что судно или плавучее средство терпит бедствие, обычно получают береговые радиостанции, которые обязаны передать это сообщение службе спасания. Основным сигналом бедствия на водном транспорте является Международный призыв о помощи – сигнал SOS , с указанием координат места чрезвычайной ситуации.
Уведомление от береговых радиостанций обычно содержит следующие данные: название и позывные судна или плавучего средства, характер аварии, вид требуемой помощи, время связи с судном, координаты последнего известного местоположения, описание судна, намерения капитана и любые другие сведения. Эти сведения заносятся в Форму первоначального донесения.
Правило 15 гл. V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г . гласит: Каждое Договаривающееся Правительство обязуется принять все необходимые меры для обеспечения наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи его берегов. Эти меры должны включать создание, использование и поддержание в действии таких морских спасательных средств, какие считаются практически возможными и необходимыми, исходя из интенсивности движения судов и опасностей для мореплавания, а также, насколько возможно, должны обеспечить достаточные средства обнаружения и спасания людей.
Поиск и спасание включают поиск и оказание помощи людям, которым нужна или может потребоваться помощь. Поиск и спасание могут иметь много форм в зависимости от размера и сложности операции, а также от имеющихся средств и персонала.
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море содержит обязательное предписание капитану торгового судна при получении сообщения о том, что люди терпят бедствие на море, следовать им на помощь, если судно находится ближе всех спасательных судов к месту происшествия. Помощь может быть получена и от рыболовных судов, яхт, малых судов, в том числе таможенных катеров, портовых баркасов, охранных судов, прогулочных судов и т.д.
Любое средство в пределах района организации поиска и спасания должно быть готово прийти на помощь в бедствии в любое время и в любом месте, где оно может сделать это.
Эффективность поиска и спасания будет зависеть от степени взаимодействия, существующей между участвующими средствами.
При получении информации об аварийной обстановке СКЦ (СПЦ), РЦ ГОЧС МЧС России и поисково-спасательные силы, находящиеся в готовности, должны немедленно приступить к действиям в соответствии с планом проведения поисково-спасательной операции в своем районе.
Для каждой конкретной операции поиска
и спасания должен быть назначен координатор
поисково-спасательной операции. Поскольку
операция может продолжаться в течение
длительного времени, то в целях
единоначалия назначенный координатор
должен оставаться руководителем операции
до её завершения или если становится
очевидной бесполезность