Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:24, курсовая работа
Курсовой проект по деталям машин является первой конструкторской работой, в результате которой учащийся приобретает навыки и знания правил, норм и методов конструирования. Выполнение проекта базируется на знаниях физико-математических и обще технических дисциплин, математики, механики, сопротивление материалов, технологии металлов, машиностроительного черчения и другие.
Редуктор - это механизм, состоящий из зубчатых иди червячных передач, заключенный в отдельный закрытым корпус и работающий в масляной ванне. Он предназначен для понижения частоты вращения и соответственно повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
7 Первый этап компоновки
7.1 Компоновку
обычно проводят в два этапа.
Первый этап служит для
7.2 Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:
а) принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса А1 = 1,2 ; при наличии ступицы зазор берётся от торца ступицы;
б) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А = ;
в) принимаем расстояние между наружным диаметром подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А = ; если диаметр окружности вершин зубьев шестерен окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние А надо брать от этого диаметра.
7.3 Предварительно
намечаем радиальные
По таблице 3 имеем:
Условное о обозначение подшипника |
d |
D |
B |
Грузоподъёмность, кН | |
Размеры, мм |
С |
Со | |||
308 312 |
40 60 |
90 130 |
23 31 |
31,3 629 |
22,3 48,4 |
7.4 Решаем
вопрос о смазке подшипников.
Принимаем для подшипников
7.5 Замером находим расстояние на ведущем валу l1 = 80 мм и на ведомом валу l2 = 82 мм.
Примем окончательно l1 = l2 = 82 мм.
Глубина гнезда подшипника lр 1,5B, для подшипника 312 В = 31 мм; lp = 1,5 31 = 46,5 мм, примем lp =46 мм.
7.6 Толщину фланца крышки подшипника принимаем примерно равной диаметру do отверстия, в этом фланце = 14 мм.
Высоту головки болта примем 0,7 12 = 8,4 мм.
Устанавливаем зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи в 10 мм. Длину пальца l примем на 5 мм больше шага t.
7.7 Таким образом, l = t + 5 = 31,75 + 5 = 36,75 мм.
Замером устанавливаем расстояние l3 = 81 мм, определяющее положение звёздочки относительно ближайшей опоры ведомого вала. Примем окончательно l3 = 82 мм.
8. Проверка долговечности подшипника
8.1 Ведущий вал. Из предыдущих расчётов имеем Р = 5680 Н, Рr = 2120 Н и Ра = 2015 Н; из первого этапа компоновки l1 = 82 мм.
Определяем реакции опор, H;
в плоскости xz:
в плоскости yz:
Проверка:
Определяем суммарные реакции, Н:
8.2 Подбираем
подшипники по более
d = 40 мм; D = 90 мм; B = 23 мм; С = 31,3 кН и Со = 22,3 кН.
8.3 Определяем эквивалентную нагрузку, Н:
в которой радиальная нагрузка Fr1 = 3029 H; осевая нагрузка Fa = Ра = 863 Н; V = 1; Kб = 1; КТ = 1.
Отношение этой величине соответствует е 0,36.
Отношение < е; X = 0,56 и Y = 1,88.
Pэ = (0,56 4487 + 1,88 2015) 6300;
8.4 Определяем расчётную долговечность, млн. об:
млн. об
8.5 Определяем расчётную долговечность, ч:
ч;
Строим эпюру рисунок 4.
Рисунок 4 – Расчётная схема ведущего вала
8.6 Ведомый вал несёт такие же нагрузки, как и ведущий:
Р = 5680 Н; Рr = 2120 H и Ра = 2015 Н. Нагрузка на вал от цепной передачи Rц = 4939 Н.
Составляющие этой нагрузки, Н:
Rцx = Rцy = Rц
sin
;
Rцx = Rцy = 4939 sin 45o = 3457;
Из первого этапа компоновки: l2 = 82 мм и l3 = 82 мм.
8.7 Определяем реакции опор, Н:
в плоскости
xz:
Проверка: Rx3 + Rx4 – (P + Rцx) = 1093 + 8044 – (5680 + 3457) = 0;
в плоскости yz:
(8.13)
Проверка:
8.8 Определяем суммарные реакции, Н:
8.9 Выбираем
подшипники по более
Шариковые радиальные подшипники 312 средней серии: d = 60 мм; D = 130 мм; В = 31 мм; С = 62,9 кН; Со = 48,4 кН.
Отношение этой величине соответствует е 0,32.
Отношение < е; следовательно, X = 0,56, Y = 1,88.
Поэтому
Рэ = R4 V Kб КТ = Fr4 V Kб КТ ; (8.16)
8.10 Определяем расчётную долговечность, млн. об:
8.11 Определяем расчётную долговечность, ч:
здесь n = 490 об/мин. = частота вращения ведомого вала.
Для зубчатых редукторов ресурс работы подшипников принимают от 36000 ч. до 10000 ч. в нашем случае подшипники ведущего вала 308 имеют ресурс Lh 13000 ч., а подшипники ведомого вала 312 имеют Lh 12517 ч.
Строим эпюру рисунок 5.
Рисунок 5 – Расчётная схема ведомого вала
9. Второй этап компоновки редуктора.
Второй этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей.
Примерный порядок выполнения следующий.
Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным размерам, найденным ранее. Шестерню выполняем за одно полое с валом.
Конструируем узел ведущего вала:
а) наносим осевые линии, удаленные от середины редуктора на расстояния l2. Используя эти осевые линии, вычерчиваем в разрезе подшипники качения;
б) между
торцами подшипников и
в) вычерчиваем крышки подшипников с уплотнительными прокладками (толщиной 1 мм) и болтами. Болт условно заводится в плоскость чертежа, о чем говорит, вырыв на плоскости разъема.
Войлочные и фетровые уплотнения применяют главным образом в узлах, заполненных пластичной смазкой. Уплотнения манжетного типа широко используют как при пластичной, так и при жидкой смазке подшипникового узла;
г) переход вала к присоединительному концу выполняют на расстоянии 10—15 мм от торца крышки подшипника так, чтобы ступица муфты не задевала за головки болтов крепления крышки. Длина присоединительного конца вала определяется длиной ступицы муфты. Аналогично конструируем узел ведомого вала. Обратим внимание па следующие особенности:
а) для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем утолщение вала с одной стороны и установку распорной втулки — с другой;
б) отложив от середины редуктора расстояние l2, проводим осевые линии и вычерчиваем подшипники;
в) вычерчиваем мазеудерживающие кольца, крышки подшипников с прокладками и болтами;
г) откладываем расстояние l3 и вычерчиваем звездочку цепной передачи; ступица звездочки может быть смещена в одну сторону для того, чтобы вал не выступал за пределы редуктора па большую длину;
д) от осевого
перемещения звездочка
На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические со скругленными торцами по СТ СЭВ 189—75. Вычерчиваем шпонки, принимая их длины на 5—10 мм меньше длин ступиц.
Непосредственным измерением уточняем расстояния между опорами и расстояния, определяющие положение зубчатых колес и звездочки относительно опор. При значительном изменении этих расстоянии уточняем реакции опор и вновь проверяем долговечность подшипников.