Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование городского общественного транспорта и его роль в городском хозяйстве.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
рассмотрение понятий городского хозяйства и городского транспорта;
исследование городского пассажирского транспорта как социально - экономической системы;
изучение пассажирского транспорта как составную часть городского хозяйства, выявление проблем общественного транспорта;
понятие электротранспорта и определение его роли в жизни города;
проанализировать Городской общественный электротранспорт в городском хозяйстве Оренбурга на примере МУУП «Оренбургский троллейбус»;
Введение………………………………………………………………………..….3
1 Общественный транспорт в городском хозяйстве………………………….5
Городское хозяйство в его различных значениях, понятие городского транспорта………………………….…………………………….….5
Городской пассажирский транспорт как социально - экономическая система……………………………………………………….…..8
Пассажирский транспорт как составная часть городского хозяйства, проблемы общественного транспорта ……………………….……13
Электротранспорт его роль в жизни города и городском хозяйстве…………………………………………………………….17
Городской общественный электротранспорт в городском хозяйстве Оренбурга на примере МУУП «Оренбургский троллейбус»….………....28
Организационно - экономическая характеристика предприятия………………………………………………………………….…..28
Подвижной состав Муниципального унитарного предприятие "Оренбургский троллейбус……………………..……………….…………....…29
Современное состояние МУУП «Оренбургский троллейбус».…31
Заключение…………………………………………………….………..……..…35
Библиографический список………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена и
у всех народов транспорт играл
важную роль. На современном этапе
значение его неизмеримо выросло. Сегодня
существование любого государства
немыслимо без мощного
Городской транспорт
как сложная производственно-
Поэтому критерием деятельности предприятий городского пассажирского транспорта является не только удовлетворение спроса на транспортные услуги, но и соблюдение при этом показателей качества транспортного обслуживания.
Целью курсовой работы является
исследование городского общественного
транспорта и его роль в городском
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
В качестве объекта исследования принята система городского пассажирского электротранспорта.
Предметом
исследования являются
При написании курсовой работы мы опираемся при исследовании данной темы, как на теоретические материалы профессиональных экономистов, так и стараемся выразить свое собственное мнение на интересующую нас тему.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, экономическая теория и теория логистики транспорта, аналитические и статистические методы расчета основных параметров системы ГПТ.
Данная тема является актуальной в настоящее время, так как общественный транспорт является неотъемлемой частью повседневно жизни города. И его проблемы – это проблемы граждан, и обе стороны должны быть удовлетворены с одной стороны предоставляемыми услугами, а с другой получением дохода и выполнениями своих обязательств.
1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ТРАНСПОРТ В ГОРОДСКОМ
1.1 Городское хозяйство в его различных значениях, понятие городского транспорта
Термин “городское хозяйство” употребляется в трех различных значениях. Во-первых, под городским хозяйством нередко подразумевается совокупность частных хозяйств в городе. В этом смысле городское хозяйство (или городская промышленность), являясь одной из главных составных частей народного хозяйства, противополагается внегородскому, чаще всего сельскому хозяйству. Во-вторых, городским хозяйством в его статическом значении, называют не совсем правильно всю сумму наличных оборудовании и учреждении, обслуживающих городское благоустройство.
Наконец, в-третьих, городское хозяйство понимается как деятельность города в лице его публичных органов, направленная на удовлетворение известных коллективных потребностей городского населения.
Городское хозяйство как хозяйственная деятельность города играет решающую роль в развитии и благоустройстве города, а также в благосостоянии его населения, материальном и духовном. Поэтому и ввиду объясненной многозначности термина “городское хозяйство” следовало бы применять специальный термин, приспособленный к этому последнему его пониманию [7, с.450].
Сегодня в РФ законодательно
городское хозяйство и
Городской транспорт – это комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и промышленных районов, городской транспорт обслуживает всю агломерацию. Городской транспорт является важной отраслью городского хозяйства.
Развитие современных городов (особенно с населением 100 тыс. жителей и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные районы, удалением жилых районов от мест приложения труда. Следствие этого — увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растет и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие городского транспорта и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.
Городской транспорт включает - транспортные средства, путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок), пристани и лодочные станции. Так же средства энергоснабжения, ремонтные мастерские и заводы, депо и гаражи, станции технического обслуживания, пункты проката автомобилей, линейные устройства, диспетчерское управление.
По назначению Городской транспорт подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный транспорт [12, с.540].
Пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной «трамвай», моторные и гребные лодки, паромные переправы); воздушный транспорт (вертолёты) [Приложение А].
Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четверти и особенно в начале 2-й половины 20 в. в развитых капиталистических странах привёл к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них большей части пассажирских перевозок. Стихийное развитие легкового автомобильного транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой, в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во многих случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистического мира к «транспортному параличу» городского движения, главным образом в центральных районах городов в часы «пик». Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта и вынудило муниципалитеты многих крупных городов обратить внимание на преимущественное использование городского общественного транспорта. средств массового общественного транспорта.
1.2 Городской пассажирский транспорт как социально-экономическая система
Классификацией отраслей народного хозяйства предусмотрено отнесение пассажирского транспорта к производственной сфере. Труд работников городского пассажирского транспорта направлен не на выпуск продукции, а на удовлетворение потребностей пассажиров в перевозках. В процессе этого труда новая стоимость не создается, предмет труда отсутствует, пассажир является человеком, т.е. относится к над экономическим категориям и не может быть предметом труда. В производственном процессе он выполняет роль аналога предмета труда.
Производственный характер предприятий городского пассажирского транспорта свидетельствует об их непосредственной социальной значимости. Для пассажиров это связано с экономией затрат времени и сил при транспортных передвижениях. Данная экономия представляет конечный социальный результат работы предприятий ГПТ. Показатели объема перевозок и пассажирооборота являются производственными результатами, применяемыми для планирования и учета перевозок, и в полной мере не отражают социальных результатов. Другим социальным результатом работы предприятий ГПТ являются экологические последствия для городской среды обитания. Третий социальный результат заключается в повышении безопасности дорожного движения при использовании пассажирского транспорта.
Сложность совершенствования муниципального управления системой ГПТ связана с необходимостью реформирования методологии управления, современное состояние которого не соответствует новым социально-экономическим и политическим условиям жизнедеятельности города. Это связано как с новыми целями и содержанием системы управления ГПТ, так и со всем комплексом социально-экономических управленческих решений, обеспечивающих развитие экономики городов России. В современных сложных, динамичных, неопределенных социально-экономических условиях жизнедеятельности города система управления ГПТ адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Эта способность опирается, в первую очередь, на системное управление внутренними и внешними связями, отношениями элементов внутри системы ГПТ, а также системы городского пассажирского транспорта с другими системами [11, с.158].
Городской пассажирский транспорт обладает всеми признаками части сложной системы "город", а также признаками того, что он существует как достаточно самостоятельная система, обладающая свойствами неоднородности, иерархии, агрегирования, многофункциональности, надежности, безопасности, стойкости и уязвимости, своими собственными внутренними закономерностями построения, функционирования и развития.
Учитывая, что социально-экономическая система представляет собой организацию, миссией которой является удовлетворение потребностей ее клиентов, городской пассажирский транспорт, являющийся частью городского хозяйства, должен быть представлен в виде системы с позиции удовлетворения жизненно важных потребностей человека в передвижениях с использованием транспорта. Именно взаимоотношения с потребителями являются исходными и результирующими в системе ГПТ и представляются встречным движением информационных потоков о спросе и предложении, а также встречным движением потоков услуг и денег.
Городской пассажирский транспорт в целом является подсистемой и областью взаимодействия трех более общих систем: город (как экономическое образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры - клиенты с определенными потребностями в перевозке). На основании этого, предлагается макромодель функционирования системы городского пассажирского транспорта [2, с528].
В будущем возможны два принципиально отличных положения ГПТ: первое как основной и поддерживаемый муниципальной властью, второе как вспомогательный и предоставленный во власть рыночной конкуренции с индивидуальным автомобилем. Для сохранения ведущей роли массового ГПТ в настоящее время необходима выработка соответствующей этой цели стратегий развития; необходимо стратегическое управление им, чтобы иметь возможность предусмотреть, отследить и отреагировать на слабые места в изменении деятельности системы ГПТ.
Совершенствование систем управления городского пассажирского транспорта должно сопровождаться отслеживанием изменений во всех образующихся взаимосвязях, определяющих деятельность системы и ее результативность. Чтобы сделать это, не проводя достаточно сложных экспериментов в реальных системах ГПТ, необходимо использование моделей системы. Теоретические концепции поведения системы ГПТ - это определенные модели, упрощающие реальные взаимосвязи. При рациональном решении проблем необходимо сохранить в поле рассмотрения и анализа наиболее существенные и значимые явления и факторы. С этой целью необходимо формировать модели ГПТ, основанные на абстрагировании от несущественных факторов и упрощающих реальную систему с сохранением ее основных свойств [Приложение Б].
Принимая в качестве исходной посылки, что основными отношениями системы городского пассажирского транспорта являются ее отношения с органами муниципального управления и потребителем, предлагается следующая модель взаимоотношений ГПТ как открытой системы. Администрация города выполняет связующую роль между населением города и предприятиями городского пассажирского транспорта. Она формирует муниципальный заказ, утверждает, маршруты и составляет расписания движения, регулирует цены и выделяет дотации, а также осуществляет контроль и регулирование движения городского пассажирского транспорта. Используя различные экономические методы, она способна воздействовать на спрос, предложение, а также на внешний вид услуг. От того, насколько органы муниципального управления используют данные методы, а также от их эффективности, зависит степень удовлетворения спроса населения в услугах городского пассажирского транспорта. Администрация является заказчиком услуг на перевозку пассажиров. Данный заказ направляется Департаменту транспорта. В свою очередь, Департамент транспорта устанавливает для пассажирских предприятий маршруты, составляет и утверждает расписания движения, а также производит контроль движения с использованием системы диспетчерского управления АСДУ-А. По результатам работы предприятий Департамент транспорта производит выделение дотаций, а также отслеживает качество предоставляемых ими услуг.
Информация о работе Городской общественный транспорт и его роль в городском хозяйстве