Описание конструкции ремонтируемого узла вагона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Участок по ремонту буксовых узлов пассажирских вагонов предназначен для производства полной и промежуточной ревизии буксовых узлов с роликовыми подшипниками. Участок по ремонту буксовых узлов пассажирских вагонов имеет демонтажное, моечное, ремонтное, комплектовочное и монтажное отделения.
В демонтажном отделении производится демонтаж роликовых букс, деталей крепления и роликовых подшипников. Для производства демонтажа имеется кран-балка, стенд демонтажа, пресс для выжимки блоков подшипников из корпусов букс и стеллажи.
В моечном отделении производится обмывка корпусов букс, роликовых подшипников и деталей крепления. Для этого имеются моечные машины для обмывки роликовых подшипников и корпусов букс.

Файлы: 1 файл

Вагоны.docx

— 136.04 Кб (Скачать файл)

После обмывки оператор моечной машины выключает электромотор насоса, включает сжатый воздух для  обдувки и производит обдувку  подшипников сжатым воздухом в течение 15-20 секунд, после чего перекрывает  сжатый воздух, выключает электромотор вращения роликов, поднимает кожух, выкатывает обмытый подшипник на стол машины, вытирает его насухо чистой салфеткой, после чего устанавливает  подшипник в наклонный желоб  и направляет его в отделение  для ремонта.

Новые роликовые подшипники и подшипники, покрытые консервационной  смазкой, также промывают в автоматической машине. В том случае, если осмотр подшипников будет производиться  не ранее, чем через сутки после  промывки, их необходимо смазывать  жидким маслом. Для промывки новых  подшипников допускается применять  моющую жидкость с содержанием 1,0-1,5% смазки ЛЗ-ЦНИИ.

Для предотвращения выпадения  роликов из гнёзд сепараторов  промывку роликовых подшипников  в моечных машинах производить  со специальными втулками или другими  приспособлениями. Допускается промывка вместе с внутренними кольцами.

Корпуса букс, смотровые  и крепительные крышки, собранные  в контейнеры лабиринтные кольца, гайки, стопорные планки, болты промываются в машине двумя моющими жидкостями при температуре не ниже 90°С. Первая моющая жидкость содержит 2-5% каустической соды, а вторая – 8-10% отработанной смазки ЛЗ-ЦНИИ от объёма воды в ваннах. После обмывки мойщик вытирает чистой салфеткой внутренние поверхности букс, смотровую и крепительные крышки, лабиринтные кольца.

Ремонт роликовых подшипников  производит слесарь под руководством бригадира в ремонтном отделении. Комплектовка, маркировка, подбор подшипников, комплектовка роликов производится слесарем в комплектовочном отделении.

При ремонте подшипников  забракованные детали (наружные и  внутренние кольца, сепаратор и ролики) заменяются новыми или годными из числа бывших в эксплуатации. В  металлолом детали подшипников сдаются  после составления акта комиссией  и утверждения акта главным инженером  или заместителем начальника депо по ремонту.

После промывки и просушки подшипники осматривает слесарь  на приспособлении. В результате осмотра  ремонт подшипников делится на два  вида: первый – без переборки  роликов, второй – с переборкой (измерением и переборкой роликов по диаметру и длине).

Первый вид ремонта  подшипников

Слесарь при необходимости  заменяет сепаратор на новый или расточенный сепаратор, зачищает борты колец и дорожки качения, заменяет наружное или внутреннее кольцо. Подшипник передаётся для комплектовки. Во время сборки блока подшипника на горячей посадке необходимо следить, чтобы наружное кольцо с размерами диаметра по бортам 205 мм собиралось с сепаратором с наружным диаметром 204,3 мм, а наружное кольцо с размером 207 мм – с сепаратором с диаметром 206,3 мм. Обточка сепаратора по наружному диаметру запрещается.

Также необходимо при сборке следить за тем, чтобы маркировка на сепараторе была обращена в ту же сторону, что и маркировка на наружном кольце. В ту же сторону должны быть обращены торцы роликов со следующим  условным обозначением: «+» или маркировкой в виде цифр, или с меньшей по диаметру выточкой сферической формы, или углублением диаметром 5 мм и глубиной 1 мм, или с выточкой с одной стороны ролика сферической формы.

В собранном состоянии  подшипник должен провёртываться легко, без заедания и торможения. Не рекомендуется  длительно его вращать без  смазки.

Второй вид ремонта  подшипников

Ремонт подшипников с  переборкой роликов (с измерением роликов  по диаметру и длине) производят при  замене роликов (независимо от количества сменяемых роликов), выпадении отдельных  роликов из гнёзд сепаратора вследствие повреждения чеканки, зачистке (шлифовке) образующих роликов и торцов роликов.

При втором виде ремонта  подшипник полностью разбирают. Чтобы разобрать подшипник, у которого расчеканка сепараторов по перемычкам и наружные кольца скомплектованы вместе с роликами, необходимо выдвинуть ролики из бортов наружного кольца внутрь подшипника и, сняв наружное кольцо, вынуть ролики из гнёзд сепаратора. У подшипников с расчеканкой сепараторов по перемычкам и внутренние кольца скомплектованы вместе с роликами, после снятия наружного кольца необходимо ролики выдвинуть из бортов внутреннего кольца наружу, а затем вынуть внутреннее кольцо, переместив ролики из гнёзд сепаратора внутрь подшипника.

При выпадении отдельных  роликов из гнёзд сепаратора подшипник  в разобранном виде передаётся в  комплектовочное отделение, где  проверяется диаметр и длина  всех роликов и подшипник вновь  собирается. При этом разность диаметров  роликов в подшипнике должна быть не более 5 мкм, а разность длин роликов  – не более 12 мкм.

После разборки подшипника в ремонтном отделении все  детали осматриваются. Особое внимание обращают на состояние сепараторов  – на наличие трещин в зоне перехода перемычек к основаниям. При необходимости  кольца и ролики шлифуются.

Полиамидные сепараторы осматриваются  визуально на наличие трещин, разрывов, сколов и механических повреждений. У цилиндрических подшипников типа 42726 и 232726, не имеющих на торце роликов  и сепаратора условного обозначения, необходимо наносить на одном из торцов сепаратора со стороны маркировки букву  «Ж», а один из торцов роликов условно  обозначать знаком «+», который ставят в лунке или в центре торца. Причём ролики, имеющие на торце  лунку, маркируют механическим путём. У роликов с плоскими торцами  маркировку наносят с помощью  кислоты, медного купороса или электрографом. Запрещается наносить знак «+» на рабочую часть торца ролика. Этот знак должен быть нанесён только в  середине торца ролика.

У цилиндрических подшипников  осматриваются отдельно внутренние, наружные и упорные кольца, а также  ролики и сепаратор. Обнаруженные при  осмотре заусенцы зачищает слесарь. Подшипники, имеющие на бортах наружных колец и торцах роликов слесарь  разбирает, ролики ремонтирует на приспособлениях, заусенцы на бортах колец зачищает. Латунные сепараторы и ролики перед  дефектоскопированием осматривают визуально.

Производится неразрушающий  контроль деталей подшипников буксового  узла. Перечень деталей подшипников, подвергаемых неразрушающему контролю, приведён в таблице 4.

 

Таблица 4 – Детали подшипника, подвергаемые неразрушающему контролю

Наименование детали

Зоны контроля

Метод контроля

Виды работ, при которых проводится контроль

Внутренние и наружние кольца

Наружная и внутренняя поверхность

МПК

При полном освидетельствовании колёсной пары

Упорные кольца

Вся поверхность

ВТК

То же

Ролики

Цилиндрическая поверхность

ВТК

То же

Латунные сепараторы

Места сопряжения перемычек с основаниями

ВТК

То же


 

Результаты неразрушающего контроля деталей заносят в специальный  журнал.

Годные для комплектования подшипников ролики со скосами слесарь  сортирует в комплектовочном  отделении на верстаке и укладывает на пирамиду верстака по размерам. Ролики измеряются по диаметру в трёх сечениях – в середине и по краям цилиндрической части вблизи скосов на приборе В901 (408М) или РМ101. При этом непостоянство  диаметра, а также разность диаметров  по краям цилиндрической части, конусность и выпуклость в среднем сечении  ролика не должны превышать 5 мкм.

Ролики с рациональным контактом сортируют только по среднему диаметру на приборе Д312-2М. Для этого  ножку измерительной головки  необходимо расположить на высоте 26 мм, равной половине длины ролика. Для  определения формы образующей, ролик  необходимо предварительно замерить в  трёх сечениях на приборе В901. Бомбинированный ролик имеет разность диаметров не менее 20 мкм и не более 28 мкм. Измерение роликов после зачистки производится не ранее, чем через 1 час.

Сортировку роликов слесарь  выполняет в следующем порядке:

- по среднему сечению  одного из роликов, принятому  за эталон для данной группы  роликов, настраивает прибор на  нулевое положение измерительной  головки;

- остальные ролики измеряет  и сортирует на группы по  среднему сечению в пределах 5 мкм.

При комплектовании подшипников  ролики в одном подшипнике должны быть одной группы по диаметру. Затем  ролики на том же приборе В901 проверяют  по длине, при этом ролик располагают  маркированным торцом непосредственно  под измерительную ножку головки  на расстоянии 3-3,5 мм от образующей, для  чего на стойке прибора необходимо установить боковой фиксатор, определяющий положение ролика. Проворачивая ролик  вокруг оси, определяют его максимальную длину.

Сепараторы, применяемые  при ремонте подшипника, должны иметь  гладкую поверхность без срезов, отколов, трещин и повреждения чеканки. Обточка сепараторов по наружному  диаметру категорически запрещается.

Отремонтированные подшипники бригадир осматривает и проверяет  по радиальному и осевому зазорам.

Радиальные  зазоры в свободном состоянии  цилиндрических подшипников определяют на специальном приспособлении с  эталонным кольцом и конусной оправкой. Эталонное кольцо подбирается  из имеющихся внутренних колец подшипника.

Радиальный  зазор подшипника можно измерять с тем же внутренним кольцом, с  которым блок подшипника будет устанавливаться  на шейку оси. При этом зазор измеряется щупом в нижней части подшипника.

За радиальный зазор принимают среднее арифметическое значение трёх измерений при повороте наружного кольца на 120° вокруг оси. Величины радиальных зазоров, с которыми подшипники допускаются к эксплуатации, приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Величины радиальных зазоров  допускаемые в эксплуатации

Наименование  измерений и норм

Допускаемые размеры, мм

при изготовлении

При ремонте

Радиальный зазор  непосредственно на шейке оси  для колёсных пар грузовых вагонов  менее

0,04

0,04

Разность радиальных зазоров парных подшипников в  свободном состоянии

0,02 или 0,01

0,02 или 0,01

Разность радиальных зазоров непосредственно на шейке  оси подшипников грузовых вагонов

0,02

0,02


 

У цилиндрических подшипников измеряют осевой зазор между торцами роликов и бортами наружных колец щупом. Измерение производится в трех местах при повороте наружного кольца на 120° вокруг оси. За осевой зазор принимается минимальное его значение. Осевой зазор, с которым подшипники допускаются к эксплуатации, должен быть не менее 0,06 мм.

Цилиндрический подшипник  при проверке на лёгкость вращения устанавливается на столе в рабочем  положении, от руки поворачивается внутреннее кольцо. Подшипник должен иметь ровный ход без заедания.

На отремонтированный  подшипник после проверки его  бригадиром, слесарь наносит электрографом  или кислотой следующую надпись: на наружном кольце подшипника после  номера ставит букву РI или РII (в зависимости от вида ремонта), месяц римскими цифрами, две последние цифры года и условный номер вагонного депо.

Отремонтированные подшипники бригадир учитывает в журнале  формы ВУ-93. Подшипники после ремонта  укладываются на стеллаж, а те, которые  после ремонта не сразу устанавливаются в буксы колёсных пар, слесарь по указанию бригадира консервирует.

Подготовка подшипников  к монтажу

После обмывки и обтирки  слесарь на столе осматривает  и измеряет внутренний диаметр буксы, осматривает крышки, крепительные детали букс.

Внутреннюю посадочную поверхность корпуса буксы, упорный  буртик и лабиринтную часть слесарь  наждачной шкуркой зачищает от коррозии, заусенцев и протирает концами, смоченными в керосине, а затем  сухими.

Корпуса букс осматриваются  на соответствие требованиям, указанным  в таблице 6.

 

Таблица 6– Нормы допусков и износов для корпусов букс

Наименование  измерений и норм

Допускаемые размеры, мм

при изготовлении

при ремонте

Диаметр внутренней цилиндрической части буксы

250+0,1+0,015

250 +0,2+0,015

Овальность внутренней цилиндрической части буксы не более

0,024

0,20

Конусообразность  внутренней цилиндрической части буксы

0,024

0,1

Ширина корпуса  буксы по направляющим для боковины тележки грузового вагона

328+3-2

не менее 320±2

Разница в толщине  стенок буксы, замеренная по направляющим, не более

-

2

Разница в толщинах стенок корпусов букс по одной стороне  колёсной пары, не более

2

2

Информация о работе Описание конструкции ремонтируемого узла вагона