Лекции по "Транспортному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций

Описание работы

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права

Файлы: 1 файл

Транспортное право.doc

— 3.88 Мб (Скачать файл)

Муниципальные органы устанавливают наименования некоторых транспортных объектов - улиц и других местных дорог, остановок муниципального транспорта. Но в городах федерального значения присвоение наименований транспортным объектам осуществляется на уровне полномочий органов власти субъекта федерации.

Органам местного самоуправления законами могут делегироваться отдельные государственные полномочия. Поскольку государственные полномочия разделяются на федеральные и субъектов федерации, то и делегирование полномочий может осуществляться как федеральными законами, так и законами субъектов федерации. Конституцией (ст.132) установлено, что передача государственных полномочий органам местного самоуправления производится «с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

2.4. ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ  ПРАВЕ

Гражданское право - отрасль права, регулирующая товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имуществом личные неимущественные отношения. Гражданское право содержит общие положения имеющие значение для всех гражданских отношений, а также нормы о праве

37

 

собственности, обязательственном праве, авторском  праве, праве на изобретение, наследственном праве. Конституцией установлено (ст.71), что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. В Конституции установлены основные нормы, регулирующие отношения собственности. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) и принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Гражданские отношения могут также регулироваться указами Президента, которые не должны противоречить ГК и федеральным законам. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение ГК, федеральных законов и указов Президента принимает постановления. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, иными законами и нормативными правовыми актами. Гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении (налоговые, административные отношения), если иное не предусмотрено законом.

Гражданским кодексом (ст.2) установлено, что «гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников». Субъектами (участниками) гражданских правовых отношений выступают физические и юридические лица. В этих отношениях также могут принимать участие Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Гражданское законодательство основано на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, беспрепятственности осуществления гражданских прав, обеспечении восстановления нарушенных гражданских прав и их судебной защиты.

В Гражданском  кодексе установлены правовые нормы, определяющие следующие виды отношений, возникающих в связи с осуществлением транспортной деятельности:

услуги по перевозке (гл.40 ГК), в том числе особенности  перевозки пассажиров (ст.786, 795, 800 ГК); особенности перевозки груза (статьи 785, 791, 792, 796 - 798 ГК); перевозка транспортом общего пользования (ст. 789 ГК); прямое смешанное сообщение (ст.788 ГК); провозная плата (ст. 790ГК);

перевозки по государственным и муниципальным  заказам (гл.30, подразд. 4; гл. 37, подразд. 5; ст. 790, п. 5 ГК);

транспортная  экспедиция (гл. 41 ГК);

договор фрахтования  транспортного средства (ст.787 ГК);

аренда транспортных средств с подразделением на аренду без экипажа или с экипажем (гл. 34, § 3 ГК);

хранение  в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923 ГК);

ответственность за вред, причиненный транспортным средством, как источником повышенной опасности (ст. 1079 ПС).

Гражданским кодексом установлена возможность  осуществления коммерческой деятельности юридическими лицами (в различных организационно-правовых формах) и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. На транспорте получили распространение обе эти формы предпринимательства. Здесь относительно велика доля государственных и муниципальных организаций. Отчасти это объясняется наличием в транспортном комплексе естественных монополий. Предприятия городского массового пассажирского транспорта (метрополитен, автобус, троллейбус и трамвай) преимущественно относятся к государственному либо муниципальному сектору экономики.

В связи с подразделением имущества на движимое и недвижимое следует отметить, что подвижной состав различных видов транспорта как объект гражданских прав рассматривается по-разному. Статьей 130 ГК определено, что к недвижимым вещам

38

 

относятся подлежащие государственной регистрации воздушные  и морские суда, суда внутреннего плавания. Правила государственной регистрации недвижимости установлены ст. 131 ГК, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Подвижной состав автомобильного и железнодорожного транспорта, а также городского электрического транспорта, не подлежащие государственной регистрации суда относятся к движимому имуществу.

Транспортные  средства представляют собой сложные технические объекты, функционирование которых по назначению невозможно без сохранения их целостности. Поэтому к транспортным средствам применимы положения ст. 133 ГК: «вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами статей 252, 258».

Общие положения о  перевозке установлены ст. 784 ГК. Гражданский кодекс вводит понятие  договора перевозки. На основании договора перевозки осуществляется перевозка пассажиров, груза и багажа.

Следует отметить одно очень важное обстоятельство. В тех местах Гражданского кодекса, где речь идет об отношениях с использованием транспорта, вместо подробного изложения соответствующих норм всегда приводятся отсылки к «транспортным уставам, кодексам», к законам о прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о транспортно-экспедиционной деятельности, иным законам. Вот, например, типичная выдержка из гл. 40 ГК: «Общие условия перевозки определяются транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное» (п. 2 ст.784 ГК). В общей сложности в ГК содержится 29 отсылок к федеральным законам, транспортным уставам и кодексам. Такого обилия отсылок к иным правовым актам нет более нигде в тексте ГК. Это свидетельствует о том, что транспортные отношения обладают особенной спецификой и нуждаются в урегулировании актами транспортного законодательства. Разделы таких актов, содержащие нормы, регулирующие гражданские отношения участников транспортной деятельности, относятся к гражданскому законодательству.

Фактическая разработанность правовых актов  транспортного законодательства, на которые сделаны отсылочные указания в ГК, характеризуется следующим образом:

железнодорожный транспорт - введен в действие новый  Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (ТУЖД);

гражданская авиация - введен в действие новый Воздушный кодекс (ВК);

морской транспорт - введен в действие новый Кодекс торгового мореплавания (КТМ);

речной транспорт  — продолжает использоваться устаревший Устав внутреннего водного транспорта СССР - УВВТ (1955 г. с последующими изменениями и дополнениями), разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации проект кодекса водного транспорта;

автомобильный транспорт - введены в действие федеральные  законы «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и «О безопасности дорожного движения». Эти законы регламентируют лишь малую часть гражданских отношений на автомобильном транспорте, в связи с чем, современная правовая база автомобильных перевозок практически не разработана. Устав автомобильного транспорта РСФСР - УАТ (1969 г. с последующими изменениями и дополнениями) безнадежно устарел.

Законы о прямых смешанных  перевозках и транспортно-экспедиционной деятельности не приняты. В ТУЖД содержится глава, регулирующая прямые смешанные перевозки с участием железнодорожного транспорта, с указанием на ограничение срока действия соответствующих норм моментом введения в действие закона о прямых смешанных перевозках. В КТМ, УВВТ и УАТ имеются нормы, регламентирующие прямые смешанные

39

 

перевозки с участием соответствующих видов транспорта. Действует также система узловых соглашений об осуществлении взаимодействия предприятий различных видов транспорта в транспортных узлах.

В Гражданском  кодексе не содержится норм, регулирующих международные перевозки. Правоотношения в сфере таких перевозок регулируются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, перечень и основное содержание которых будут рассмотрены далее. Согласно Конституции, ГК, КТМ, ТУЖД, федеральным законам «О федеральном железнодорожном транспорте», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» нормы международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед нормами российского законодательства, если иное не установлено законом. Подобных установленных законом исключений в части гражданских правоотношений в транспортном комплексе в настоящее время нет. Между государствами -членами СНГ заключены соглашения, регулирующие перевозки. Железнодорожные перевозки грузов выполняются в соответствии с Соглашением о международном грузовом сообщении между государствами СНГ (СМГС). Перевозки пассажиров осуществляются по национальным правилам на территории соответствующего государства СНГ. При международных перевозках применяются также нормы, установленные в договорах транспортных организаций, осуществляющих такие перевозки и являющихся резидентами разных государств. Данные соглашения предусматривают соблюдение перевозчиками соответствующих требований национальных законодательств о перевозках и транспортной деятельности.

Следует различать  два близких понятия: договор  перевозки и договор организации перевозок. По договору перевозки (ст. 785 и 786 ГК) перевозчик обязуется перевезти в назначенный пункт пассажира и его багаж, либо доставить в пункт назначения вверенный ему груз и выдать этот груз уполномоченному лицу. Таким образом, в договоре перевозки всегда речь идет о конкретном объекте перевозки. Договор об организации перевозок не является договором перевозки, в связи с чем, подчиняется нормам общей части обязательного права (раздел 3 ГК).

Договоры  на организацию перевозок (ст.798 ГК) заключаются между перевозчиком и грузовладельцем в случае, когда их отношения приобретают длящийся характер. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в обусловленные сроки принимать к перевозке грузы, предъявляемые в обусловленных объемах грузовладельцем. Поэтому предметом такого договора становятся не конкретный груз, а только объемы груза и сроки его представления к перевозке, и срок доставки грузополучателю. Гражданским кодексом не предусмотрены договоры на организацию перевозок пассажиров, что, тем не менее, фактически имеется на пассажирском транспорте, например, при перевозках туристов.

Заключение договоров  об организации перевозок предусмотрено  также в транспортных уставах, кодексах: ст. 17 ТУЖД, ст. 107 КТМ, ст.60 УВВТ, ст. 36 УАТ. На внутреннем водном транспорте вместо термина «договор об организации перевозок» применяется термин-аналог - «навигационный договор».

Взаимодействующие в транспортном узле организации  транспорта заключают двух-или многосторонние договоры об организации работ по обеспечению перевозок грузов, о централизованном завозе и вывозе грузов и другие (ст.799 ГК), обычно именуемые узловыми соглашениями. Такие договоры не являются договорами перевозки груза, а относятся к договорам подрядного типа.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира  в пункт назначения. В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик также обязуется доставить багаж в пункт назначения выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортньши уставами и кодексами. Пассажир имеет право в

40

 

порядке, предусмотренном  соответствующим транспортным уставом или кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных условиях, провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм, сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Перевозчик  обязуется доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Отнесение вещей пассажира к багажу определяется по правилам, устанавливаемым правилами перевозок пассажиров и багажа на соответствующем виде транспорта.

Информация о работе Лекции по "Транспортному праву"