Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций
Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.
Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права
За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы должны возмещаться транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. В настоящее время имеется более 60 льготных категорий пассажиров, которым законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов федерации установлены льготы в оплате проезда на транспорте и при провозе багажа.
Пунктом 5 ст. 790 ГК установлено, что «в случаях, когда законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета». В официальном тексте ГК допущено грубое искажение замысла разработчиков законопроекта. В тексте проекта ГК вместо слова «организацией» было слово «организации», что принципиально меняет существо отношений этой организации с плательщиком. Эта, длящаяся на протяжении многих лет ошибка, играет «роковую» роль в финансировании перевозок пассажиров льготных категорий и должна занять место рядом с известным казусом «Казнить нельзя помиловать». К сожалению, в подавляющем большинстве случаев предоставление льгот не сопровождается правовым обеспечением механизма компенсации соответствующих затрат перевозчика. Это постоянно приводит к конфликтам, причиной которых является неполучение перевозчиком компенсаций за оказанные им услуги по перевозке пассажиров-льготников. В этой связи актуальным является кардинальный пересмотр комплекса законодательных актов, которыми были предоставлены льготы, в части обеспечения компенсации затрат перевозчику. В этих целях в 2000 г. Правительством Российской Федерации была образована комиссия по разработке соответствующих предложений.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Основным транспортным документом, свидетельствующим о заключении договора перевозки при перевозке грузов на железнодорожном и воздушном транспорте является накладная, на автомобильном - товарно-транспортная накладная, на морском - коносамент, или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом.
В п.1 ст.785 ГК сохранено ранее принятое в праве РФ определение договора перевозки. Однако фигура перевозчика в этом договоре претерпела изменения.
Проводимая в Российской Федерации приватизация привела к возникновению во всех отраслях транспорта (кроме железнодорожного, где по-прежнему сохраняются
•.
41
государственные
железные дороги) частных перевозчиков,
имеющих форму различных хозяйс
Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей таких услуг законодательство Российской Федерации предусматривает лицензирование перевозочной деятельности. Положения о лицензировании перевозочной деятельности утверждаются Постановлениями Правительства Российской Федерации. В частности на автомобильном транспорте порядок лицензирования перевозок определяется Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 №402.
Порядок оформления документов на груз определяется правилами перевозок соответствующих видов транспорта.
За перевозку грузов взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленным транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечении причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы преимущества по провозной плате за перевозку грузов, понесенные в связи с этим расходы должны возмещаться транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Также за счет бюджета возмещаются расходы по перевозкам грузов в случае перевозок в связи с чрезвычайной ситуацией.
Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Погрузка и выгрузка груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором и с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения и в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
Перевозка пассажиров, груза и багажа, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организацией разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке. Однако единые правила для такой публикации не установлены и публикации в настоящее время не осуществляются, за исключением железнодорожного транспорта, издающего тарифные руководства.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Правила оказания услуг по публичному договору установлены в ст. 426 ГК. По публичному договору перевозчик должен обслуживать любого пассажира или клиента, который к нему обратился за соответствующей услугой. Правила обслуживания по публичному договору
42
перевозки и тарифы устанавливаются едиными для всех получателей услуг. Таким образом, публичный договор представляет собой оферту со стороны перевозчика.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, не установлено иное.
Следует различать термины «перевозка транспортом общего пользования» и «перевозка общественным транспортом». Сущность первого понятия рассмотрена выше. Общественный транспорт - категория, широко использовавшаяся в недавнем прошлом, ныне в документах правового характера используется ограниченно для указания на льготы пассажиров в оплате проезда (городской общественный транспорт).
В статье 787 ГК дается традиционное для транспортного права определение договора фрахтования, который именуется также чартером. По этому договору одна сторона -фрахтовщик, обязуется предоставить другой стороне - фрахтователю, за плату всю вместимость или ее часть одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, грузов и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также его форма устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Договоры фрахтования широко применяются при водных и воздушных перевозках. Чартер на морском транспорте используется преимущественно в международном (заграничном) сообщении. На железнодорожном и автомобильном транспорте чартер в настоящее время практически не используется.
Гражданским кодексом установлены также особенности арендных отношений в случаях, когда предметом аренды является транспортное средство. При этом аренда транспортного средства может быть в двух формах: с экипажем и без экипажа. Подробно арендные отношения будут рассмотрены далее.
В транспортной отрасли при перевозках пассажиров, груза и багажа используется большое число терминальных сооружений (вокзалы, грузовые терминалы, склады, грузовые дворы), обеспечивающие временное хранение различных грузов и багажа. Общие правила хранения грузов установлены гл.47 ГК «Хранение». Хранение осуществляется на основании договора хранения (ст.907 ГК). Договор складского хранения предусматривает хранение на товарном складе, под которым понимается организация, осуществляющая хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги в качестве предпринимательской деятельности. На транспорте к таковым относятся терминалы, прочие транспортные организации, имеющие в своем составе склады. Договор хранения может быть как самостоятельным, так и входить составной частью в договор перевозки. Положения по хранению грузов и багажа приведены в транспортных уставах и кодексах.
Статья 923 ГК предусматривает, что находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором. В подтверждения принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция иди номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается по представлению доказательств принадлежности этой вещи поклажедателю. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяются правилами, установленными в соответствии с ПС, если соглашение сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение 30 дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном ГК. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче их на хранение, подлежат возмещению хранителем в течение 24
часов с момента предъявления требования об их возмещении.
>
43
Транспортная деятельность сопряжена с эксплуатацией источников повышенной опасности, каковыми являются транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, высоковольтные устройства энергообеспечения электрического транспорта и др. Понятие источника повышенной опасности и ответственность за возможные вредные последствия в связи с его эксплуатацией установлены в Гражданском кодексе. Вред, который источник повышенной опасности причинил людям, имуществу, природным объектам должен быть возмещен владельцев этого источника даже в том случае, когда отсутствует виновность владельца.
Статьей 1079 ГК установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильно действующих ядов и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда (п.2 ст. 1083 ГК). Суд вправе снизить размер возмещения вреда учитывая имущественное положение гражданина - причинителя вреда. При этом не учитываются финансовые и подобные затруднения юридического лица - ответчика и недопустим полный отказ в иске по мотивам имущественных проблем ответчика -гражданина (п.З ст. 1083 ГК). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон. В транспортных уставах и кодексах установлены нормы, регулирующие ответственность участников перевозок и других отношений, связанных с транспортной деятельностью. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
За задержку
отправления транспортного