Использование
надземной схемы прокладки трубопровода
наносит наименьший вред окружающей среде.
При этом исключаются такие воздействия,
как нарушение склонов и подходов к руслу
реки; нарушение естественного руслового
процесса; нарушение естественного образа
жизни рыб, наименьшее воздействие на
их размножение и сохранность популяции;
сохранение и улучшение общего вида местности
/2/.
Сооружение
временных дорог по суше необходимо
осуществлять из уплотненного снега, по реке – из льда. После
эксплуатации временных дорог, устроенных
для доставки труб и материалов на строительный
участок, необходимо осуществить стабилизацию
разрушенного дорогой ландшафта. Это
позволит предотвратить разрушительные
процессы в грунте вдоль дорог (образование
канав, оврагов) /6/.
При выборе
методов и средств механизации
для производства работ следует соблюдать условия,
обеспечивающие получение минимума отходов
при выполнении технологических процессов
(многократное использование воды при
очистке полости и гидравлических испытаниях
трубопровода и т. д.).
В процессе
строительно-монтажных работ на воздушном переходе
нефтепровода осуществляются мероприятия,
направленные на снижение ущерба, наносимого
окружающей среде, а именно:
- все работы ведутся в полосе отвода земель под строительство воздушного перехода; строительно-монтажные площадки оснащаются инвентарными контейнерами для бытовых и строительных отходов;
- заправка и техобслуживание механизмов с использованием ГСМ производятся в специально отведенных для этих целей местах;
- соблюдение требований местных органов рыбоохраны, водоохраны, землепользователей.
Использование
плодородного слоя грунта для
устройства подсыпок, перемычек и других временных земляных сооружений
для строительных целей не допускается.
При выполнении строительно-монтажных
работ должны соблюдаться строгие требования к обеспечению
чистоты местности после окончания строительных
работ. Запрещается сливать нефтепродукты
не иначе как в специальные емкости. Недопустимо
оставлять после окончания строительства
строительный мусор (обрезки труб, электроды
и т. д.), сбрасывать строительный мусор
за пределы строительной полосы. Для сбора
строительного мусора и отходов в составе
строительно-монтажного участка должны
быть специальные машины и лица, ответственные
за сбор, сдачу или перевозку отходов в
специально отведенные места.
Расположение
зон для технического обслуживания,
заправки машин и механизмов топливом должно исключать:
- нарушение поверхностного стока воды;
- нарушение почвенно-растительного покрова;
- разлив горюче-смазочных материалов по площадке;
- захламление территории в зоне перехода отходами производства;
- попадание сточных вод, топлива, масел в проточную воду;
- возгорание растительности при работе неисправных технических средств.
Плодородный
слой почвы при разработке
котлованов и на площадях, занимаемых городком строителей, механизмами,
складами, строительно-монтажной площадкой,
а также в местах движения тяжелой гусеничной
техники, должен быть снят и складирован
методами, исключающими снижение его качественных
показателей, а также его потерю при перемещениях,
для использования его в последующем при
рекультивации земель в границах строительной
площадки на переходе.
Для сбора
бытового мусора и стоков с
площадок и городка строителей
устанавливаются контейнеры и емкости для
вывоза и захоронения его в местах, согласованных
с СЭС, местной администрацией и природоохранными
органами.
Для предотвращения
неблагоприятных процессов, связанных
с воздействием на геологическую
среду, предусматривается следующий
комплекс природоохранных мер:
- недопущение ведения строительных работ вне полосы землеотвода;
- использование строительных машин и механизмов, имеющих минимально возможное удельное давление ходовой части на грунт;
- проведение работ в зимнее время;
- рекультивация земель после окончания строительных работ.
Воздействие на водный объект в процессе
строительства перехода заключается в
загрязнении грунтовых и поверхностных
вод в результате:
- пролива токсичных жидкостей и горюче-смазочных материалов;
- изъятия (водозабора) воды для гидроиспытаний трубопровода, производственных и хозяйственно-питьевых нужд;
- сброса неочищенных сточных вод в водоем.
Работы, связанные
с выпуском в атмосферу значительного
количества вредных паров и газов, должны выполняться
по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической
службы и санитарными лабораториями при
наличии благоприятной метеорологической
обстановки.
Сроки и
методы рекультивации земель
после окончания строительства
воздушного перехода определяются в соответствии
с действующими нормативно-техническими
документами. После окончания основных
работ строительная организация должна
восстановить водосборные канавы, дренажные
системы, снегозадерживающие сооружения
и дороги, расположенные в пределах полосы
отвода земель или пересекающих эту полосу,
а также придать местности проектный рельеф
или восстановить природный.
ЛИТЕРАТУРА
- А.С. Гольдштейн, В.И. Кириенко «Висячие и арочные переходы нефтепроводов». Москва «Недра» 1964 г.
- А.М. Зиневич, В.И. Прокофьев, В.П. Ментюков «Технология и организация строительства НТП». Москва, «Недра» 1979 г.
- Л.А. Бабин, Л.И. Быков, В.Л. Волохов Методическое пособие «Нагрузки и воздействия на магистральный трубопровод. Уфа. УГНТУ, 1983 г.
- И.П. Петров, В.В. Спиридонов «Надземная прокладка трубопроводов». Москва «Недра» 1973 г.
- СН и П II-23-81
«Стальные конструкции». Москва: Стройиздат 1981 г.
- Сортамент «Стальные канаты» М.Стройиздат 1981 г.
- Ф.Ш. Ахметов, Н.И. Коновалов, Ю.И. Спектор Методическое пособие «Расчет монолитных железобетонных фундаментов под колонны». Уфа, УГНТУ, 1992 г.
- С.К. Рафиков, П.И. Быков Методическое пособие «Лабораторный практикум». Уфа, УГНТУ, 1985 г.