Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций
Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.
Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права
В своей деятельности
РТИ руководствуется
РТИ решает возложенные на нее задачи взаимодействуя в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, аппаратами полномочных представителей Президента Российской федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями и объединениями.
Отделения Ространсинспекции в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие функции:
ведут реестр лицензий, выданных в транспортном комплексе, а также формируют перечень субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и другую связанную с обеспечением транспортного процесса деятельность, с учетом места их регистрации в субъектах Российской Федерации;
оказывают содействие правоохранительным и другим уполномоченным органам в выявлении субъектов транспортного комплекса, осуществляющих без лицензии деятельность, подлежащую лицензированию, а также в проведении мероприятий по
выявлению противоправной деятельности субъектов транспортного комплекса, проводят профилактику административных правонарушений в этой области;
осуществляют контроль за исполнением субъектами транспортного комплекса, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также лицензионных требований и условий;
осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных Минтрансом России к компетенции РТИ. Выдача лицензий на транспортную деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации;
участвует в разработке и контроле за реализацией субъектами транспортного комплекса мер по повышению безопасности движения и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию находящихся в эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии;
содействует созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг;
обеспечивают взаимодействие Минтранса России с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;
осуществляют
в установленном порядке
проводят
в установленном порядке
оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований об аттестации на право занятия соответствующих должностей лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности движения, организуют и проводят такую аттестацию;
осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;
ведут в установленном
порядке государственное
участвуют в информационном
обеспечении субъектов
участвуют по поручению Минтранса России в работе международных организаций по вопросам контроля за исполнением транспортного законодательства, разрабатывают в пределах своей компетенции и осуществляют мероприятия, обеспечивающие выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам в области транспорта;
выполняют иные функции, возложенные на них положениями об отделениях РТИ, утверждаемыми Минтрансом России.
Отделения РТИ вправе привлекать по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления и организациями специалистов этих органов и организаций к проверкам, осуществляемым РТИ, а также общественных транспортных инспекторов (на добровольной основе) для оказания помощи в выполнении возложенных на нее задач.
РТИ имеет право:
>
29
проводить проверки
субъектов транспортного
запрашивать
у субъектов транспортного
выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений;
приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы;
осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка ведения субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность в сфере автомобильного транспорта, первичного учета и отчетности по лицензируемым видам деятельности;
осуществлять в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проверку транспортных средств, а также разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международных автомобильных перевозок, и принимать по результатам проверки решение о пропуске (отказе в пропуске) на территорию (с территории) Российской Федерации автотранспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, при пересечении ими государственной границы Российской Федерации;
составлять протоколы об административных правонарушениях.
Органы РТИ проводят мероприятия по контролю (надзору) в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 август 2001 № 134-ФЗ и инструктивных указаний о порядке выполнения контрольных функций, возложенных на Российскую транспортную инспекцию, утверждаемых министром транспорта России.
В целях охраны
общественного порядка и
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» государственные надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской
30
Федерации и
законодательством субъектов
Законом «О милиции» (ст. 10, п.9) на органы ГИБДД возложены обязанности:
осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
регулировать дорожное движение;
принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автотранспортными средствами;
организовывать и проводить
государственный технический
выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, используемой для допуска водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
регистрировать автотранспортные средства и прицепы к ним;
вести государственный
учет показателей состояния
Государственные органы осуществляют контроль и надзор за деятельностью в транспортном комплексе. Общий надзор за соблюдением действующего законодательства осуществляет Прокуратура Российской Федерации. Судебные органы осуществляют надзор за исполнением приговоров и решений суда. Органы исполнительной власти осуществляют административный контроль и надзор в соответствии с их компетенцией.
Следует различать два схожих понятия: контроль и надзор. Толкование данных терминов в действующем законодательстве не приводится, в связи с чем следует руководствоваться нормами государственного русского языка.
В Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» используется понятие: государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативами правовыми актами (обязательные требования).
Семантический анализ, проведенный с учетом практики применения рассматриваемых терминов, позволил установить определение:
государственный надзор - форма контроля за соблюдением предписанных государством правил, осуществляемого уполномоченными органами государственного управления и общественными организациями в обязательном порядке, на постоянной основе и по установленному регламенту при обязательности исполнения предписаний, выдаваемых этими органами и организациями по результатам контрольных проверок. В некоторых случаях надзор может осуществляться не только государственными органами, но и законодательно уполномоченными общественными организациями. Например, согласно ст. 244 Кодекса законов о труде к числу надзорных органов, относятся «профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда -согласно положениям об этих инспекциях». Органы местного самоуправления также могут своими нормативными актами устанавливать и осуществлять муниципальный надзор в пределах своих предметов ведения.
Полномочия
органа государственного управления на
осуществление надзора устанавл
31
охвата поднадзорных субъектов. Регламент надзора включает: определение статуса надзорного органа, перечня поднадзорных субъектов и исполняемых этими субъектами поднадзорных функций; установление прав и обязанностей лиц, осуществляющих надзор, и лиц, ответственных за надлежащее исполнение поднадзорных функций; установление процедур надзорных действий и форм используемой при этом документации; определение порядка обжалования действий надзорного органа - (Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).
Организация контроля и надзора производится
по признаку содержания подконтрольной и поднадзорной деятельности
и с учетом установленного административно-
Важной частью
административного права