Направления повышения качества перевозок пассажиров рельсовым транспортом в городе калининграденаправления повышения качества перево

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ и разработка направлений повышения качества перевозок рельсовым транспортом в городе Калининграде.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Анализ городских пассажирских перевозок и выявление проблем рельсового транспорта в городе Калининграде.
Изучение особенностей функционирования рельсового городского пассажирского транспорта.
Разработка направлений повышения качества перевозок пассажиров рельсовым транспортом в г. Калининграде.

Файлы: 1 файл

!Диплом!.doc

— 3.51 Мб (Скачать файл)

В Калининграде маршрутные такси перевозят примерно 1,5 млн человек в день.

Регулирование работы маршрутных такси составляет в последние годы существенную проблему, также серьезной проблемой является организация перевозок пассажиров маршрутными такси.

Увеличение числа автобусов  особо малой вместимости  почти  в  три  раза  за  последние четыре года обусловило рост объемов перевозки пассажиров этим видом транспорта. Для  этого  вида  транспорта  не  определено  оптимальное  число  транспортных средств и методы тарифного регулирования.

Маршруты  микроавтобусов  не используют  альтернативные  пути  улицы  между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами, организацию скоростных маршрутов и практически работают вне сферы оперативного контроля.

В связи с ростом количества микроавтобусов увеличивалась протяженность маршрутной сети и число маршрутов, обслуживаемых автобусами особо малой вместимости с одновременным сокращением протяженности маршрутной сети и числа маршрутов, обслуживаемых автобусами большой вместимости.

Увеличение числа микроавтобусов негативно сказывается на загруженности транспортных магистралей, остановочных пунктов, ухудшении экологической обстановки в городе и сокращении доходов предприятий, имеющих автобусы большой вместимости [4].

Городские пассажирские перевозки  автобусами являются самыми небезопасными из всех видов городского пассажирского транспорта как для пассажиров, так и для пешеходов. В условиях несогласованности в расписании движения и наличия значительного количества автобусных маршрутов, проходящих через центр города, основные причины совершённых ДТП - это несоблюдение дистанции до впереди идущего ТС, бокового интервала, непредоставление преимущества в движении, несоблюдение скоростного режима, наезды на препятствие. По статистике ГИБДД  в 2008 году в ДТП погибло 209 человек

В 2008 году на территории области было зафиксировано 1367 ДТП, в которых  погибли 209 человек и получили ранения 1502 человека. По сравнению с прошлым  годом количество происшествий сократилось  на 0,1%, погибших в них - на 2,8% и раненых  - на 2,7%.

С участием пассажирского транспорта на территории области зафиксировано 48 ДТП (-4%), в которых погиб 1 и получили ранения 58 (-4,9%) человек. Доля происшествий на пассажирском транспорте составляет 3,5% от общего количества происшествий.

Из указанного числа происшествий по вине водителей автобусов совершено 17 (-15%) ДТП, в которых 1 человек погиб и 23 (-20,7%) получили телесные повреждения.

По вине водителей автобусов, принадлежащих  юрлицам, совершено 12 (-14,3%) ДТП, в которых 1 человек погиб и 15 (-31,8%) были травмированы.

По вине водителей автобусов, принадлежащих  физическим лицам, совершено 5 (-16,7%) ДТП, в которых 8 (+14,3%) человек получили телесные повреждения различной  степени тяжести.

Остаётся высоким уровень аварийности  по вине лицензированного транспорта. С его участием совершено 34 (-8,1%) ДТП, в которых пострадали 42 (-2,3%) человека. По вине водителей этого транспорта совершено 11 (-8,3%) ДТП, в которых 13 (-18,8%) человек получили телесные повреждения.

Учётных происшествий зафиксировано: по два - в ООО «Тильзит-Автолайн» и ООО «ПАП», по одному - в ООО «Балттрансавто», ООО «Балтавтолайн», ИП Скиба, ООО «Евролайн», ООО «Зеленоградск-Транс».

Необходимо отметить, что одно ДТП  было совершено водителем в состоянии  алкогольного опьянения.

Зафиксировано также дорожное происшествие с участием водителя автобуса, который  не имел соответствующей категории  на управление ТС данного вида. Так, 25 июня 2008 года около 10 часов утра в  Краснознаменском районе на 205-м км автодороги Каменка-Калининград-Знаменск-Озёрск произошло столкновение легкового автомобиля «Пежо 307» с автобусом ГАЗ-5312, который принадлежит ООО «Балтторф». В результате ДТП пассажирка легковушки получила телесные повреждения. Виновником данной аварии признан водитель автобуса М., который не соблюдал очерёдность проезда, эксплуатировал технически неисправный автобус и не имел соответствующей категории на управление автобусом.

Происшествия в 2009 году:

9 января 2009 г. в семь часов  утра на 3-м км Светлогорского  шоссе водитель автобуса МАЗ, принадлежащего ООО «ЗеленоградскТранс-1», К. неправильно выбрал скоростной режим, не справился с управлением и наехал на придорожное дерево. В результате ДТП водитель К., а также кондуктор автобуса и ещё пятеро пассажиров получили раны и ушибы разной степени тяжести и были госпитализированы.

Зачастую происходит и непоправимое. Так, 11 января 2009 г. в шесть часов  утра на автостанции г. Немана водитель В., управлявший автобусом «Мерседес» (ООО «Советск автотранс»), начал  движение, не убедившись в безопасности манёвра, и совершил наезд на стоящую справа гражданку П. В результате П. от полученных травм скончалась на месте происшествия.

15 января 2009 г. около восьми вечера  на 5-м км «Северного обхода»  водитель Б., управлявший автобусом  «Сетра» (ООО «ПАП»), допустил наезд на пешехода Г., переходивший проезжую часть дороги по пешеходному переходу. Пострадавший от полученных травм скончался.

Не меньше происходит и ДТП, в  которых транспортным средствам  причиняется материальный ущерб, так  называемые «железки».

В 2008 году по вине водителей автобусов  совершено 216 ДТП с материальным ущербом. Основные причины, которые  предшествовали их совершению, - это  несоблюдение дистанции до впереди  идущего ТС, бокового интервала, непредоставление преимущества в движении, несоблюдение скоростного режима, наезды на препятствие. Среди пассажирских предприятий основное количество происшествий распределилось следующим образом.

Водителями группы компаний ООО  «БалтАвтоЛайн» совершены 35 ДТП. Из них  в пяти случаях (четыре - наезды на пешеходов) имеются пострадавшие.

Водителями группы компаний ООО  «ПАП» совершены 29 ДТП (в шести  происшествиях пострадали люди). Из них наезды на пешеходов – 4 ДТП (два - на пешеходном переходе), падение пассажиров - 3 случая.

Водителями ЗАО «АНЮЙ» совершены 28 ДТП. Из них в двух случаях пострадали люди (один наезд на пешехода вне пешеходного перехода и одно падение пассажира во время движения).

Водителями ООО «Вестлайн», ИП Макаров  совершены 30 ДТП, все с техническими повреждениями. Из них - один наезд на велосипедиста.

Водителями ООО «Маршрутное  такси», ИП Скиба совершены 25 ДТП. Из них - один наезд на пешехода, переходившего  проезжую часть по пешеходному переходу (последний погиб).

Водителями ООО «Тотем» совершено 23 ДТП (в четырёх случаях пострадали участники дорожного движения, из них три случая - наезд на пешеходов и один - падение пассажира в результате столкновения).

Водителями ООО «БалтТрансАвто»  совершено 13 ДТП. Из них в одном  случае зафиксировано падение пассажира.

Водителями ООО «Зеленоградск транс» совершено 12 ДТП. Из них в двух случаях совершены наезды (пострадали пешеходы).

Очень распространённым является нарушение  водителями автобусов п.2.7 ПДД, в  котором говорится о запрете  водителю пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. За указанное нарушение в январе 2009 г. были составлены протоколы на водителей С. (ООО «ПАП»), З. (ЗАО «Анюй») и К. (ООО «Тотем»).

При изучении обстоятельств совершения каждого ДТП с участием пассажирского транспорта было установлено, что основными причинами их возникновения являются грубые нарушения правил технической эксплуатации ТС, низкая дисциплина водителей, неудовлетворительная организация профилактической работы в имеющихся автотранспортных предприятиях [5].

1.2.2. Перевозка пассажиров троллейбусами

В своём нынешнем виде калининградский  троллейбус существует с 1975 года. Сейчас имеется четыре троллейбусных маршрута. Их обслуживают 46 троллейбусов, в основном — ЗиУ-9. Появились новые троллейбусы ТролЗа в основном обслуживают 7 маршрут. Состав парка троллейбусов по сроку службы отражен на рис. 1.4.

 

Рис. 1.4. Структура троллейбусного парка по сроку службы в 2009 г.

Анализ динамики объемов перевозки  пассажиров электротранспортом, в частности, троллейбусом, показывает, что в 2005 г. произошло сокращение более чем в два раза, как представлено на рис. 1.5

 

Рис.1.5. Изменение объемов перевозок  пассажиров троллейбусом

В свою очередь такое повлекло за собой слияние маршрутов и постепенное  уменьшение протяженности эксплуатационных троллейбусных линий (рис.1.6)

Рис. 1.6. Динамика протяженности эксплуатационных линий троллейбуса

1.2.3. Оценка потребительской удовлетворенности  городским пассажирским транспортом

Для оценки сложившейся ситуации были выявлены основные показатели, необходимые  для анализа потребительской удовлетворенности пассажирским городским транспортом, и проведено анкетирование 312-ти жителей города Калининграда (с учетом Интернет-тестирования), в котором опрашиваемым предлагалось оценить по пятибалльной шкале важность показателя и его качество исполнения. Обработка результатов осуществлялась с применением квалиметрического подхода. Рассчитанные данные приведены в таблице 1.3.

Нормированные весомости mi в третьем столбце определялись как доли значимостей (в баллах) каждого критерия к сумме их средних оценок. Коэффициенты участия рассчитываются по формуле

Единичные уровни качества определялись по формуле

,

где 5 – идеальная оценка качества исполнения по каждому критерию;

- средняя по всем анкетам оценка  качества исполнения i-го критерия;

3=5-2 («2» - нижняя допускаемая  граница оценки качества исполнения  в баллах).

Таблица 1.3

Результаты исследования удовлетворенности потребителей

Критерии (показатели)

Значимость (важность)

Качество исполнения

Произведение

 

 

qiyi

Средняя оценка значимости в баллах

Весомость

mi

Коэффициент участия

yi

Средняя оценка качества исполнения в баллах

Единичный уровень качества

qi

1

2

3

4

5

6

7

  1. Насыщенность транспортом городской территории

3,79

0,095

0,945

3,20

0,399

0,378

  1. Информативность

3,83

0,095

0,953

2,64

0,214

0,204

  1. Затраты времени на поездку

4,47

0,111

1,113

2,72

0,241

0,268

  1. Регулярность сообщения

4,20

0,105

1,046

2,91

0,304

0,318

  1. Уровень обслуживания

4,02

0,100

1,000

2,73

0,243

0,243

  1. Безопасность поездки

4,51

0,112

1,123

2,73

0,243

0,273

  1. Наполненность транспортного средства пассажирами

3,71

0,093

0,925

2,67

0,225

0,208

  1. Комфортабельность использования

3,97

0,099

0,989

2,69

0,230

0,228

  1. Доступность тарифов

4,22

0,105

1,052

2,75

0,251

0,264

  1. Уровень транспортной усталости населения

3,43

0,085

0,854

2,74

0,246

0,210

 

40,14

1,000

10

27,79

   

 

Для наглядности представления  результатов вычисления удовлетворенности потребителя качеством исполнения критериев и  сравнения их с идеальным значением, равным 1, приведена карта профилей (рис. 1.7)

Рис.1.7. Карта профилей потребительской удовлетворенности

В соответствии с приведенными результатами комплексный уровень качества услуг, предоставляемых пассажирским городским транспортом, будет равен

,

при идеальном значении, равном 1.

Исходя из полученных результатов  можно сделать вывод, что качество услуг, предоставляемых городским  пассажирским транспортом в г. Калининграде, находится на низком уровне и требует внесения кардинальных изменений [6].

1.3. Анализ перевозок пассажиров  рельсовым транспортом в городе  Калининграде

Трамвай оптимально вписывается в  городские условия, в старые центры городов. Он может пройти по старинным улочкам центра (и вписаться в повороты, недоступные для автобусов), по двору, сквозь здания, в тоннелях, на эстакадах, через леса и парки, прибывать на подземные станции, на платформы электропоездов, на станции метро, в торговые центры.

Трамвай среди всех видов транспорта наиболее бережно относится к  архитектурным памятникам: известно, что фасады зданий более всего  страдают от пыли и выхлопов автомобилей, которые оседают на фасаде и начинают растворять его при каждом дожде. «Разрушительная вибрация трамвая» давным-давно сошла на «нет» благодаря современным технологиям и может проявляться лишь вследствие явных нарушений содержания трамвайного пути. По этим причинам центр Праги — красивейшего города Европы, сохранившего свой облик в годы Второй мировой войны, доступен только для многочисленных трамваев: движение автобусов в центре представлено лишь 2-3 маршрутами, троллейбусов в городе нет уже несколько десятилетий, а трамвай в центральных районах образует мощную сеть, в которую сходятся почти все маршруты города (более 20).

Трамвай — единственный вид транспорта, который допустим на пешеходных улицах, так как траектория его движения заранее предсказуема.

Главная победа современных технологий на трамвае — это победа над  шумом. Современный трамвай настолько бесшумен, что способен пройти сквозь здания, прибывать внутрь офисных и торговых центров, куда ни автомобиль, ни автобус не могли бы прибыть ни при каких условиях [7].

Калининградский трамвай — самая западная трамвайная система России, единственная действующая трамвайная система Калининградской области, является самой старой на территории современной России (действует с 1895 года). Калининградский трамвай — одна из двух сохранившихся трамвайных систем России с метровой колеёй (другая — в Пятигорске).

Информация о работе Направления повышения качества перевозок пассажиров рельсовым транспортом в городе калининграденаправления повышения качества перево