Лекции по «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 – Транспортная система России
Изучаемые вопросы:
1. необходимость изучения дисциплины. Цель, объект, предмет изучения
2. сущность транспортных услуг, их особенности, значение
3. рынок транспортных услуг (практика)
4. классификация транспорта
5. глобализация транспортных путей, развитие международных транспортных коридоров (ТМК)
6. программы развития транспортной системы России

Файлы: 1 файл

0702182_1B0A5_transportnoe_obespechenie_kommercheskoi_deyatelnosti.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

Лекции по дисциплине «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»

 

Лекция 1 – Транспортная система России

Изучаемые вопросы:

1. необходимость изучения  дисциплины. Цель, объект, предмет изучения

2. сущность транспортных  услуг, их особенности, значение

3. рынок транспортных  услуг (практика)

4. классификация транспорта

5. глобализация транспортных  путей, развитие международных  транспортных коридоров (ТМК)

6. программы развития  транспортной системы России

 

1. Необходимость изучения  дисциплины. Цель, объект, предмет изучения

Транспортное  обеспечение – совокупность технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий; форм, методов управлений транспортными операциями и процессами на всех этапах в сфере производства, потребления и обращения продукции, обеспечивающих общественное воспроизводство и рациональное функционирование экономики.

Целью является: изучить и оценить возможности транспортного обеспечения в России для организации эффективной коммерческой деятельности в сфере товарного обращения.

Предметом является: закономерности и тенденции развития транспортно-технологических систем, методов и форм их организации и взаимодействия.

Объектом является: материально-техническая база различных видов транспорта.

 

2. Сущность транспортных услуг, их особенности, значение

Транспорт – 1) совокупность путей сообщений, подвижных перевозочных средств, различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу;

2) отрасль материального  производства, осуществляющая перевозку  людей и грузов.

Услуга – деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, которые не сводятся к передаче прав собственности на материальный продукт.

Особенности транспортных услуг:

  • не может существовать вне процесса;
  • не может накапливаться;
  • конкретная потребительная стоимость лишь в определенное время и на конкретном направлении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке;
  • спрос на транспортные услуги характеризуется значительными колебаниями;
  • транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания спроса.

Социальная значимость:

  • связывает производство и потребление;
  • связывает город и поселки (деревни) => комплексное развитие регионов.

Кроме того, транспорт влияет на экологию (выхлопные газы), безопасность жизнедеятельности (аварии).

 

4. Классификация транспорта

1) По видам 

железнодорожный;

  • автомобильный;
  • морской;
  • воздушный
  • внутренний водный;
  • трубопроводный;
  • промышленный железнодорожный.

2) По назначению (структурно-функциональная  характеристика):

  • общего пользования

В зависимости от способности  перевозить разные грузы делятся  на:

1. универсальный (водный, железнодорожный, автомобильный)

2. специализированный (для  отдельных видов грузов, например, трубопроводный)

  • необщего пользования  (внутрипроизводственный, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным предприятиям)

1. внутренний (внутризаводской)

2. внешний

 

5. Глобализация транспортных  путей, развитие международных  транспортных коридоров (ТМК)

Транспорт трансформируется в крупные интернациональные  комплексы, которые по форме остаются международные, а по содержанию становятся единой глобальной системой.

Развитие глобальной транспортной системы идет в следующих направлениях:

1. полное исключение перегрузки  грузов в процесс его транспортировки  за счет применения смешанных  и комбинированных перевозок

Основа направления –  укрупнение грузовых мест;

2. сокращение или исключение  складской обработки грузов за  счет внедрения современных методов  МТО;

3. полное исключение документального  потока в бумажной форме за  счет внедрения электронной информационной  системы;

4. упрощение или полное  исключение формальностей при  пересечении государственных границ  международным грузовым потоком;

5. выравнивание технического  уровня транспортных средств;

6. создание единой международной  транспортной инфраструктуры (создание  МТК);

7. унификация транспортной  и таможенной документации;

8. повышение качества  перевозок путем создания международных  стандартов качества и систем  контроля за их исполнением.

Международный транспортный коридор (МТК) – часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки между отдельными международными географическими районами.

Включает в себя:

  • подвижной состав + стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении
  • совокупности технологических, организационных и правовых условий этих перевозок

9 критских коридоров:

  • Таллинн – Рига – Варшава – (Калининград – Гданьск);
  • Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород

* в 2003 году присоединен Екатеринбург;

  • Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Витебск – Киев – Одесса – Кишинев – Пловдив – Бухарест – Александруполис;

В 2000 году на II международной Евразийской конференции было принято развивать между Европой и Азией VI направлений:

1. Север – Юг (ответвление  Кавказ);

2. Транссибирский (Европа  – Россия – Корейский полуостров  – Япония + Казахстан – Китай  + Монголия - Китай)

3. Трасека (Восточная Европа  – Кавказ – Черное море  – Каспийское море – Центральная  Азия)

4. Южный (Юго-Восточная  Европа – Турция – Иран + 2 ответвления)

5. Морской (Юго-Восточная  Азия – Индийский океан –  Африка – Средиземное море  – Европа)

6. Северный морской путь

 

 

6. Программы развития  транспортной системы России

1) 2 этапа, 4,6 триллиона рублей

2) 2008 год Федеральная программа развития транспортной системы России 2010-1015 гг. 13 трил. руб. (4,7 из бюджета);

3) Стратегия развития  железнодорожного транспорта в  России до 2030 года;

4) Транспортная стратегия  РФ на период до 2030 года.

Варианты развития:

  • инерционный;
  • энерго-сырьевой;
  • инновационный.

 

Лекция 2 – Система  управления и государственное регулирование  транспортом

Изучаемые вопросы:

1. основные принципы регулирования

2. области и формы взаимодействия  и конкуренции различных видов  транспорта

3. органы регулирования

4. методы регулирования

 

1. Основные принципы регулирования

Цель развития транспорта: формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение в потребностях перевозок и отвечающей требованиям безопасности, экологичности и экономичности.

Задачи:

  • формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия транспортных предприятий разных форм собственности;
  • техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных  транспортных технологий;
  • интеграция транспортного комплекса России в мировую транспортную систему.

Принципы:

1. транспорт – приоритетная  отрасль и должна развиваться  в первую очередь, так как  влияет на развитие экономики;

2. равенство всех субъектов  рынка при транспортном обслуживании;

3. государственное и экономическое  регулирование:

  • организация рынка транспортных услуг и контроль за допуском предприятий на рынок;
  • регулирование ценообразования;
  • налоговое регулирование;
  • инвестиционный контроль.

4. делегирование полномочий  региональных систем управления

 

2. Области и формы взаимодействия  и конкуренции различных видов  транспорта

Для лучшего удовлетворения потребностей в транспортных услугах  и повышения эффективности необходимо исполнение различных форм и методов  взаимодействия и конкуренции различных  видов транспорта.

Специфика различных видов  транспорта предопределяет возможности  использования и конкуренции, и  взаимодействия.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов  транспорта реализуются в различных  областях:

1) техническая:

  • согласование пропускной и перерабатывающей способности систем и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потоки грузов и пассажиров смешенного сообщения;
  • учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости для лучшего использования перегрузочных средств.

2) технологическая – организация  комплексной системы эксплуатации  различных видов транспорта;

3) организационная область  координации (управленческая и  информационные области):

  • разработка единой системы транспорта (его управление);
  • разработка нормативных документов;
  • оперативное информирование и регулирование подачи судов и т.д.

4) экономическая область  взаимодействия:

  • разработка и согласование планов прогнозов на разные услуги;
  • определение объема смешанных перевозок (в районах Крайнего Севера и по регионам);
  • разработка стратегии развития транспортной системы.

5) правовая:

  • решение юридических, правовых вопросов, которые касаются взаимоотношений между различными видами транспорта, между транспортом и клиентом.

 

3. Органы регулирования

  • Минтранс – исполнительный орган на уровне Правительства;
  • Федеральные службы и органы «Федерального агентства»;
  • Ространснадзор;
  • временные комиссии (при необходимости);
  • Министерство транспорта Свердловской области (региональный уровень);
  • Межрегиональные системы;
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
  • Федеральная служба по тарифам.

 

4. Методы регулирования

1) через утверждение нормативно-правовых  актов;

2) проведение контроля  за соблюдением нормативно-правовых  актов (Ространснадзор);

3) лицензирование отдельных  видов деятельности на транспорте;

4) проведение сертификации  и стандартизации технических  средств и отдельных работ.

 

Лекция 3 – Транспортные характеристики грузов и грузовых перевозок.

Изучаемые вопросы:

1) Классификация грузов

2) Количественные и транспортные характеристики и определение веса груза.

3) Виды маркировки грузов

Информация о работе Лекции по «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»