Лекции по «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 – Транспортная система России
Изучаемые вопросы:
1. необходимость изучения дисциплины. Цель, объект, предмет изучения
2. сущность транспортных услуг, их особенности, значение
3. рынок транспортных услуг (практика)
4. классификация транспорта
5. глобализация транспортных путей, развитие международных транспортных коридоров (ТМК)
6. программы развития транспортной системы России

Файлы: 1 файл

0702182_1B0A5_transportnoe_obespechenie_kommercheskoi_deyatelnosti.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

Степень сохранности 

К (сохр) = Q (общ) – Q (потерь) / Q (общ) ≤1

К (сохр) = 0,70 – 0,75

Причины потерь грузов:

- хищение, аварии и  порча в процессе транспортировки

- недостатки в подготовке  грузов и подвижного состава

- нарушение в технологии  грузовых работ и перевозок

- низкий уровень специализации  подвижного состава и контейнеризации  перевозок

Ко = α (у.с.) * k (у.с.) + α (р) * k (р) + α (ед) * k (ед) + α (с) * k (c)

Колесо качества:   

α – учитывает потребительские оценки отдельных показателей и их взаимовлияние:

α1 + α2 + …. + α (n) = 1

α (уд) = 0,40             k (уд) = 0,92 – 0,94              0,368 – 0,376

α (ритм) = 0,15         k (ритм) = 0,75 – 0,78         0,075 – 0,078

α (дост) = 0,20          k (дост) =  0,80 – 0,82         0,16 – 0,164

α (ср.д) = 0,25           k (ср.д) =  0,70 – 0,75          0,175 – 0,1875

Колесо качества 0,778 – 0,81 / ko

 

Лекция 4 – Железнодорожный транспорт

Изучаемые вопросы:

1)Технико-экономические  особенности и преимущества ж/д.

2)Основные элементы материально-технические  базы (МТБ)

3)Грузовые станции и  грузовое хозяйство

4)Грузовые вагоны и  их характеристика

5)Использование грузоподъемности  и вместимости вагона, пути их  улучшения

6)Показатели работы ж/д

7)Состояние и направление  изменения МТБ ж/д транспорта

 

I. 1837 г. – первая ж/д

   1842 г. – Николай  I (Санкт – Петербург – Царское село)

   1851 г. – запущена  дорога Санкт – Петербург –  Москва

   1878 г. – Свердловская  ж/д

Преимущества ж/д:

  1. возможность сооружения на сухопутной территории (тоннели, мосты);
  2. высокая провозная пропускная способность ж/д
  3. регулярность перевозок
  4. перевозка различных грузов и различных партий перевозок
  5. возможность создания прямой связи с крупными предприятиями через промышленные ж/д пути («от двери до двери»);
  6. возможность доставки грузов на большие расстояния;
  7. сравнительно невысокая стоимость перевозок;
  8. возможность организовывать эффективно погрузочно-разгрузочных работ.

Недостатки ж/д:

  1. большая капиталоёмкость (вложения);
  2. медленная отдача (6- 8 лет окупается);
  3. трудоёмкая производительность труда.

 

II. МТБ – совокупность вещественных элементов производственных сил (пути сообщения, поезда, технологические процессы) – основные фонды ж/д.

МТБ. Степень её развития оценивается:

- объёмами используемых  средств

- структурой этих средств

- научно – техническим  уровнем

Основные  элементы МТБ:

- пути и путевое хозяйство

- грузовые станции и  грузовое хозяйство

- локомотивы и локомотивное  хозяйство

- вагоны и вагонное  хозяйство

- средства связи, сигнализации, централизации и блокировки

- система управления движением  и информационные комплексы

Путевое хозяйство:

- ж/д путь + все сооружения  на нём

- переезды и путевые  знаки

- предприятия

Путевое хозяйство занимает от общей инфраструктуры > 70% в основных фондах.

Характеристика  путевого хозяйства:

- протяжённость

- густота (сколько км. Пути приходится на 1000 км2 территории)

- интенсивность млн т.км / км длины путей

86000 км. – протяжённость  путей в России

Густота 5 км./1000 км2.

29 млн. т.км./км (1990 г), следовательно  21,7 млн.т. км./км. (2009).

Качество  путевого хозяйства:

  1. техническая характеристика = доля электрифицированных путей

43000 км (на 1990г)

48,5% (на 2001)

     2) доля двух  – и много путных участков

38000 – двухпутный и  более

      3)доля бесстыкового (бархатного) пути

      4) доля железобетонных  шпал

30 – 35% - доля путей с  ж/б шпалами

      5) степень  износа

 

III. 4,5 тысяч ж/д станций

Грузовые  станции – сложная система взаимодействующих друг с другом транспортных объектов:

  • сортировочные устройства
  • грузовой район
  • контейнерный терминал
  • специализированные площадки для различных видов грузов
  • ж/д пути, примыкающие к станциям.

Классификация грузовых станций:

  1. По виду операций:

- погрузочные

- выгрузочные

- погрузочно – выгрузочные  (заочная)

- перегрузочные (на другой  вид транспорта, на дороги других  стран, колею другой ширины).

     2. По характеру

- неспециализированные (общие)

- специализированные

     3. По объёму  выполняемой работы:

- внеклассные

- 1ого класса

…..

- 6 класса

      4. По схеме  путевого развития:

- тупиковые

- сквозные

- комбинированные

Операции, выполняемые  на грузовых станциях:

  1. Технические: обработка состава по прибытию и отбытию; расформирование и формирование.
  2. Грузовые: погрузка, выгрузка.
  3. Коммерческие: приём, выдача; взвешивание; хранение; документальное оформление перевозок; расчёты с клиентами; передача грузов на другие виды транспорта; учёт выполнения плана погрузки; финансовая и кассовая отчётность; подготовка вагонов; обслуживание ж/д путей необщего пользования.

Три основных группы устройств:

        1. Пути и сортировочные устройства = путевое развитие

- приёмочные, отправочные  пути

- сортировочные пути

- выставочные = вытяжной  путь

-горки

                (2) Грузовые устройства

- склады для хранения  и переработки грузов

- погрузочно – выгрузочные  пути

- погрузочно-разгрузочная  техника

- служебно-технические здания

- весовой путь и вагонные  весы

- помещения (ремонтные  мастерские)

               (3) Устройства для обработки и  передачи информации

- оперативная связь (телефон,  радио)

- электрическая оповестительная  система

- пневматическая почта

- автоматизированная система  управления станцией

 

IV. Типы вагонов:

- крытые

- полувагоны

- платформы (для длинномерных, крупногабаритных, лес)

- для перевозки скоропортящихся  грузов (вагоны – термосы, рефреджераторы)

- цистерны (наливные грузы)

- специальные (отдельные  виды грузов)

Характеристика  вагона:

  1. тип вагона
  2. грузоподъёмность
  3. полный объём кузова
  4. полная длина вагона
  5. удельная грузоподъёмность
  6. вес тары вагона = экономичность вагона
  7. удельный объём вагона
  8. удельная площадь вагона

 

V. Основной показатель, характеризующий качество использования вагона – статическая нагрузка.

Q стат (сколько груза приходится на 1 вагон)

Q стат. = ∑Qi / N

Q стат. Зависит:

- от структуры оборота

- от состава вагонного  парка

- от качества его регулирования

- от методов подготовки  грузов к перевозке

Показателями, характеризующими степень грузоподъёмности, являются коэффициент использования грузоподъёмности, α определяется делением статической  грузоподъёмности на грузоподъёмность вагона

K исп. = Qст / q (вагона), k исп. = 1 !!!

Технические нормы загрузки – оптимальное количество рациональным способом подготовленного груза, α (д.б.) погружено в данный тип вагона при наилучшем использовании его грузоподъёмности и вместимости.

Пути улучшения  использования грузоподъёмности:

              1. погрузка: рациональное размещение вагонов под погрузку в зависимости от их типа  и рода груза.
              2. прессование грузов
              3. стандартизация и реализация тары
              4. комбинированная загрузка тяжёлых и лёгких грузов
              5. погрузка груза с шапкой, выше уровня.

 

VI. Показатели работ ж/д:

  1. Общие (для всех видов транспорта)

- объём перевозки

- грузооборот

- средняя дальность перевозки

- интенсивность

    2. Специфические 

1) показатели объёма перевозок  по видам сообщений (количественный  показатель):

- ввоз

- вывоз

- транзит

- местные сообщения

2) качественные показатели:

- приём (ввоз и транзит)

- сдача (вывоз и транзит)

- отправление (вывоз и  мест. сообщения)

- прибытие грузов

-оборот вагона

-производительность вагона

-среднесуточный пробег

Среднесуточная погрузка грузов (определ. в вагонах) Qгод отпр./Qст.ср. (365)

 

Лекция 5 – Автомобильный транспорт

Изучаемые вопросы:

1) Технико-экономические  особенности

2) Основные элементы МТБ. Автомобильные дороги

3) Классификация подвижного  состава

4) Эксплуатационно-технические  качества и параметры подвижного  состава

5) Эксплуатационно-технические  показатели работы подвижного  состава

6) Состояние автомобильного  транспорта, направление его развития 

 

I. Плюсы и минусы автомобильного транспорта:

+:

  1. высокая скорость доставки
  2. высокая маневренность и подвижность (автомобили быстро сосредотачивают в необходимом месте)
  3. доставка от двери до двери
  4. широкая сфера применения по видам и группам
  5. менее жёсткие требования к упаковке грузов
  6. более короткий путь движения можно выбрать.

- :

1) высокая себестоимость

2) высокий уровень загрязнения  окружающей среды

3) необходимость срочной  погрузки и выгрузки 

4) большая трудоёмкость

5) низкий уровень производительности  труда вследствие их малой  грузоподъёмности.

 

II. Основные элементы:

а) средства сообщения (подвижной  состав)

б) пути сообщения

в) предприятие, обеспечивающее его бесперебойную работу

Автомобильные дороги

  1. общего пользования (федерального, регионального и местного значения);
  2. не общего пользования (вневедомственные).

Автомобильные дороги по своим технико-эксплуатационным характеристикам делят на 5 классов:

Информация о работе Лекции по «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»