Орловский завод погрузчиков –
старейший производитель фронтальных
погрузчиков в России – на протяжении
многих лет был не в лучшей форме.
С начала 90-х годов производство
стремительно падало и не превышало
на протяжении последнего десятилетия
200-300 единиц в год. С января 2006 года
контрольный пакет акций Орел-Погрузчик
принадлежит орловскому ЗАО "Дормаш".
Есть надежда, что амбициозное руководство
Дормаша сумеет возродить былую
мощь завода погрузчиков. В минувшем
году завод выпустил 203 фронтальных
погрузчика, что на 10% больше показателя
2006 года. С приходом нового собственника
на заводе проведена работа по повышению
потребительских свойств выпускаемой
продукции. В частности, осовременен
дизайн погрузчиков. Снята с производства
модель ПК-60-01 грузоподъемностью 6 т. Сейчас
усилия сосредоточены на выпуске
трех базовых моделей грузоподъемностью
от 2,5 до 4 т. В 2007 году почти половину
годового выпуска составили 3-тонные
модели. Орловский завод "Дормаш",
специализирующийся преимущественно
на производстве автогрейдеров, с начала
2000-х годов освоил выпуск фронтальных
погрузчиков. С 2006 года заводом серийно
изготовляется погрузчик ПК-2703К
грузоподъемностью 2,7 т, оснащенный двигателем
Cummins, ГМП Dana и рядом других агрегатов
зарубежного производства. В прошлом
году завод сделал 60 таких погрузчиков.
Еще одна модель – фронтальный
погрузчик Д 3365 грузоподъемностью 6,3 т – выпускается
единично по заказам потребителей.
Завод "Донецкий экскаватор", освоивший
производство фронтальных погрузчиков
в 90-х годах, на протяжении всего
этого времени выпускает единственную
модель погрузчика грузоподъемностью
3,5 т. В настоящее время предлагаются
две версии – ЗТМ-216А и ЗТМ-216АРТ.
Последняя отличается современным
дизайном и эргономичной кабиной. В
2007 году завод освоил выпуск нового
вида продукции – автокранов. Вероятно,
по этой причине почти вдвое было снижено
производство фронтальных погрузчиков,
составившее 47 единиц.
Чебоксарский завод "Промтактор"
изготовляет фронтальные погрузчики
двух базовых моделей – строительный
Четра-60 грузоподъемностью 6 т и карьерный
Четра-К12 грузоподъемностью 12 т. Выпуск
погрузчиков на Промтракторе невелик:
в 2006 году сделано 37 машин, в 2007-м – 4.
С 2006 года началось освоение серийного
выпуска фронтальных погрузчиков
на ЧТЗ-Уралтрак.
Первенцем стал ПК-46 серии PROFFI грузоподъемностью
4,6 т. Фронтальный погрузчик создан с применением узлов и комплектующих
от известных европейских производителей
– ZF, Forsheda Polipac, Danfoss и др. Первые погрузчики
ПК-46 показали в эксплуатации хорошие
результаты. Аналогичный подход был применен
при создании следующих образцов погрузчиков
серии PROFFI. В 2007 году ЧТЗ разработал ещё
две модели фронтальных погрузчиков: ПК-30
грузоподъемностью 3 т и ПК-65 грузоподъемностью
6,5 т. Среди отличительных особенностей
погрузчиков серии PROFFI можно отметить
ведущие мосты и автоматические КП фирмы
ZF, следящую систему управления поворотом
и рабочими органами погрузчика с устройством
удаления воздуха из гидросистемы (ноу-хау
ЧТЗ), джойстиковую систему управления,
кинематическую схему погрузочного оборудования,
которая позволяет автоматически возвращать
ковш из положения разгрузки в положение
набора грунта, применение панорамных
стекол и т.д. Учитывая, что ЧТЗ только
разворачивает производство колесных
погрузчиков, выпуск пока невелик, но положительная
динамика налицо: в 2006 году – начало продаж
– реализовано 12 погрузчиков; в 2007 году
– 22 единицы ПК-46 и созданы первые партии
фронтальных погрузчиков ПК-30 и ПК-65. В
настоящее время ЧТЗ проводит работу по
расширению производственных мощностей.
Планируется дальнейшее расширение модельного
ряда.
Петербургский тракторный завод, специализирующийся
на выпуске тракторов Кировец, предлагает
потребителям не только сельскохозяйственные
версии машин, но и промышленные, в
частности, фронтальные погрузчики
К-702МА-ПК-6 грузоподъемностью 6 т, изготовляемые
на тракторной базе. На сегодняшний
день эта машина пользуется ограниченным
спросом – в 2006 году было изготовлено
35 погрузчиков, в 2007-м – 18. Снижение
спроса на морально устаревшую машину
побудило конструкторов ПТЗ к
разработке принципиально новой
модели. Фронтальный погрузчик К-3060В грузоподъемностью 6 т, созданный
на оригинальном шасси, укомплектован
двигателем ЯМЗ-238НД6. В его конструкции
нашли широкое применение комплектующие
ведущих зарубежных фирм – трансмиссия
ZF, гидравлика Bosch Rexroth, а также другие агрегаты
и системы иностранного производства.
В настоящее время погрузчик проходит
испытания. В текущем году завод планирует
выпустить первую партию новых машин в
количестве 20 штук.
Зарубежные производители
В этом разделе мы проведем анализ рынка погрузчиков зарубежного
производства, за исключением китайских.
В минувшем году присутствие китайцев
на российском рынке стало настолько велико,
что автор статьи решил их выделить в самостоятельный
раздел.
Несмотря на общее увеличение в
2007 году поставок зарубежных фронтальных
погрузчиков в Россию, позиции
прежних лидеров из Западной Европы,
Японии и США пошатнулись настолько
сильно, что теперь наиболее успешным
из них приходится довольствоваться
4-5%-ной долей рынка новых импортных
погрузчиков. В целом рост импорта
новых погрузчиков в минувшем
году значительно превысил прирост
отечественного производства: за год
российский парк пополнился на 4566 фронтальных
погрузчиков из-за рубежа. Основная
заслуга в трехкратном увеличении
ввоза по сравнению с 2006 годом
в первую очередь принадлежит
китайцам. За счет массированного натиска
из-за границы соотношение импорта
и отечественного производства не пошло
на пользу последнему. Доля новой импортной
техники выросла с 28 до 50%. Количество
ввезенных погрузчиков б/у почти
не изменилось и составило 441 единицу.
Не умаляя "заслуг" китайцев, отметим,
что большинство известных зарубежных
производителей тоже не теряли времени
даром. Наиболее крупные поставки отмечены
у Hitachi – 214 единиц, рост – 90%; Volvo – 203 единицы, рост – 90%; Dressta – 131 единица,
рост – 30%; Hyundai – 116 единиц, рост – в 2,3
раза; Caterpillar – 109 единиц, рост – 40%; Komatsu
– 104 единицы, рост – 17%. Скорее всего, эти
показатели демонстрируют тот максимум
роста поставок техники на российский
рынок (а у кого-то рост был еще меньше
или его не было вообще), которого смогли
достичь иностранные производители на
имеющихся производственных площадях.
Многие представители иностранных компаний
констатируют, что более значительное
увеличение поставок невозможно из-за
ограниченных производственных возможностей.
В сложившихся условиях российским покупателям
европейской, японской и американской
техники приходится ждать выполнения
заказов очень продолжительное время
– от года и более. "Виной" всему строительный
бум, прокатившийся практически по всем
континентам земного шара, повлекший взрывной
спрос на строительную технику. Исключением
стала Америка, где из-за экономического
спада наблюдается снижение потребности
в строительной технике.
В России рыночная доля Hitachi за год
уменьшилась с 7 до 4,7%. На фоне некитайских
конкурентов это не самая большая
потеря. Из всей линейки – а это
9 базовых моделей грузоподъемностью
от 2,5 до 14 т – наибольшим спросом
пользовался фронтальный погрузчик LX110-7 (грузоподъемность 4 т), 18%; а также
модели ZW180 (грузоподъемность 5 т), 18%; ZW220
(грузоподъемность 7 т), 19%; ZW310 (грузоподъемность
9,1 т), 19%. В планах российского дистрибьютора
Hitachi увеличение поставок фронтальных
погрузчиков до 358 единиц.
У Volvo рыночные потери также минимальны:
с 6,6 до 4,4%. 2007 год стал переходным для
компании в том плане, что осуществлялся
переход в производстве погрузчиков
с серии Е на серию F. Обновленная
линейка погрузчиков представлена
тремя компактными моделями серии
В грузоподъемностью от 1,7 до 3,2 т,
а также девятью «взрослыми»
моделями серии F грузоподъемностью
от 4,4 до 19,5 т. Наиболее продаваемыми были
машины L90F/L90Е (грузоподъемность 5,7 т), 15%;
L120F/L120Е (грузоподъемность 7,6 т), 27%; L150F/L150Е
(грузоподъемность 9,4 т), 12%; L180F/L180Е (грузоподъемность
11 т), 14%.
Dressta потеряла "в весе" весьма
ощутимо – с 6,3 до 2,9%. Из трех
типоразмеров фронтальных погрузчиков
грузоподъемностью 6, 9 и 12 т, выпускаемых
предприятием, на российский рынок
поставлялся фактически один 6-тонный.
Благодаря наиболее высоким темпам
роста импорта среди некитайских
изготовителей Hyundai «отделался»
минимальной потерей рыночной
доли. За рассматриваемый период
она уменьшилась с 3,2 до 2,5% –
наименьший показатель падения
среди некитайских компаний. Российские
фирмы, торгующие техникой Hyundai, предлагают
6 типоразмеров погрузчиков грузоподъемностью
от 2,7 до 7,7 т. Модели всего диапазона
пользовались хорошим спросом,
но все же больший перевес
был в сторону более тяжелых
машин грузоподъемностью от 4,1 т.
Хитом же была модель HL770-7А
грузоподъемностью 6,2 т.
У Caterpillar доля рынка уменьшилась вдвое – с 5 до
2,4%. Из линейки фронтальных погрузчиков
(строительных и карьерных), поставляемых
в Россию – 11 базовых моделей грузоподъемностью
от 4,4 до 19 т, – наиболее успешно продаваемыми
были машины грузоподъемностью 5,5; 7; 7,6;
8,5 и 10 т. Приоритетным в развитии компании
на российском рынке является улучшение
сервиса машин. В 2007 году количество сервисных
подразделений дилеров компаний практически
удвоилось, дальнейшее развитие дилерской
сети запланировано и на последующие годы.
Другим важным направлением развития
качества обслуживания является обеспечение
бесперебойной доставки запчастей, и в
2007 году в этом отношении было сделано
ключевое достижение – открыт первый
в России центральный распределительный
склад запасных частей Caterpillar, расположенный
в Московской области. Наличие склада
позволяет доставить запчасть в город,
где расположен региональный склад дилера,
в течение 24 часов.
Сегмент Komatsu в минувшем году уменьшился
с 5,6 до 2,3%. Из всего широкого спектра
выпускаемых фронтальных погрузчиков
– от компактных до карьерных –
в России наибольшим спросом пользуются
погрузчики трех моделей – грузоподъемностью
5, 6 и 7 т, на которые и пришлась основная
доля поставок 2007 года.
Помимо упомянутых выше компаний,
поставивших в прошлом году в
среднем по 100-200 погрузчиков, есть ряд
мировых фирм, чьи объемы поставок
были более низкими. Их рыночная доля
невысока – порядка 1%.
JCB в 2007 году поставлено 57 погрузчиков,
что в 1,5 раза превысило показатель
2006 года. Модельный ряд компании
включает 10 типоразмеров погрузчиков
грузоподъемностью от 1,5 до 6,3 т, предназначенных
для основной массы работ в
строительстве, коммунальном хозяйстве
и на промышленных предприятиях.
Львиная доля ввезенных в минувшем
году фронтальных погрузчиков
– это модели серий 426 и 456
грузоподъемностью 4,3 и 6,3 соответственно.
Между собой их количественное
соотношение было примерно одинаковым.
Результатом работы Liebherr в 2007 году
стала поставка 52 погрузчиков российским
заказчикам – на 8% больше предыдущего
года. Из 16 моделей грузоподъемностью
от 1,4 до 9,9 т, предлагаемых потребителям,
наибольший спрос пришелся на фронтальные
погрузчики грузоподъемностью от 3,6 до 9 т. В лидерах
модели грузоподъемностью 4,5 и 6,5 т – по
18% каждой.
Объем импорта погрузчиков Doosan, ранее
известных под маркой Daewoo, в минувшем
году не изменился по сравнению с
предыдущим годом и составил 36 единиц.
Из шести моделей грузоподъемностью
от 2,7 до 8,1 т, поставляемых на российский
рынок, самыми востребованными оказались
фронтальные погрузчики грузоподъемностью
5,2 и 7 т.
Стабильно поставляются к нам, хотя
и в небольшом количестве (примерно
по 10-15 машин в 2007 году), погрузчики Case,
Venieri, Kawasaki, Paus, а также единично еще
ряда фирм.
Анализ поставок компаний, упомянутых
в этом разделе статьи, показывает,
что наибольший спрос на импортные
погрузчики у нас приходится на модели
грузоподъемностью выше 4 т. Заметим,
что среди отечественных наиболее
востребованы машины грузоподъемностью
от 3 до 4 т.
Китайские производители
Основной конек изготовителей
из Поднебесной – фронтальный
погрузчик. Именно с них они начали свое победоносное
шествие на российском рынке, которое
все более и более расширяется. Китай можно
смело назвать главным мировым производителем
фронтальных погрузчиков, которых, по
приблизительным оценкам экспертов, сейчас
ежегодно выпускается порядка 100000 единиц.
Да, далеко нам в этом плане до китайцев.
Наши 4000 погрузчиков на этом фоне выглядят
крайне бледно. Придя на российский рынок
всего три года назад, китайские производители
не оставили никаких шансов своим конкурентам
из Евросоюза, Японии, Южной Кореи и США.
С 2005 года, когда начались поставки
к нам строительной и дорожной
техники из КНР, доля рынка китайских
фронтальных погрузчиков увеличилась
с 13 до 75%. Компании, первыми начавшие
освоение российского рынка – XCMG, SDLG, Longgong, – за короткий период сумели захватить
наибольшую его часть. Суммарно этой тройке
принадлежит почти половина российского
импорта фронтальных погрузчиков. У каждой
компании в минувшем году доля рынка составила
17,3; 14,5 и 12,1% соответственно. Относительно
2006 года вес XCMG, SDLG, Longgong на российском
рынке вырос как в натуральном, так и в
процентном выражении. Только погрузчиков
XCMG в 2007 году ввезено почти столько, сколько
поставлено Hitachi, Volvo, Dressta, Caterpillar и Komatsu
вместе взятых – 789 единиц. SDLG в прошлом
году поставил немногим менее – 660 единиц,
554 единицы импортировал Longgong. Рост поставок
каждой из этих компаний по сравнению
с 2006 годом превысил 3,5-кратную величину.
У компаний, начавших торговать в России
немногим позднее, чем вышеупомянутая
троица – Changlin и LiuGong, – доли рынка ниже,
зато впечатляют темпы роста. Импорт фронтальных
погрузчиков Changlin вырос в 4 раза и составил 379 единиц, LiuGong
– в 4,3 раза (220 единиц). Погрузчиков SEM поставлено
больше в 1,9 раза (198 единиц). В прошлом году
на российском рынке появилась еще пара
имен – Foton и Yutong. Причем их появление было
настолько заметным и существенным, что
сразу стало понятно – это серьезные игроки.
Foton "выдал на-гора" 242 фронтальных
погрузчика, Yutong – 118. Еще один серьезный
новичок – Cheng Gong. Начав поставки на российский
рынок со второго полугодия 2007 года, этот
изготовитель ввез в Россию 65 погрузчиков.
В планах на текущий год поставка 300 машин.
Для справки отметим, что в 2008 году Cheng
Gong намерен поставить на мировой рынок
10000 фронтальных погрузчиков.
У большинства из представленных на
российском рынке китайских компаний
заявленный модельный ряд фронтальных
погрузчиков рассчитан преимущественно
для выполнения наиболее распространенного
перечня работ в строительстве
и коммунальном хозяйстве. Поэтому
самыми продаваемыми у нас являются фронтальные
погрузчики грузоподъемностью 3 и 5 т. На долю этих
машин приходится порядка 80% китайского
импорта. Весьма заметен процент погрузчиков
с челюстным захватом, предназначенных
для работ в лесном хозяйстве. Типоразмерный
ряд погрузчиков, поставляемых различными
компаниями, отражен в таблице "Типоразмерный
ряд китайских погрузчиков, поставляемых
в РФ". Оценивая планы основных поставщиков
китайской техники на российский рынок,
в 2008 году следует ожидать дальнейшего
значительного роста поставок фронтальных
погрузчиков из КНР. Компании, успевшие
завоевать наиболее сильные позиции на
российском рынке, намерены не только
расширять продажи, но и обеспечивать
потребителей запасными частями.