Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Санкт-Петербургский
государственный университет сервиса
и экономики
Контрольная работа
По дисциплине:
Организация обслуживания
населения
На тему:
Электротехнические
работы на автомобиле
Выполнил(а) студент(ка) |
_4___ курса заочного отделения |
специальность ___080502 |
___________________________ |
Проверил(а) ________________ |
___________________________ |
г. Великие Луки 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3.
1. Организация электротехнических
работ
1.1 Техническое обслуживание и
текущий ремонт АКБ…………………………3.
1.2 Техническое обслуживание и
текущий ремонт генераторов……………...5
1.3 Методы контроля
и диагностики, оборудование и приборы для
их……7 проведения
1.4 Техническое обслуживание и
текущий ремонт стартеров………………..8
1.5 Оборудование для электротехнических
работ………………………….....10
Заключение……………………………………………………………………………....25
Использованные
источники…………………………………………………………30
Введение
Электрооборудование
Система
электрооборудования предназначена
для безотказной работы всех узлов
и агрегатов вашего автомобиля. Это
очень сложный комплекс деталей,
предназначенных для снабжения питанием
всех узлов вашего авто, необходимого
для работы, как лампы освещения, так и
кондиционера.
Электрооборудование
автомобиля включат в себя те детали
и элементы, работа которых зависит
от электроэнергии: стартер, генератор,
система зажигания (на карбюраторных
двигателях) и система впрыска на инжекторных
двигателях, а также система освещения
автомобиля. Это основные составляющие
электрооборудования, но, кроме того, существует
ряд других, второстепенных деталей и
систем, потребляющих энергию. Основными
же источниками питания автомобиля являются
аккумулятор и генератор, перерабатывающий
механическую энергию в электрическую.
При чем энергия распределяется в тех
объемах, которые необходимы для правильной
и бесперебойной работы вашего автомобиля.
Не менее значимым элементом в системе
является стартер, отвечающий за запуск
двигателя.
Вполне
объяснимо, что если из строя выйдет
хотя бы один элемент системы, то ваш
автомобиль в лучшем случае будет
давать сбой в работе силового агрегата,
а в худшем - остановится и не сможет
продолжить движение, причем, как правило,
это происходит в самый неподходящий момент
(в пробке либо далеко за городом от тех
центра).
Для
бесперебойной работы электрооборудования
следует своевременно проводить
его диагностику и обслуживание. Качество этих
работ напрямую зависит от квалификации
специалистов и состояния их оборудования.
Современное оборудование позволяет за
считанные секунды выявить практически
любую неисправность и устранить ее.
1. Организация электротехнических
работ
1.1 Техническое обслуживание и
текущий ремонт АКБ
ЕО
- перед пуском двигателя проверить
общее состояние и крепление
АКБ. Не допускаются трещины моноблока
и крышек, повреждение изоляции проводов
или окисление полюсных выводов
и клемм, трещины в мастике
ее отслоение, сильное загрязнение.
О техническом состоянии и степени заряда
АКБ можно определить по степени накала
нитей отдельных включенных ламп, по силе
звукового сигнала, по легкости пуска
двигателя стартера. В дороге следует
следить за показаниями контрольных и
сигнальных приборов, характеризующих
качество подзаряда АКБ - при загорании
красного аварийного сигнала, эксплуатацию
следует немедленно прекратить, до устранения
причины.
ТО-1
- дополнительно к объему ЕО, провести
более тщательно крепежные работы;
снять клеммы с выводах
штырей, проверить их состояние - окисленные
контактные поверхности зачистить мелкозернистой
шкуркой или специальными приспособлениями
(втулки с мелкими фрезами или металлическими
щетками), после чего смазать их техническим
вазелином или нанести тонкий слой антиокислительной
аэрозоли типа "Унисма". Поверхность
АКБ следует тщательно очистить, включая
вентиляционные отверстия в пробках с
последующей продувкой их сжатым воздухом.
Пятна белого налета от разлитого электролита
легко удаляются ветошью, смоченной в
10% растворе аммиачного спирта. При ТО-1,
а в жаркое время года ежедневно, следует
проверять уровень электролита в банках
АКБ. Это делают с помощью уровнемерной
трубки, конец которой опускают в наливное
отверстие до упора, затем, зажав большим
пальцем руки верхний конец трубки, осторожно
вынимают и по количеству забранного в
трубку электролита (норма 10-15 мм) принимают
решение о необходимости доливки в ту
или иную банку дистиллированной воды.
ТО-2
- помимо работ, выполняемых при ЕО
и ТО-1, в объем работ ТО-2
входят диагностические работы по определению
степени разряженности и технического
состояния, как АКБ в целом, так и отдельных
ее элементов. С помощью ареометра с поплавком
- денсиметром со шкалой проверяют плотность
электролита в каждой банке, характеризующей
степень разряженности, а с помощью нагрузочных
вилок - напряжение под нагрузкой
на
выводных полюсах. Проводить эти
работы рекомендуется в аккумуляторном
цехе, на столе с кислотоупорным
покрытием. При необходимости следует
выровнять и довести плотность
электролита в аккумуляторах до нормы
(например, добавлением электролита повышенной
плотности). Если же разность плотности
превышает 0,02 г/см3 - АКБ необходимо
подзарядить в течение 1-2 ч и снова произвести
корректировку плотности. Снижение плотности
электролита (приведенного к 25°С) на 0,01
г/см3 свидетельствует
о разряженности АКБ на 5-6%. Таким образом,
если для средней полосы России взята
исходная плотность 1,27 г/см3, для
полностью заряженной батареи, то снижение
плотности при замере до 1,23 г/см3 свидетельствует
о разряженности на 25% (предельно допустимая
разряженность при зимней эксплуатации),
а до 1,19 г/см3 свидетельствует
о разряженности батареи на 50% (предельно
допустимая разряженность при летней
эксплуатации). Указанные ограничения
для зимы связаны с тем, что при низких
температурах снижается энергоемкость
АКБ и пуск двигателя стартером будет
крайне затруднен, к тому же электролит
с пониженной плотностью склонен к замерзанию
и возможно размораживание моноблока
АКБ, разрушение пластин, сепараторов
в т.д. Поэтому, хотя повышенная исходная
плотность электролита и сокращает в целом
срок службы АКБ, в северных широтах ее
доводят до 1,30 г/см3, а в южных всего
лишь до 1,26 г/см3. Проверка заряженности
АКБ аккумуляторными пробниками, при включенных,
соответствующих нагрузочных резисторах,
должна проводиться при закрытых пробках,
не более 5 с - снижение напряжения одного
аккумулятора на 0,1 В, свидетельствует
о разряженности на 25%.
Нагрузочные
резисторы включаются затягиванием
соответствующих контактных
гаек (или обоих при высокой емкости АКБ),
т.е. нагрузку делают близкой к "стартерной".
При сильно окисленных выводах аккумуляторов
- их следует слегка зачистить или нанести
на них царапины. Проверку каждого аккумулятора
следует проводить один раз - последующие
проверки повлекут неточность результатов
измерений. Если в ходе проверки напряжение
под нагрузкой в отдельных аккумуляторах
быстро падает - это может свидетельствовать
о сульфатации пластин, выкрашивании большого
количества ячеек с активной массой и
т.д. При всех обстоятельствах напряжение
в отдельных аккумуляторах не должно отличаться
более чем на 0,1 В. При проверке пробником,
заворачивают контактную гайку, контактную
ножку прижимают к плюсовому выводу, а
штырь щупа - к минусовому. АЕ, суммарное
напряжение которой будет меньше 8,9 В,
к эксплуатации непригодна. Ее необходимо
поставить на подзаряд или в ремонт. При
повышенной разряженности, когда АКБ не
удается привести в нормальное состояние,
соответствующее ТУ, путем подзаряда -
батарею следует разобрать, произвести
поэлементную проверку с последующим
проведением текущего или капитального
ремонта (очень старые или сильно поврежденные
батареи обычно выбраковываются).
Текущий
ремонт
Технологический процесс (ТР) начинают
с предварительного
разряда АКБ. Затем сливают электролит,
используя специальное, поворотное вокруг
своей оси, устройство. Затем электронагревательными
лопатками (можно приспособить обычный
паяльник) удаляют мастику, уплотнительные
шнуры и т.д. С помощью настольно-сверлильного
станка и комплекта фрез срезают выводные
штыри, разрезают межэлементные перемычки.
Если неисправен один аккумулятор, то
производят работы только для извлечения
блока пластин из него, а если более одного,
то целесообразно вскрывать и вынимать
блоки всех аккумуляторов.
При ремонте широко используют инструмент
и приспособления комплекта мод.
ПТ-7300. Комплект, включающий электродистиллятор
мод. КИ-389 используется в кислотных отделениях
для приготовления электролита.
Затем
детали АКБ тщательно промывают в дистиллированной
воде, разбирают и проводят поэлементную
проверку. Сильно сульфатированные или
поврежденные пластины и сепараторы заменяют
(если активная масса выпала не более чем
из 3-4 ячеек решетки и пластины, то она
пригодна к дальнейшей эксплуатации).
При наличии специального приспособления
целесообразно проверить стенки и перегородки
моноблока на герметичность, предварительно
удалив из него осадок. Для удобства сборки
блоков пластин имеется специальное приспособление
с винтом и прижимным башмаком. Есть также
очень удобное для проведения работ приспособление
дм сборки полублока. Концом угольного
стержня с держателем, слегка прикасаются
к месту плавки свинца для спайки. При
необходимости в место пайки добавляется
прутковый свинец и стеарин (чтобы соединение
было прочным). Источником тока может быть
обычная АКБ или специальный сварочный
трансформатор на 12В.
Во
время пайки нельзя допускать
образование электрической дуги
между угольным стержнем и свинцом.
Наплавку выводных штырей обычно производят
расплавленным в тигле
свинцом, используя специальные формочки.
После
полной сборки АКБ ее следует заполнить
электролитом и дать в течение
нескольких часов пропитаться активной
массе пластин электролитом. Затем,
для определения годности батареи
к эксплуатации, рекомендуется провести
контрольно-тренировочный цикл "заряд-разряд"
током соответствующей силы.
1.2 Техническое обслуживание и
текущий ремонт генераторов
Выходные
параметры работы генератора не соответствуют
техническим требованиям - т.е. несоответствие
норме зарядного тока
и напряжения. Эти показатели фиксируются
в различных моделях автомобилей амперметрами,
вольтметрами на щитке приборов или используются
сигнальные контрольные лампочки, подсвечивающие
трафареты красного цвета или со специальной
символикой.
Причины:
неисправна
электрическая часть генератора:
· замасливание щеток
и контактных колец;
· подгорание контактных
колец - происходит обычно при сильном
искрообразовании между щетками
и контактными кольцами;
· износ щеток и
колец - при этом уменьшается сила прижатия щеток, что приводит к
зависанию (заеданию в гнездах) щеток и
повышенному подгоранию контактных колец;
· межвитковое замыкание
в обмотках или замыкание проводов
обмоток на массу - происходит в результате
повреждения или естественного
старения изоляции проводов катушек обмотки статора
и обмотки возбуждения ротора, приводящая
к снижению сопротивления изоляции - происходящее
при этом замыкание смежных проводов катушек
(или их замыкание на массу) как бы уменьшает
количество проводов в обмотках и соответственно
происходит отклонение выходных параметров
от нормы (снижается напряжение, а сила
зарядного тока наоборот увеличивается);
· обрыв проводов или
выводов обмотки статора или
ротора;
· окисление, ослабление
или разрушение контактов соединительных проводов подключения генератора;
· пробой или обрыв
диодов в выпрямителе.
Механические повреждения
и чрезмерный износ деталей - вызывают
повышенный шум и стук при работе
генератора. Причины: износ подшипников,
шеек под них на валу ротора или
посадочных мест в крышках при этом может возникать:
- перекос вала ротора
и возможно задевание ротора
за полюса статора, биение щеток
с контактными кольцами и в
результате появление пульсирующего
тока, негативно влияющего на
работу всей электросистемы автомобиля;
- износ в резьбовых соединениях (в том числе
на шпильках крепления крышек и т.д.);
- износ и ослабление
приводного ремня - как следствие
пробуксовка ремня на шкиве
генератора, повышенный нагрев ремня
и прогрессирующий износ до
полного его разрушения;
Примечание.
Чрезмерное натяжение
приводного ремня или установка
генератора с перекосом приводят
к повышенному шуму при работе,
износу подшипников и самого ремня.
Техническое
обслуживание
ЕО
- визуальным осмотром проверить внешнее
состояние генератора, проводов, клемм, приводного ремня.
При значительных налетах пыли и грязи
удалить их волосяной щеткой или ветошью.
После пуска двигателя не должно быть
шума и вибрации от работающего генератора
(характерных при износе подшипников,
биении шкива и т.д.). По амперметру на щитке
приборов следует проверить наличие и
силу зарядного тока, он должен быть в
пределах от 0,5 до 1,5 А. После длительного
пользования стартером, например, при
пуске двигателя, при низких температурах,
амперметр может несколько минут показывать
повышенную силу зарядного тока (15-20 А
и более), но затем стрелка прибора займет
нормальное положение. Если же стрелка
амперметра постоянно показывает отсутствие
заряда АКБ, или горит красный трафарет
аварийного сигнала - эксплуатацию следует
прекратить.