Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение понятия государственного регулирования цен, его анализ, а также выявление возможных способов и методов государственного регулирова¬ния цен в РБ и РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственное регулирование цен, каковы его функции и методы.
2. Определить средства и методы государственного регулирования в Бе¬ларуси и России.
3. Исследовать проблему государственного регулирования цен в Бела¬руси и России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…..4
1. Теоретические основы государственного регулирования цен…………..…………6
1.1 Понятие государственного регулирования цен и его сущность…………….…6
1.2 Функции и методы государственного регулирования цен………………….….8
1.2.1 Методы прямого государственного регулирования цен………………..12
1.2.2 Методы косвенного государственного регулирования цен……………13
1.3 Цели и средства государственного регулирования цен…………...…………..13
2. Анализ государственного регулирования цен в РБ и РФ…………………………16
2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь……....16
2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации……24
3. Проблемы государственного регулирования цен и пути их решения………..29
3.1 Проблемы государственного регулирования цен в Республике Беларусь…..29
3.2 Проблемы государственного регулирования цен в России…………………...32
Заключение………………………………………………………………………….......36
Список использованных источников…………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 195.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...…..4

 

1. Теоретические основы государственного регулирования цен…………..…………6

1.1 Понятие государственного регулирования цен и его сущность…………….…6

1.2 Функции и методы государственного регулирования цен………………….….8

1.2.1 Методы прямого государственного регулирования цен………………..12

1.2.2 Методы косвенного государственного регулирования цен……………13

1.3 Цели и средства государственного регулирования цен…………...…………..13

 

2. Анализ государственного  регулирования цен в РБ и  РФ…………………………16

2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь……....16

2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации……24

 

3. Проблемы государственного  регулирования цен и пути их  решения………..29

3.1 Проблемы государственного  регулирования цен в Республике  Беларусь…..29

3.2 Проблемы государственного  регулирования цен в России…………………...32

 

Заключение………………………………………………………………………….......36

Список использованных источников…………………………………………………39

Приложения…………………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В предоставленной курсовой работе на тему “Государственное регулирование цен (на примере нескольких стран)” рассматривается актуальность государственного регулирования цен в Беларуси и России, а также проблемы государственного регулирования цен и пути их решения.

Государственное регулирование  цен - вмешательство государства  в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей.

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным, так как:

  • существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе.
  • даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Предметом исследования являются функции и методы государственного регулирования цен.

Объектом исследования является государственное регулирование цен в РБ и РФ.

Цель исследования: изучение понятия государственного регулирования цен, его анализ, а также выявление возможных способов и методов государственного регулирования цен в РБ и РФ.

Задачи курсовой работы:

    1. Определить, что такое государственное регулирование цен, каковы его функции и методы.
    2. Определить средства и методы государственного регулирования в Беларуси и России.
    3. Исследовать проблему государственного регулирования цен в Беларуси и России.

Для полного раскрытия  данной темы в работе используются следующие методы:

    • сбор данных;
    • систематизация материала;
    • анализ и обработка данных;
    • статистическое исследование материала.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов, таких как А. Томпсон, Савицкий А.А, Паршин В.Ф. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН

 

 

1.1 Понятие государственного  регулирования цен и его сущность

 

Государственное регулирование  цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля над ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом [7, с. 231].

Государство играет  существенную роль в развитии современной экономики. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.

Кризис 1929 – 1933 гг. привел к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования. Теоретическую разработку данная позиция нашла в работе известного западного экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов.

Рыночный механизм, как  показывает опыт многих стран, ведет  к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.

Государственное регулирование  цен является попыткой государства  с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер [1, с. 246].

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими  элементами рыночного механизма  и реагирует на их изменения. Государственное  регулирование через изменение  бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Антимонопольное регулирование  предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

  • ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
  • принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким – либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
  • принудительную привязку покупателей к продавцам;
  • сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
  • отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
  • различного рода бойкоты.

Все эти разновидности  «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами [12, с. 18].

Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства  в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработки правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Цены разрабатываются  и устанавливаются товаропроизводителями  самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США, например, предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно высоких цен [1, с. 269].

Обычно при возрастании  цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может  расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос. В рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения.

Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях – в  периоды ускорения инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию. Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен, зачастую, отменяется.

Налоговая система также  воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо  зависят динамика цен и темпы  инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее  растут цены. Любой производитель, когда  его облагают налогом, старается  перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие  доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов.

 

1.2 Функции и методы государственного регулирования цен

 

К функциям, выполняемым  государством относятся следующие:

1. Создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики:

 Прежде всего на  государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.  Создание законодательной базы - это установление правил поведения  экономических агентов, юридических  принципов экономического общения,  которых обязаны придерживаться  в своих действиях все экономические  агенты - производители, потребители  и само государство. В числе  этих правил можно отметить  законодательные и нормативные  акты, защищающие права частной  собственности и определяющие  формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий,  их взаимоотношения между собой  и государством. Правовые нормы  распространяются на проблемы  качества продукции и безопасность  труда, вопросы взаимоотношений  профсоюзов и администрации и  др.

2. Антимонопольное регулирование

 К важнейшим законодательным  актам, регулирующим экономическую  сферу, выполняющим функцию защиты  конкуренции, следует отнести  антитрестовские (антимонопольные) законы. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности. Можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.

Информация о работе Государственное регулирование цен