Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:43, контрольная работа
При проектировании переходов производили анализ схем, включающих в той или иной степени трубы в работу сооружения. Были рассмотрены воздушные переходы арочной системы, переходы в виде провисающей нити из самих труб и, наконец, висячие и вантовые схемы, в которых трубы усилены гибкими нитями из высокопрочных стальных канатов.
Наиболее удобными для перекрытия больших проемов оказались висячие конструкции. Величина пролета для них практически не ограничена. Возможны и многопролетные схемы. Они удобны в монтаже, их легко монтировать, так как трубы свободно подвешиваются к ранее смонтированному канату.
ВВЕДЕНИЕ
При пересечении трассой трубопровода сложных естественных и искусственных препятствий в ряде случаев предусматривается строительство надземных переходов. Надземную прокладку трубопроводов осуществляют по различным конструктивным схемам в зависимости от характера пересекаемого препятствия.
В трубопроводном
строительстве применяются
а) прямолинейная прокладка без компенсации продольных деформаций;
б) прокладка трубопроводов с компенсацией продольных деформаций:
Выбор места сооружения перехода зависит в основном от положения трассы нефтепровода и лишь в очень небольшой степени от условий пересечения реки.
Исходными данными для проектирования воздушных переходов были материалы изысканий, которые проводились в несколько сокращенном объеме по сравнению с обычными изысканиями для проектирования мостовых переходов.
При проектировании переходов производили анализ схем, включающих в той или иной степени трубы в работу сооружения. Были рассмотрены воздушные переходы арочной системы, переходы в виде провисающей нити из самих труб и, наконец, висячие и вантовые схемы, в которых трубы усилены гибкими нитями из высокопрочных стальных канатов.
Наиболее удобными для перекрытия больших проемов оказались висячие конструкции. Величина пролета для них практически не ограничена. Возможны и многопролетные схемы. Они удобны в монтаже, их легко монтировать, так как трубы свободно подвешиваются к ранее смонтированному канату.
Впервые висячие системы
были применены в мостах, затем
в разных строительных конструкциях
и, наконец, при строительстве
По восприятию нагрузок и по передаче их опорам висячие системы аналогичны арочным, но отличаются тем, что основные несущие элементы представлены нитями и работают только на расстояние. Это позволяет использовать высокопрочные стали, в результате чего висячие системы получаются экономическими и легкими.
К недостаткам висячих систем следует отнести их малую жесткость и следовательно значительную деформативность. Это особенно сказывается при несимметричных нагрузках, образуется S-образный изгиб: одна половина пролета изгибается вниз, а вторая вверх.
Основными параметрами для разработки конструкции висячих переходов являются: пролет, стрелка провисания несущих канатов, панель для трубы или расстояния между подвесками, схема горизонтального раскрепления для восприятия ветровых нагрузок и конструкция анкерных опор. Размер стрелки провисания канатов влияет на сечения канатов и мощность анкерных опор, а также на высоту, вес и конструкцию пилонов.
Институтом «
Анкерные опоры воспринимают усилия от оттяжек или канатов висячей системы и передают их на грунт.
Конструкция анкерной опоры зависит главным образом от положения точки прик-репления каната или оттяжки к опоре и от способа передачи усилия на грунт. Чем выше точка приложения силы от каната, тем больше опрокидывающий момент для опоры и изгибающие моменты для ее конструктивных элементов. Эту точку следует размещать ближе к линии восприятия усилия грунтом.
1. Конструкция висячего перехода.
Висячие системы переходов состоят из растянутых несущих и ветровых элементов (цепей или вант), к которым с помощью также растянутых элементов (подвесок, растяжек) или непосредственно закреплен трубопровод. Поскольку основные несущие и ветровые элементы висячих систем работают на растяжение, то их, как правило, выполняют из высокопрочных канатов (тросов). В зависимости от длины пролета перехода, конструкции пролетного строения, диаметра трубопровода, нагрузок и методов монтажа растягивающие усилия, возникающие в несущих или ветровых канатах, могут изменяться от десятков до тысяч тонн. От величины усилия зависят конструкция и число канатов. С увеличением пролетов переходов и нагрузок количество канатов приходится увеличивать. Количество и расположение канатов зависят не только от нагрузки, но и от конструкции пролетного строения и метода его монтажа.
В некоторых случаях
вместо канатов (тросов) делают цепи из
отдельных жестких элементов, шарнирно
соединенных между собой. Однако,
это, как правило утяжеляет
Несущие и ветровые канаты,
соединенные наклонными оттяжками,
вместе с вертикальными подвесками
и горизонтальными оттяжками
создают несущую систему
В висячих переходах
трубопроводов очень ответствен
Несущие канаты висячих переходов трубопроводов, как правило, опираются на специальные высокие опоры – пилоны. Конструкция пилонов зависит от длины перекрываемых пролетов, передаваемых на пилоны нагрузок, расчетной схемы пилонов, числа ниток трубопровода на переходе, материала пилонов и других факторов. Неотъемлемой частью промежуточных, а часто и крайних пилонов висячих переходов больших пролетов являются консоли для опоры ветровых канатов.
Консоли прикрепляют к опорам или непосредственно к пилонам. Целесообразнее, а иногда и удобнее, располагать их несколько ниже от трубопровода, так как в этом случае ветровые канаты оттягивают трубопроводы вниз и этим несколько повышают жесткость перехода, т.е. затрудняют возникновение вертикальных колебаний от ветровой нагрузки.
2. Расчетная часть.
2.1. Расчёт толщины стенки трубопровода.
Исходные данные для расчёта:
- наружный диаметр трубопровода Dн=720 мм;
- давление в трубопроводе P=5,1 МПа;
- ширина реки 400 м;
Район / время строительства – г. Новосибирск/зима .
Продукт – нефть.
По сортаменту выбираем для газопровода трубы, выпускаемые Челябинским трубопрокатным заводом из стали маркой 13Г2АФ с σв=530 МПа и σт=363 МПа.
В общем случае толщину стенки трубопровода можно определить по формуле
где ψ1 – коэффициент двухосного напряжённого состояния металла труб;
np – коэффициент надёжности по нагрузке от внутреннего давления для газопроводов, np=1,1 ;
Р – внутреннее давление в трубопроводе , МПа;
DН – наружный диаметр трубопровода, мм;
R1 – расчётное сопротивление материала можно рассчитать по формуле (2)
где RH1 – нормальное сопротивление материала, зависящее от марки стали и в расчётах принимается RH1=σв=530 МПа;
m – коэффициент условий работы трубопровода, для III категории трубопроводов m=0,9 ;
k1 – коэффициент надёжности по металлу, k1 = 1,47 ;
kН – коэффициент надёжности по назначению.
Для трубопровода с условным диаметром 720 мм внутренним давлением 5,1МПа, kH=1,0
Коэффициент ψ1=1 при сжимающих продольных осевых напряжениях σпрN > 0.
При σпрN <0 коэффициент ψ1 определяется по формуле:
; (3)
где σпрN – продольное напряжение.
Рассчитаем предварительную толщину стенки трубопровода, первоначально принимая ψ1=1 , по формуле (1):
Полученное расчётное значение толщины стенки округляем до ближайшего большего по сортаменту, равного δН=7 мм. По СНиП 2.01.07-85 находим для района прокладки трубопровода tI = - 20 0C, tVII = +20 0С, ΔI = 20 0C, ΔVII = 6 0C. Нормативные значения температуры наружного воздуха в холодное и тёплое время года:
tхн = - 20 0С – 20 0С = - 40 0С;
tтн = + 20 0С + 6 0С = + 26 0C,
а расчётное значение
Температурный перепад при замыкании трубопровода в холодное время года
а при замыкании в тёплое время года
В качестве расчётного температурного перепада принимаем наибольшее значение
Продольное напряжение
где αt – коэффициент линейного расширения металла, αt = 1,2 * 10-5 1/ 0С;
E – модуль Юнга, Е = 2,06 * 105 МПа;
μ – коэффициент Пуассона, μ=0,3;
Dвн – внутренний диаметр трубы
Рассчитываем продольное напряжение
= - 53,728
Знак «минус» указывает на наличие осевых сжимающих напряжений, поэтому необходимо определить коэффициент ψ1, учитывающий двухосное напряжённое состояние металла труб.
По формуле (1) пересчитываем значение толщины стенки трубопровода
;
Ближайшее большее значение толщины стенки по сортаменту равно 7 мм.
Принятая толщина стенки удовлетворяет условиям
Dн/140= 720/140=5,14 < 7
Очевидно, что δн=7мм можно принять за окончательный результат.
2.2. Определение нагрузок действующих на трубопровод.