Государственное регулирование транспорта Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, что развитие общественного транспорта началось именно здесь. Здесь же, соответственно, были заложены и основы работы всей его системы - начиная с устройства остановок и распределения маршрутов до разработки регламентации и правил пользования.

Файлы: 1 файл

Транспорт Европы.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование транспорта Восточной  Европы.

 

История развития транспорта Европы

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, что  развитие общественного транспорта началось именно здесь. Здесь же, соответственно, были заложены и основы работы всей его системы - начиная с устройства остановок и распределения маршрутов  до разработки регламентации и правил пользования.

Первыми видами общественного транспорта в Европе были железнодорожные: подземный - метро (появилось в Лондоне в 1863 году) и трамвай (появилось в  Берлине в 1881). Достаточно быстро трамвай  вышел на лидирующие позиции, где  и оставался до 1930-х годов. К  этому времени личный автомобиль, автобус и появившийся в городах  троллейбус свели свели экономическую выгоду от трамваев на нет. К началу Второй мировой войны европейские трамваи почти были вытеснены с городских дорог.

Закат троллейбусов в Европе случился в период 1950-60 годов. В отличие  от СССР, где они стали стремительно расширять свои маршрутные системы, в Европе троллейбусы вытеснялись  автобусами. Именно автобусы после  отказа от трамвайного сообщения  и прекращения троллейбусного бума стали в Европе основным видом  городского общественного транспорта. Что же касается маршрутных такси, то в отношении их было принято множество  регламентирующе-запретительных мер - во многом, из-за проблем с безопасностью.

 

Железнодорожный транспорт Европы

 

История железнодорожного транспорта Европы является прямым отражением ее экономической истории. Редко когда  в ходе реформирования экономики  правительства не предпринимали  экспериментов с железными дорогами.

На протяжении последних двух веков  их приватизировали, национализировали, сдавали в аренду и в концессии. Но что бы ни делала Европа со своими железными дорогами, ответа на вопрос – частными или государственными они должны быть – получить не удалось.

Впервые споры о собственности  на железнодорожном транспорте возникли в начале XX века после бурного  развития частных железных дорог  в США. Эффективные механизмы  финансирования их строительства с  привлечением средств частного капитала увлекли в первое десятилетие  века весь мир: повторить опыт США  пытались страны Латинской Америки, Франция, Россия.

Идеи большей частью проваливались, что становилось причиной грандиозных  биржевых скандалов, но это не мешало очередному еформаторскому правительству начинать свою работу с преобразований на железной дороге.

Например, первой акцией правительства  Бенито Муссолини в Италии была общенациональная кампания по поддержанию чистоты в поездах общего пользования (это одна из самых успешных акций тоталитарного режима). Крупнейшей в Европе операцией с железными дорогами было издание во Франции в августе 1937 года декрета о национализации железных дорог и создание компании SNCF, в которой государство контролировало 51% акций и имело право выкупа остальных 49% до 1983 года.

А крупнейшим приватизационным актом  можно считать продажу железных дорог правительством Великобритании в 70-х.

Нынешняя структура собственности  в железнодорожном хозяйстве  стран мира очень разнообразна. С  этим столкнулась в 1991 году комиссия ЕС, когда попыталась реализовать  свою директиву #91-440 об устранении монополизма  в железнодорожном транспорте Европы.

Сейчас в Европе существуют практически  все возможные схемы владения железнодорожными активами. Рельсы, депо, вагоноремонтные заводы, вокзалы, грузовые станции и прочая инфраструктура контролируются как госкомпаниями, так и непосредственно государствами  через транспортные ведомства (аналог российского МПС).

Что же касается продажи услуг и  операторской деятельности, то вариантов  три: либо госмонополия на перевозки (тогда операторских компаний нет вовсе), либо конкуренция частных и государственных компаний-операторов, либо рынок отдан на откуп нескольким конкурирующим госкомпаниям. Лишь в Великобритании железные дороги обслуживаются частными компаниями.

В 1997 году французский ученый Ги Гион проанализировал эффективность преобразования SNCF в коммерческую компанию RFF. И пришел к следующему заключению: прямой зависимости качества работы железных дорог от формы собственности не существует.

А опыт Японии, где госкомпании-операторы  конкурируют с частными операторами  на негосударственных железных дорогах, показывает, что делать какие-либо выводы об эффективности приватизации или  национализации железных дорог невозможно – все зависит от местных условий.

Впрочем, одно можно сказать точно: какие бы реформы железных дорог  ни проводились, так или иначе на первых порах они привлекают пользователей и улучшают их экономическое положение.

Вероятно, это определяется тем, что  первым делом в ходе таких преобразований корректируют имидж национальных железных дорог и усиленно рекламируют  их. А далее все зависит от эффективности  работы "команды реформаторов".

 

Автобусный  транспорт.

Почтовые кареты, изобретенные в  Венгрии в XV в., стали предшественниками  автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало "транспорт для всех".

В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты.

Рассмотрим  современное регулирование автомобильного транспорта на примере Великобритании. В Великобритании в состав Министерства по вопросам окружающей среды входит главное дорожное управление, ведающее общей политикой, планированием  и финансами развития сети дорог.

В районах имеются отделы дорожных инженеров, ответственных за содержание магистральных дорог и за проекты  улучшения магистральных дорог. Они осуществляют также функцию  связующего звена между центральными и местными органами власти при осуществлении  работ по дорожному строительству. Основными источниками средств для нового строительства являются правительственные субсидии и дотации.

В последние годы приняты меры по повышению  роли местных органов власти в  решении вопросов о расширении дорожной сети и развитии транспорта. Министерство рассматривает программы развития автотранспорта, дорог и общественного  транспорта, которые готовят власти графств, и выделяет им дотации.

Государственному  регулированию подвергаются в первую очередь компании общего пользования, а в сфере грузовых перевозок - и не общего пользования. От лицензирования освобождены грузовые автомобили с  собственным весом менее 1,5 т для  более тяжелых автомобилей введена  система качественных лицензий в  целях обеспечения лучшей безопасности.

В Великобритании существуют и национализированные  автотранспортные предприятия, например Национальная грузовая корпорация, которая  является самым крупным автотранспортным предприятием страны.

 

 

Водный  транспорт

Начало морского туризма можно  отнести к середине XIX в. Первые сообщения  о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с  целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания "Р&О".

Наряду с морскими путешествиями  активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте "Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии по Миссисипи.

Обострившаяся в начале XX в. конкуренция  вынуждала судовладельцев постоянно  улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему  обслуживания пассажиров в рейсе, что  быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд", по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час.

В прошлом  десятилетии доля внутреннего водного  транспорта в общей транспортной работе стран ЕС постепенно уменьшалась, и прогноз в среднесрочном  и долгосрочном периодах представлялся  достаточно пессимистичным.

 С 2006 г. в ЕС действует Программа действий и развития в области судоходства и внутренних водных путей в Европе (Navigation And Inland Waterway Actionand Developmentin Europe – NAIADES I), направленная на развитие пяти стратегических взаимозависимых направлений государственной политики в области внутреннего водного транспорта (далее ВВТ).

Так, например, в области Рынка согласно этой программе планируется:

закрепление позиций в перевозке навалочных грузов, а также контейнеров; разработка новых рыночных ниш в области перевозок отходов, опасных грузов, транспортных средств и крупных неделимых грузов; развитие надежных грузовых перевозок от двери к двери на рынке смешанного река – море сообщения; освоение нового рынка мультимодальных услуг; интеграция в логистические цепи. Улучшение доступа к капиталу, использование налоговых льгот, оказание государственной помощи в виде субсидирования с целью привлечения новых участников и расширения существующих малых и средних предприятий речного транспорта. Создание равных условий для обеспечения конкуренции между государствами - членами ЕС, а также между видами транспорта.

 

железнодорожный морской

Автомобильный транспорт

 

Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою известную модель "Т". Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мотели.

 

 

Авиационный транспорт

Неудачность попыток оторваться от земли с помощью искусственных  крыльев не останавливала человека. Он пытался осуществить полет, прыгнув  с высоты. Но каждый эксперимент  кончался увечьем или гибелью  испытателя.

Научный подход к решению проблем  полета стал возможен со становлением в XVIII в. фабричного производства, с  интенсивным развитием науки  и техники. Разработки великого русского ученого М. В. Ломоносова в области  воздушной среды впоследствии легли в основу аэродинамики.

Создание летательного аппарата легче  воздуха известило об открытии эры  воздухоплавания. Простота конструкции  воздушных шаров способствовала началу практических работ в этой области. Первый полет на воздушном  шаре выполнен в Москве в 1805 г.

В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном французом А. Жиффаром.

В начале XIX в. английский ученый и  изобретатель Д. Кэйли построил и  испытал модель планера, который  до начала XX в. оставался единственным типом летательного аппарата тяжелее воздуха.

Модели первых самолетов с неподвижным  крылом сконструировал русский изобретатель Д. Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух.

В 1910 г. совершил полет самолет конструкции инженера А. С. Кудашева. Вскоре поднялись в воздух самолеты конструкции Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского и др.

Несмотря на значительный успех  русских ученых, авиаторов, царское  правительство не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские летчики летали на самолетах, купленных за границей.

Регулярные воздушные перевозки  впервые появились в Германии. Это был маршрут "Берлин - Лейпциг - Веймар", а перевозчик позднее  стал известен как "Lufthansa".

Современное государственное регулирование  воздушного транспорта рассмотрим на примере Великобритании, Франции  и Германии.

Во Франции в соответствии с Кодексом гражданской и коммерческой авиации государственное регулирование деятельности аэропортов осуществляется Генеральной дирекцией гражданской авиации, входящей в состав Министерства инфраструктуры и транспорта и имеющей региональные управления на местах.

Кодексом регламентировано несколько  организационно-правовых форм аэропортов: государственный аэропорт функционирует  на базе государственного имущества. Имущество, оборудование и коммуникации могут  сдаваться в концессию; негосударственный  аэропорт управляется собственником, может иметь договор с государством.

Информация о работе Государственное регулирование транспорта Восточной Европы