Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций
Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.
Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права
Затраты организаций транспорта на оплату труда работников, на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, нормальных условий труда, технику безопасности и проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, непосредственно связанные с участием работников в производственном процессе, на подготовку и переподготовку кадров, в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.97 № 273 «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», подлежат включению в себестоимость транспортных услуг и работ.
Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. Для ряда работников транспортного комплекса установлено обязательное страхование, дополнительное к обязательному социальному страхованию. Работающие в транспортном комплексе государственные и муниципальные служащие подлежат обязательному государственному страхованию на случаи причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением ими должностных обязанностей (законы Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие государственную и муниципальную службу).
При организации трудовых отношений на транспортных предприятиях, где действуют профсоюзные организации, применяются коллективные договоры, практикуется заключение Отраслевого тарифного соглашения между Минтрансом России (представитель работодателей федеральных государственных унитарных предприятий автотранспорта) и ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Участником от федеральных органов исполнительной власти является Министерство труда и социального развития.
Отраслевое тарифное соглашение является основой для заключения коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов), устанавливает требования к оплате труда, занятости работников, условиям труда и мероприятиям по охране труда.
>
51
2.6.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ
Уголовное право - отрасль права, в которой устанавливаются принципы уголовной ответственности, определяются преступления и порядок применения наказаний за совершение преступлений. Из всех фундаментальных отраслей права уголовное право является самым систематизированным. Нормы уголовного права систематизированы в Уголовном кодексе (УК) Российской Федерации. В ст.1 УК указано, что данный кодекс является единственным источником уголовного права России. Он предусматривает, среди прочих мер ответственности, ответственности за различные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Смежные с уголовным правом задачи уголовного судопроизводства решаются уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Уголовное наказание может быть наложено исключительно судом. Уголовному наказанию может быть подвергнуто только физическое лицо. Если уголовное преступление было сопряжено с ненадлежащим исполнением профессиональной деятельности, ответственность за его совершение понесут работники транспортной организации. В первую очередь это касается водителей транспортных средств и другого линейного персонала (например, кондуктор автобуса, не обеспечивший безопасную посадку пассажиров через контролируемую им дверь), руководителей и специалистов транспортных предприятий и должностных лиц, осуществляющих функции, связанные с обеспечением безопасности движения и перевозок.
Уголовный кодекс содержит главу 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», в которой имеется девять статей (табл.2.2). Следует указать также на статьи, связанные с преступными действиями, непосредственно направленными на транспортное средство: ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»; ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта»; ст. 227 «Пиратство»; ст. 326 «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства».
Неправомерное завладение транспортным средством или иным имуществом квалифицируется как кража, мошенничество, грабеж или разбой в зависимости от характера противоправных действий (соответственно статьи 158,159, 161, и 162 УК).
Некоторые статьи
УК устанавливают составы
В основном эти статьи УК действуют, как бланкетные, поскольку предполагают отсылку к соответствующим правилам. В качестве примера можно рассмотреть действие ст. 219 УК «Нарушение правил пожарной безопасности». Правовой основой для разработки правил пожарной безопасности служит Федеральный закон «О пожарной безопасности». «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93» введены в действие приказом МВД от 14.12.93 № 536 (с дальнейшими уточнениями другими приказами МВД).
Указанные правила содержат общие нормы обеспечения пожарной безопасности и нормы, адресуемые конкретным объектам (в том числе и транспортным - объектам транспорта, автозаправочным комплексам и станциям, транспортировке взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов и др.). С учетом этих правил разрабатываются и утверждаются правила пожарной безрпасности на различных видах транспорта. На
52
автомобильном транспорте действуют Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта ВППБ 11-01-96. Подобные правила имеются и на других видах транспорта. Организации транспорта в соответствии с данными правилами разрабатывают и вводят в действие собственные локальные правила пожарной безопасности.
Такие локальные правила не должны противоречить нормам, установленным законодательными актами и отраслевым правилам. В локальных правилах должны быть учтены особенности предприятия, на котором они действуют (организации управления, планирования и др.).
При совершении на транспорте происшествий, в которых есть пострадавшие, члены экипажа и иные работники перевозчика обязаны оказать пострадавшим помощь. Оставление пострадавших в опасности влечет ответственность по ст. 125 УК.
При транспортных происшествиях часто повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимый груз, иное имущество. Статьей 168 «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» УК предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности. Понятие крупного размера ущерба собственности установлено в примечании 2 к ст. 158 УК: «Крупным размером ...признается стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления». Следует указать, что в данном случае под понятие ущерба не подпадают вредные последствия для имущества самого перевозчика.
Работники организации транспорта могут нести уголовную ответственность по ст. 47 УК «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».
Таблица 2.2. Уголовные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Состав уголовного преступления, и наименование Ст. 264 Нарушение Нарушение
лицом, управляющим автомоби-правил дорожного лем, трамваем
либо другим механическим движения и эксплу-
транспортным средством, правил дорожного
атации транспорт- движения
или эксплуатации транспортных ных средств
средств, повлекшее по неосторожности:
1. Причинение тяжкого или средней тяжести
1. Наказывается ограничением свободы
на срок вреда здоровью человека либо
причинение 5 лет либо арестом
на срок от 3 до 6 месяцев, крупного ущерба Ст. 265 Оставление Оставление места дорожно-транспортного Наказывается ограничением свободы на срок до места дорожно- происшествия лицом, управляющим 3 лет либо арестом на срок до 6 месяцев, либо транспортного транспортным средством и нарушившим лишением свободы на срок до 2 лет с лишением происшествия правила дорожного движения или права занимать определенные должности или эксплуатации транспортных средств, в заниматься определенной деятельностью на случае наступления последствий, предусмот- срок до 3 лет или без такового ренных ст. 264 УК |
53
54
2.7. ТРАНСПОРТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ
Международное транспортное
право исторически
во-первых, это конвенции локального значения, заключаемые ограниченным кругом государств (например, двусторонние конвенции или конвенции, круг участников которых ограничен рамками иных договоров - страны ЕС или СНГ и т.п.);
во-вторых, это конвенции глобального значения, заключаемые под эгидой международно признаваемых организаций, прежде всего - ООН. Действие таких конвенций охватывает большой круг участников (практически все государства), в отличие от локальных, распространяется не только на территории государств-участников конвенции, но и на экстерриториальные пространства, обеспечение действия глобальных конвенций производится помимо государств-участников также и международными институтами.
В соответствии с этим разработка актов международного транспортного права осуществляется на уровне отдельных взаимодействующих в переговорном процессе государств либо посредством международных конференций с участием большого числа заинтересованных государств. В любом случае разработанный акт международного транспортного права должен быть подписан полномочным представителем каждого из присоединившихся к этому акту государству, а затем ратифицирован этим государством при соблюдении процедур, установленных национальным законодательством. После ратификации государство-участник должно передать ратификационные грамоты на хранение депозитарию - государству, международной организации или ее главному исполнительному должностному лицу, которое хранит подлинник международного договора и которое выполняет в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом.
Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» (15.07.95 № 101-ФЗ) «Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств». Конституцией Российской Федерации установлено, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15, п.4). Такие же принципы установлены федеральными законами «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» «О федеральном железнодорожном транспорте», ТУЖД, КТМ, ВК.
Согласно Конституции Российская Федерация является субъектом международного права. Субъекты Российской Федерации не могут выступать участниками международных договоров, что не исключает их международных договорных контактов на ином уровне (хозяйственные, организационные, гуманитарные и иные вопросы международного взаимодействия). Российская Федерация участвует в создании и применении международного права по направлениям: присоединения к международным многосторонним конвенциям; поэтапного вхождения в европейское правовое пространство; развитию международной правовой базы государств - участников СНГ, заключению двусторонних договоров с различными государствами. В связи с заключением в 1999 г. Договора о союзе Республики Беларусь и Российской Федерации возникла актуальнейшая проблема скорейшей интеграции транспортного законодательства этих союзных государств.
55
Наиболее авторитетным органом, под эгидой которого разрабатывается международное транспортное право, является Организация Объединенных Наций - ООН. В ООН работают пять региональных комиссий. Одна из них - Европейская экономическая - ЕЭК ООН (ЕСЕ 1ЛМО), активное участие в работе которой принимает Россия. Одним из наиболее активных органов ЕЭК ООН является Комитет по внутреннему транспорту - КВТ (ЕСЕ/ ТКА№). В КВТ образованы три основные рабочие группы: по дорожному (автомобильному) транспорту (8С.1); по железнодорожному транспорту (8С.2); по внутреннему водному транспорту (8С.З). В составе основной рабочей группы по дорожному транспорту имеются рабочие группы: по безопасности дорожного движения (8С.1ЛУР.1) и по конструкции транспортных средств (8С.1ЛЛФ.29) с административным комитетом по координации работы этой рабочей группы по конструкции транспортных средств (^Р.29/АС.2) и совещаниями экспертов по: проблемам энергии и загрязнения окружающей среды ОЛФ.29/СКРЕ); общим предписаниям, касающимся безопасности (№Р.29/ОК5С); вопросам торможения и ходовой части ОУР.29/ОККР); вопросам освещения и световой сигнализации (^Р.29/ОКР); вопросам шума ОЛФ.29/СКВ); пассивной безопасности (иФ.29/ОК8Р).
Под эгидой ООН в КВТ разработано свыше 50 конвенций, соглашений, протоколов по вопросам транспорта. Эти акты регулируют отношения стран-участниц в областях: дорожного движения и дорожных знаков, характеристик транспортных средств, организации перевозок, документационного обеспечения перевозок, инфраструктуры транспорта, перевозки опасных грузов, внутреннего судоходства, перевозки скоропортящихся грузов и др. Россия является договаривающейся стороной по 24 действующим документам и по двум, которые еще не вступили в силу.