Городской общественный транспорт и его роль в городском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование городского общественного транспорта и его роль в городском хозяйстве.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
рассмотрение понятий городского хозяйства и городского транспорта;
исследование городского пассажирского транспорта как социально - экономической системы;
изучение пассажирского транспорта как составную часть городского хозяйства, выявление проблем общественного транспорта;
понятие электротранспорта и определение его роли в жизни города;
проанализировать Городской общественный электротранспорт в городском хозяйстве Оренбурга на примере МУУП «Оренбургский троллейбус»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Общественный транспорт в городском хозяйстве………………………….5
Городское хозяйство в его различных значениях, понятие городского транспорта………………………….…………………………….….5
Городской пассажирский транспорт как социально - экономическая система……………………………………………………….…..8
Пассажирский транспорт как составная часть городского хозяйства, проблемы общественного транспорта ……………………….……13
Электротранспорт его роль в жизни города и городском хозяйстве…………………………………………………………….17
Городской общественный электротранспорт в городском хозяйстве Оренбурга на примере МУУП «Оренбургский троллейбус»….………....28
Организационно - экономическая характеристика предприятия………………………………………………………………….…..28
Подвижной состав Муниципального унитарного предприятие "Оренбургский троллейбус……………………..……………….…………....…29
Современное состояние МУУП «Оренбургский троллейбус».…31
Заключение…………………………………………………….………..……..…35
Библиографический список………………………………

Файлы: 7 файлов

оглавление.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

основная часть.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Во все времена и  у всех народов транспорт играл  важную роль. На современном этапе  значение его неизмеримо выросло. Сегодня  существование любого государства  немыслимо без мощного транспорта.

Городской транспорт  как сложная производственно-техническая система рассматривается во взаимодействии с социальной и экономической системами города. Качество транспортного обслуживания населения отражает характер этого взаимодействия. Взаимосвязь транспортной и социальной систем обуславливает необходимость учета поведения пассажиров при моделировании пассажиропотоков. Взаимодействие транспортной и экономической систем проявляется во влиянии условий передвижений на транспортную усталость и производительность труда.

Поэтому критерием деятельности предприятий городского пассажирского транспорта является не только удовлетворение спроса на транспортные услуги, но и соблюдение при этом показателей качества транспортного обслуживания.

Целью курсовой работы является  исследование городского общественного  транспорта и его роль в городском                                                                                                                                                                                                         хозяйстве.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  • рассмотрение понятий городского хозяйства и городского транспорта;
  • исследование городского пассажирского транспорта как социально - экономической системы;
  • изучение пассажирского транспорта как составную часть городского хозяйства, выявление проблем общественного транспорта;
  • понятие электротранспорта и определение его роли в жизни города;
  • проанализировать Городской общественный электротранспорт в городском хозяйстве Оренбурга на примере МУУП «Оренбургский троллейбус»;
  • сделать анализ современного состояния МУУП «Оренбургский троллейбус».

   В качестве  объекта исследования принята система городского пассажирского электротранспорта.

     Предметом  исследования являются организационно-экономические методы и подходы обоснования и принятия решений в системе управления муниципальным городским пассажирским транспортом.

При написании курсовой работы мы опираемся при исследовании данной темы,  как на теоретические  материалы профессиональных экономистов, так и стараемся выразить свое собственное мнение на интересующую нас тему.

Теоретической основой  исследования послужили труды отечественных  и зарубежных авторов, экономическая  теория и теория логистики транспорта, аналитические и статистические методы расчета основных параметров системы ГПТ.

Данная тема является актуальной в настоящее время, так  как общественный транспорт является неотъемлемой частью повседневно жизни города. И его проблемы – это проблемы граждан, и обе стороны должны быть удовлетворены с одной стороны предоставляемыми услугами, а с другой получением дохода и выполнениями своих обязательств.

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ТРАНСПОРТ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

1.1 Городское  хозяйство в его различных  значениях, понятие         городского транспорта

 

Термин “городское хозяйство” употребляется в трех различных значениях. Во-первых, под городским хозяйством нередко подразумевается совокупность частных хозяйств в городе. В этом смысле городское хозяйство (или городская промышленность), являясь одной из главных составных частей народного хозяйства, противополагается внегородскому, чаще всего сельскому хозяйству. Во-вторых, городским хозяйством в его статическом значении, называют не совсем правильно всю сумму наличных оборудовании и учреждении, обслуживающих городское благоустройство.

Наконец, в-третьих, городское  хозяйство понимается как деятельность города в лице его публичных органов, направленная на удовлетворение известных  коллективных потребностей городского населения.

Городское хозяйство  как хозяйственная деятельность города играет решающую роль в развитии и благоустройстве города, а также в благосостоянии его населения, материальном и духовном. Поэтому и ввиду объясненной многозначности термина “городское хозяйство” следовало бы применять специальный термин, приспособленный к этому последнему его            пониманию [7, с.450].

Сегодня в РФ законодательно городское хозяйство и хозяйство  сельских округов или смешанных  районных хозяйств практически не различаются. Это хозяйство ведется “муниципальными  образованиями” в существующих границах административных территорий. Согласно ст. 28 Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, “экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы…” и т.д. Согласно ст. 29.2 органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. В число вопросов ведения включены: муниципальное жилье, муниципальная торговля, муниципальный транспорт, муниципальное строительство, охрана муниципальных памятников. Одной из главных составляющих городского хозяйства является городской общественный транспорт. Так что же такое городской общественный транспорт?

Городской транспорт  – это комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и промышленных районов, городской транспорт обслуживает всю агломерацию. Городской транспорт является важной отраслью городского хозяйства.

Развитие современных  городов (особенно с населением 100 тыс. жителей и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные районы, удалением жилых районов от мест приложения труда. Следствие этого — увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растет и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие городского транспорта  и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.

Городской транспорт включает - транспортные средства, путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок), пристани и лодочные станции. Так же средства энергоснабжения, ремонтные мастерские и заводы, депо и гаражи, станции технического обслуживания, пункты проката автомобилей, линейные устройства, диспетчерское управление.

По назначению Городской транспорт подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный транспорт [12, с.540].

Пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной «трамвай», моторные и гребные лодки, паромные переправы); воздушный транспорт (вертолёты) [Приложение А].

Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четверти и особенно в начале 2-й половины 20 в. в развитых капиталистических  странах привёл к насыщению городов  легковыми автомобилями и переключению на них большей части пассажирских перевозок. Стихийное развитие легкового автомобильного транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой, в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во многих случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистического мира к «транспортному параличу» городского движения, главным образом в центральных районах городов в часы «пик». Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта и вынудило муниципалитеты многих крупных городов обратить внимание на преимущественное использование городского общественного транспорта. средств массового общественного транспорта.

 

 

1.2 Городской пассажирский транспорт как социально-экономическая система

 

Классификацией отраслей народного хозяйства предусмотрено отнесение пассажирского транспорта к производственной сфере. Труд работников городского пассажирского транспорта направлен не на выпуск продукции, а на удовлетворение потребностей пассажиров в перевозках. В процессе этого труда новая стоимость не создается, предмет труда отсутствует, пассажир является человеком, т.е. относится к над экономическим категориям и не может быть предметом труда. В производственном процессе он выполняет роль аналога предмета труда.

Производственный характер предприятий городского пассажирского транспорта свидетельствует об их непосредственной социальной значимости. Для пассажиров это связано с экономией затрат времени и сил при транспортных передвижениях. Данная экономия представляет конечный социальный результат работы предприятий ГПТ. Показатели объема перевозок и пассажирооборота являются производственными результатами, применяемыми для планирования и учета перевозок, и в полной мере не отражают социальных результатов. Другим социальным результатом работы предприятий ГПТ являются экологические последствия для городской среды обитания. Третий социальный результат заключается в повышении безопасности дорожного движения при использовании пассажирского транспорта.

Сложность совершенствования  муниципального управления системой ГПТ связана с необходимостью реформирования методологии управления, современное состояние которого не соответствует новым социально-экономическим и политическим условиям жизнедеятельности города. Это связано как с новыми целями и содержанием системы управления ГПТ, так и со всем комплексом социально-экономических управленческих решений, обеспечивающих развитие экономики городов России. В современных сложных, динамичных, неопределенных социально-экономических условиях жизнедеятельности города система управления ГПТ адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Эта способность опирается, в первую очередь, на системное управление внутренними и внешними связями, отношениями элементов внутри системы ГПТ, а также системы городского пассажирского транспорта с другими системами [11, с.158].

Городской пассажирский транспорт обладает всеми признаками части сложной системы "город", а также признаками того, что он существует как достаточно самостоятельная  система, обладающая свойствами неоднородности, иерархии, агрегирования, многофункциональности, надежности, безопасности, стойкости и уязвимости, своими собственными внутренними закономерностями построения, функционирования и развития.

Учитывая, что социально-экономическая  система представляет собой организацию, миссией которой является удовлетворение потребностей ее клиентов, городской пассажирский транспорт, являющийся частью городского хозяйства, должен быть представлен в виде системы с позиции удовлетворения жизненно важных потребностей человека в передвижениях с использованием транспорта. Именно взаимоотношения с потребителями являются исходными и результирующими в системе ГПТ и представляются встречным движением информационных потоков о спросе и предложении, а также встречным движением потоков услуг и денег.

Городской пассажирский транспорт в целом является подсистемой  и областью взаимодействия трех более  общих систем: город (как экономическое  образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры - клиенты с определенными потребностями в перевозке). На основании этого, предлагается макромодель функционирования системы городского пассажирского транспорта [2, с528].

В будущем возможны два  принципиально отличных положения ГПТ: первое как основной и поддерживаемый муниципальной властью, второе как вспомогательный и предоставленный во власть рыночной конкуренции с индивидуальным автомобилем. Для сохранения ведущей роли массового ГПТ в настоящее время необходима выработка соответствующей этой цели стратегий развития; необходимо стратегическое управление им, чтобы иметь возможность предусмотреть, отследить и отреагировать на слабые места в изменении деятельности системы ГПТ.

Совершенствование систем управления городского пассажирского  транспорта должно сопровождаться отслеживанием изменений во всех образующихся взаимосвязях, определяющих деятельность системы и ее результативность. Чтобы сделать это, не проводя достаточно сложных экспериментов в реальных системах ГПТ, необходимо использование моделей системы. Теоретические концепции поведения системы ГПТ - это определенные модели, упрощающие реальные взаимосвязи. При рациональном решении проблем необходимо сохранить в поле рассмотрения и анализа наиболее существенные и значимые явления и факторы. С этой целью необходимо формировать модели ГПТ, основанные на абстрагировании от несущественных факторов и упрощающих реальную систему с сохранением ее основных свойств [Приложение Б].

Принимая в качестве исходной посылки, что основными  отношениями системы городского пассажирского транспорта являются ее отношения с органами муниципального управления и потребителем, предлагается следующая модель взаимоотношений ГПТ как открытой системы. Администрация города выполняет связующую роль между населением города и предприятиями городского пассажирского транспорта. Она формирует муниципальный заказ, утверждает, маршруты и составляет расписания движения, регулирует цены и выделяет дотации, а также осуществляет контроль и регулирование движения городского пассажирского транспорта. Используя различные экономические методы, она способна воздействовать на спрос, предложение, а также на внешний вид услуг. От того, насколько органы муниципального управления используют данные методы, а также от их эффективности, зависит степень удовлетворения спроса населения в услугах городского пассажирского транспорта. Администрация является заказчиком услуг на перевозку пассажиров. Данный заказ направляется Департаменту транспорта. В свою очередь, Департамент транспорта устанавливает для пассажирских предприятий маршруты, составляет и утверждает расписания движения, а также производит контроль движения с использованием системы диспетчерского управления АСДУ-А. По результатам работы предприятий Департамент транспорта производит выделение дотаций, а также отслеживает качество предоставляемых ими услуг.

Приложение А.doc

— 94.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Б.doc

— 62.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение В.doc

— 1.24 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Г.doc

— 76.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение Д.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Городской общественный транспорт и его роль в городском хозяйстве