Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ и разработка направлений повышения качества перевозок рельсовым транспортом в городе Калининграде.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Анализ городских пассажирских перевозок и выявление проблем рельсового транспорта в городе Калининграде.
Изучение особенностей функционирования рельсового городского пассажирского транспорта.
Разработка направлений повышения качества перевозок пассажиров рельсовым транспортом в г. Калининграде.
СОДЕРЖАНИЕ
Сфера городских пассажирских перевозок — сложная инфраструктурная система, результаты функционирования которой могут наносить значительный ущерб субъектам правоотношений или же, напротив, содействовать им, оказывать существенное воздействие на социально-экономическое развитие городов. Поэтому система городских пассажирских перевозок (ГПТ) имеет стратегическое значение. Ее нормальному функционированию и развитию должно быть уделено особое внимание.
Сложившаяся
к 80-м годам в СССР система ГПТ
являлась наиболее совершенной в
отечественной практике организации
пассажирских перевозок. Действующая
в условиях полного государственного
монополизма, она жестко регламентировалась
и контролировалась на общесоюзном уровне
и структурировалась на базе мощных территориально-
На
сегодняшний день эксплуатационно-
Уровень развития городского транспорта в городах России отстает от потребностей населения. Особенно остро транспортные проблемы проявляются в больших, крупных и крупнейших городах. Здесь нередко затраты пассажиров на проезд превышают предельно допустимые нормы в 1,5 – 2 раза и более.
Преодолевать отставание в области городских перевозок пассажиров необходимо в основном по направлениям интенсификации имеющихся провозных возможностей и более полного использования выделяемых городскому транспорту ресурсов, поскольку в настоящее время финансовые возможности инвестиций в ГПТ ограничены. Интенсификация в необходимых случаях должна дополняться количественным ростом транспортной системы, вводом в эксплуатацию линий скоростных транспортных средств большой провозной способности, организацией маршрутов ГПТ в новых микрорайонах, увеличением числа работающего подвижного состава на действующих маршрутах.
Значительные ресурсы, привлекаемые для выполнения перевозок ГПТ, концентрация подвижного состава на специализированных предприятиях и специфичная технология перевозок требуют научно обоснованных решений и методов организации перевозок.
Учитывая
вышеизложенное, тема дипломной работы,
связанная с поиском
Целью дипломной работы является анализ и разработка направлений повышения качества перевозок рельсовым транспортом в городе Калининграде.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования являлся
рельсовый городской
Предметом
исследования являлись направления
повышения эффективности
1. Анализ городских пассажирских перевозок
1.1. Современное состояние
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечение целостности России и ее национальной безопасности, улучшение условий и уровня жизни населения [1].
Выбор в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно измели условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.
Обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы передвижения граждан, единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг потребовало целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта. Значительно возросла системообразующая роль транспорта и взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров, наблюдался рост подвижности населения. Начиная с 2000 г. рост транспортных услуг в среднем в год составлял для пассажирских перевозок 6,7% при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%.
Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным. Подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах, поскольку отсутствие опорной транспортной сети на всей территории страны препятствует развитию единого экономического пространства и росту личной мобильности.
Одновременно с институциональн
Преобразования первого этапа рыночных реформ сопровождались спадом спроса на перевозки и ростом цен на потребляемые транспортом ресурсы. Значительно обострилась проблема обновления изношенных основных фондов. Медленно развиваются транспортные сети городов, сокращаются пути городского электротранспорта (табл. 1.1.).
Таблица 1.1
Протяженность путей городского пассажирского транспорта на территории РФ, тыс. км
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Трамвайные пути |
3 |
2,9 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
Троллейбусные линии |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
На настоящий момент в России
более половины пассажиров в городском
сообщении перевозится
При этом, доля транспортных средств эксплуатируемых сверх нормативного срока службы составляет по автобусам до 40%, троллейбусам - 40%, трамваям - 36%, вагонам метрополитена – 5-6% [2]. Это ухудшает и без того невысокое качество перевозки пассажиров.
Представим динамику объемов перевозок пассажиров в РФ городским пассажирским транспортом (рис 1.1., рис. 1.2., рис. 1.3)
Рис. 1.1. Динамика перевозок пассажиров в России автомобильным транспортом: 1 – статистические данные, 2 – линия регрессии
Рис. 1.2. Динамика перевозок пассажиров в России троллейбусами:
1 – статистические данные, 2 – линия регрессии
Рис. 1.3. Динамика перевозок пассажиров в России трамваями:
1 – статистические данные, 2 – линия регрессии
По виду линии можно констатировать нелинейность изменения объемов перевозок пассажиров по годам. Найдем нелинейные регрессионные модели динамики объемов пассажироперевозок методом средних [3].
Метод средних удобен для установления регрессионных моделей в нелинейных корреляциях. Он базируется на следующих рассуждениях.
Пусть имеется n пар наблюдений Mi (xi, yi). Требуется установить уравнение регрессии в виде
(1.1)
Предположим, что нашли коэффициенты . Тогда, если подставить исходные статистические данные в формулу (1.1), то левая часть формулы, в общем случае, не будет равна правой. Разности (невязки)
(1.2)
называются уклонениями и
Согласно методу средних за лучшее положение эмпирической линии регрессии принимается то, для которого равна нулю алгебраическая сумма E всех уклонений ℇi, т.е. должно иметь место равенство (1.3)
(1.3)
Для определения коэффициентов регрессии a1; a2; …; am, где m<n, все уклонения ℇi разбивают на m групп, содержащих примерно одинаковые количества уклонений. Приравнивая нулю алгебраическую сумму уклонений, получаем систему, содержащую столько уравнений, сколько имеется неизвестных коэффициентов a1, a2, …, am. Решив эту систему, найдем коэффициенты регрессии.
Статистические данные объемов перевозок пассажиров и промежуточные данные сведем в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Статистические и расчетные данные
Год |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Порядковый номер года, x |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объемы перевозок пассажиров автомобильным транспортом, y=П, млрд.чел |
20,512 |
20,392 |
15,636 |
13,914 |
14,4773 |
14,634 |
Объемы перевозок пассажиров троллейбусами, y=П, млрд.чел |
7,291 |
6,68 |
4,653 |
3,775 |
2,972 |
2,7502 |
Объемы перевозок пассажиров трамваями, y=П, млрд.чел |
6,321 |
5,804 |
4,123 |
3,267 |
2,66 |
2,5535 |
x2 |
1 |
4 |
9 |
16 |
25 |
36 |
Будем искать уравнение регрессии в виде
(1.4)
Подставляя табличные данные в
формулу (1.4) и используя формулу
(1.2), получим выражения для
Для определения трех коэффициентов a1, a2 и a3 уклонения ℇi нужно разбить на 3 группы: I (ℇ1, ℇ2), II (ℇ3, ℇ4), III (ℇ5, ℇ6).
Тогда получим систему уравнений в соответствии с выражением (1.3)
или
Решая эту систему, находим
Таким образом, уравнение регрессии, описывающее динамику объемов пассажироперевозок автомобильным транспортом, будет
(1.5)
Уравнения, описывающие динамику объемов перевозок пассажиров троллейбусами (1.6) и трамваями (1.7), получены аналогичными расчетами и имеют вид
(1.6)
(1.7)
Уравнения регрессии (1.5), (1.6), (1.7) интерпретируются линией 2 на рис. 1.1, рис.1.2, рис. 1.3. Вид линий показывает, что динамику объемов пассажироперевозок на автомобильном транспорте можно характеризовать как спад с намечающейся тенденцией к возрастанию, а динамику перевозки пассажиров на троллейбусах и трамваях как монотонный спад. По-видимому, в 2009 году следует ожидать возрастание объемов перевозок пассажиров для первого случая, и продолжение снижения для остальных двух.
1.2. Анализ пассажирских перевозок в городе Калининграде
Развитие современного города неотъемлемо связано с совершенствованием системы перемещения населения. Чем выше уровень автомобилизации, тем больше затраты как населения на перемещение, так и муниципалитета на строительство и ремонт дорог, организацию движения и общественный транспорт. В Калининградском регионе чрезвычайно быстрыми темпами повышается уровень автомобилизации, однако основным способом передвижения населения является общественный транспорт. Городские дороги перенасыщены автобусами и маршрутными такси, дублирующими друг друга, но не всегда это приводит к повышению качества предоставляемых услуг и скорости передвижения пассажиров.
1.2.1. Перевозки пассажиров автобусам
В Калининграде и области в общей
сложности население