Лекции по "Транспортному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:48, курс лекций

Описание работы

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Основы транспортного права 9
1.1. Нормы права и законодательство 2
1.2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8
1.3. Правовые особенности транспортной деятельности 11
1.4. Концепция и структура, транспортного права 14
Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21
2.1. Транспортные отношения в государственном праве 21
2.2. Транспортные отношения в административном праве 25
2.3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34
2.4. Транспортные отношения в гражданском праве 37
2.5. Транспортные отношения в трудовом праве 45
2.6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51
2.7. Транспортные отношения в международном праве 54
2.8. Транспорт и экологическое право 59
Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61
3.1. Дорожный транспорт 61
Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71
4.!. Транспортные услуги 71
4.2. Перевозки пассажиров и багажа 72
4.3. Перевозки грузов 75
4.4. Перевозки почты 79
4.5. Транспортно-экспедиторские услуги 80
4.6. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82
4.7. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84
4.8. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87
4.9. Допуск к транспортной деятельности 88
4.10. Конкуренция и транспортные монополии 94
4.11. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99
4.12. Страхование на транспорте 99
Глава 5. Развитие транспортного права 103
5.1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103
5.2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации
и совершенствование управления транспортом 106
5.3. Законодательная техника транспортного права

Файлы: 1 файл

Транспортное право.doc

— 3.88 Мб (Скачать файл)

Наполеон  отказался от всех этих мер. Вместо них он предложил следующее простое правило: место сброса сточных вод должно располагаться выше по течению реки и непосредственно перед водозабором. Если на предприятии работают умные руководители, они живо сообразят, что, сбрасывая плохо очищенную воду, они сами же будут ее употреблять, что приведет к порче оборудования и остановке предприятия, а то и к отравлению и смерти незадачливого хозяйственника. Если же предприятием руководит человек с ограниченными умственными способностями, то, как говорится, это его трудности. Таким образом, вместо сонма чиновников все решили законы природы.

Принцип Наполеона  используется и в обеспечении  действия норм права в транспортном комплексе. Например, в Европе широкое распространение приобрели «лежачие полицейские», принудительно снижающие скорость движения автомобилей. Подобные меры начинают применяться и у нас. Принято решение оборудовать все железнодорожные переезды выдвижными гребенками, препятствующими неконтролируемому выезду на переезд автомобилей. Таким образом, безопасность движения на переездах будет обеспечиваться не только «законами людей», но и законами физики. К сожалению далеко не всегда удается применить принцип Наполеона для создания гарантий непреложного действия установленных норм права.

Нормы права  адресуются лицам (физическим и юридическим), органам государственного и муниципального управления, поэтому органически связаны с правами и обязанностями этих лиц и органов. Прочие специальные нормы касаются не лиц, а различных явлений экономического, технологического и иного характера. Помимо обеспечения обязательности действия специальных норм, нормы права часто имеют самостоятельное значение, когда речь идет о регулировании непосредственно правоотношений людей с обществом или с другими людьми. Примером таких норм являются нормы гражданского, уголовного, административного права. Рассмотрим содержательное описание категории «норма права» и ряда связанных с нормами права иных категорий, имеющих важное значение для последующего изложения.

Норма права (правовая норма) - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Правовая норма содержит предписания общего характера, т.е. распространяется на все отношения и всех лиц, подпадающих под ее действие. Важное свойство правовой нормы - адресация к лицу (физическому или юридическому). Именно это отличает ее от декларации или иной, специальной нормы. Правовая норма имеет длительное, многократное применение, является постоянным, а не разовым регулятором общественных отношений. Правовые нормы классифицируют по различным признакам и основаниям, существенным для введения и применения этих норм.

По Форме  поведения субъектов права нормы  права подразделяют на:

обязывающие - предписывающие субъектам правоотношений совершение определенных действий с юридическими последствиями;

запрещающие - указывающие субъекту правоотношений на недопустимость определенных действий с юридическими последствиями;

уполномочивающие - представляющие субъектам правоотношений возможность совершения определенных действий с юридическими последствиями.

По Форме предписания  нормы права подразделяются на:

императивные (категорические) - содержащие обязательные предписания или запреты;

4

 

диспозитивные - представляющие возможность установления таких отношений сторон, являющихся субъектами права, которые могут отличаться от зафиксированных N8 этой норме. Тем самым, диспозитивная норма действует «по умолчанию» и может изменяться сторонами, вступающими в правоотношения, урегулированные данной нормой;

рекомендательные - не устанавливающие жестких ограничений и лишь рекомендующие определенные правила поведения. Такие нормы часто используют в различных нормативно-технических документах (типа методических рекомендаций, типовых положений), имеющих правовое значение.

По целевому назначению нормы права подразделяют на:

регулятивные - устанавливают права и обязанности участников правоотношений;

охранительные - устанавливают отношения, связанные с юридической ответственностью и применением государственного принуждения.

По субъекту-издателю различают нормы права:

конституционные - устанавливаемые непосредственно в Конституции;

законодательные - вводимые законом;

подзаконные — вводимые подзаконными актами;

делегированные - вводимые посредством реализации полномочий, делегированных законом определенному издающему органу, либо утвержденными в установленном законом порядке уставом, положением об этом органе.

По территории действия нормы прав различают на:

внутренние  или национальные с подразделением на федеральные, действующие на всей территории Российской Федерации, субъектов федерации, действующие (на территории конкретного субъекта Российской Федерации, местные, действующие в пределах конкретного муниципального образования;

международные, распространяющиеся на государства, являющиеся участниками соответствующих международных договоров, конвенций и международных организаций, и экстерриториальные объекты (Открытое море, Антарктида, Космос, Луна и проч.);

локальные, распространяющиеся только на работников конкретной организации при осуществлении ими должностных действий.

По характеру  действия различают нормы права:

прямого действия, действующие непосредственно. Примером таких норм являются нормы, приведенные в Конституции, все положения которой, в соответствии со ст. 15, имеют прямое действие;

непрямого действия, содержащие указания о конкретизации правил поведения в иных документах.

По степени  определенности нормы права различают  на:

бланкетные - действие, которых базируется на содержании отдельных правил (например, уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации);

отсылочные - с непосредственным указанием на другие нормы права, как обязательное условие своего действия. Например, ст. 265 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации, предусматривающая уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия, содержит отсылку к ст. 264 УК.

В правовой норме  различают три элемента:

гипотезу - указание на обстоятельства, при наступлении которых норма действует;

диспозицию - предписываемое нормой поведения (указание на обязательное действие либо запрет какого-либо действия);

санкцию - последствия, наступающие при нарушении требований, изложенных в диспозиции.

Отношения, урегулированные посредством норм права, принято называть правоотношениями. В правоотношениях также различают три элемента:

субъект правоотношении (субъект права) - участник правоотношений, физическое или юридическое лицо, орган государственного управления, орган местного

-.

5

 

самоуправления, наделенные по закону способностью иметь  и принимать на себя юридические обязанности;

объект  правоотношений - предметы и явления, в отношении которых складываются рассматриваемые правоотношения (имущество, договор перевозки, услуги и проч.);

содержание  правоотношений - совокупность установленных в правовых нормах прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Из самих  норм права еще не следуют правоотношения. Для возникновения правоотношений необходимо наличие определенных юридических фактов, т.е. наступление обстоятельств, служащих как бы питательной средой для возникновения и развития правоотношений. Так, для возникновения договорных отношений необходимы проявление доброй воли договаривающихся сторон, взаимная информированность о желательных условиях вступления в договорные отношения.

Нормы формулируются  и доводятся до сведения посредством  нормативных актов.

Нормативный акт - документ, изданный в соответствии с установленным порядком и содержащий какие-либо нормы. Разновидностью нормативного акта, нормы которого имеют правовой характер, является нормативно-правовой (нормативный правовой) акт.

Нормативно-правовой акт - разновидность нормативного акта, устанавливающего нормы права. Совокупность нормативно-правовых актов образует законодательство.

В узком смысле под законодательством понимают только нормативные акты, исходящие от законодателя (Конституция, законы, нормативные постановления и другие подобные акты органов законодательной власти). В расширенном толковании в состав законодательства включают также нормативные правовые акты органов исполнительной власти (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации). Однако следует помнить, что эти акты исходят не от законодательной, а от исполнительной власти.

Правовое  значение имеют различные нормативные  акты органов исполнительной власти, непосредственно не входящие в состав законодательства, но регламентирующие определенные вопросы деятельности различных лиц:

подзаконные акты, изданные в соответствии с законами;

делегированные нормативные  акты, изданные органами государственного управления в порядке реализации законно делегированных им полномочий.

Очень часто в практической деятельности подзаконные и делегированные нормативные акты также включают в состав законодательства (рис. 1.2), что представляется не совсем верным с методической и терминологической точек зрения.

Поэтому в  конкретных случаях следует четко  оговаривать состав законодательства. Например, в Воздушном кодексе  Российской Федерации (ст.2) указано, что «воздушное законодательство российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Следует различать  понятия право, как совокупность норм права, и законодательство, как совокупность нормативно-правовых актов, содержащих эти нормы права. Вообще говоря, теоретически право и законодательство в идеале должны взаимно совпадать. В таком случае обеспечивается удобство использования нормативно-правовых актов, регулирующих определенную область деятельности - определенному разделу соответствует «собственное» законодательство. Однако на практике между правом и законодательством нет полного совпадения.

Например, конкретный нормативно-правовой акт может содержать  нормы права, относящиеся к различным  областям деятельности. Так, Федеральным  законом «О связи», который вроде бы не имеет отношения к транспорту, в ст. 26 установлено, что «никакое транспортное предприятие не может отказать в заключение договора на перевозку почты по регулярным междугородным и международным маршрутам следования его транспортных средств». Поэтому возникает проблема определения состава нормативно-правовых актов, регулирующих те или^ иные отношения. В полной мере это относится и к

6

 

транспортному законодательству, где помимо специальных  транспортных нормативно-правовых актов, действуют и общие нормы права из гражданского, административного, уголовного и иного законодательства.

Рис. 1.2. Состав документов, охватываемых различными толкованиями понятия

«законодательство»

Право подразделяют по отраслям, выделяя тем самым нормы права, относящиеся к какой-либо определенной достаточно обособленной сфере деятельности. Четкое обоснование критериев выделения отраслей права не установлено и законодательно не закреплено, однако в большинстве случаев такими критериями выступают предмет и (или) метод правового регулирования. Отрасли права в самом общем виде можно подразделить на фундаментальные и комплексные. Исторически сформировались такие фундаментальные отрасли права, как: государственное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, семейное и проч. Возникают новые отрасли права - космическое, экологическое и др. В трудах юристов постоянно проводится дискуссия о составе отраслей права, в первую очередь комплексных.

Это происходит ввиду того, что развитие законодательства в некоторых областях деятельности приводит к появлению большого числа норм права и нормативно-правовых актов. Как результат, возникает возможность обособить эти нормативно-правовые акты по признаку вида отношений в особую отрасль. С другой стороны возникают и новые отношения. Например, в связи с интенсификацией техногенной деятельности в последнее время быстро развивается природоохранное (экологическое) право. В связи со становлением и развитием федерализма и местного самоуправления возникло право субъектов федерации и муниципальное право России.

Часто нормы  фундаментальных отраслей права  кодифицированы (полностью либо частично), т.е. сведены в единый законодательный акт типа кодекса. Классическим примером полной кодификации отрасли права служит уголовное право, целиком сведенное в один документ - Уголовный кодекс Российской Федерации. Данный кодекс содержит запрет устанавливать иные уголовные законы, не включенные в кодекс. В современном

V

7

 

российском законодательстве термином «кодекс» обозначают не особый вид нормативного правового акта, а лишь разновидность закона.

Транспортные  отношения обладают настолько выраженной спецификой, что в фундаментальных  отраслях права они, в отличие  отношений, складывающихся в других комплексных отраслях права, как правило, выделены особо. Такое выделение производится либо путем введения «транспортной» главы (раздела) в соответствующем нормативном правовом акте, либо путем отсылки к подзаконным актам или самостоятельным законам, регулирующим транспортные отношения. Сопоставление уровня и объема законодательного регулирования транспортной деятельности в фундаментальных отраслях права с прочими областями хозяйственной деятельности (промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых) позволяет сделать вывод о том, что законодатель уделяет транспортным отношениям повышенное внимание.

Информация о работе Лекции по "Транспортному праву"