Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 22:17, курсовая работа
Автомобиль ГАЗ-53 – это среднетоннажный грузовик советского периода, выпускавшийся на Горьковском автозаводе с 1961 по 1992 годы. Все отрасли народного хозяйства Страны Советов осуществляли перевозки на «труженике» – ГАЗ-53. Идея решения дизайна цельнометаллической кабины, рассчитанной на троих пассажиров включая водителя, роднит ГАЗ-53 с ЗИЛ-130: длинный капот, выступающие крылья, маленькая площадь салона. С начала выпуска до 1975 года фары располагались сверху, подфарники под ними. Изменения в дизайне передней части с «улыбкой» облицовки радиатора и фарами внизу характеризуют ГАЗ-53 1975-1985 годов выпуска. С 1985 года до снятия грузовика с производства в 1992 году внешность ГАЗ-53 отличалась более крупной облицовкой с новыми габаритными фонарями.
Исходные данные 4
1.Введение
1.1.Описание ГАЗ 53 5
1.2.Технические характеристики ГАЗ 53 бортовой 8
2.Расчетная часть
2.1.Расчет периодичности технического обслуживания 11
2.2.Коррекция пробегов по кратности 13
2.3.Расчет коэффициента технической готовности парка 13
2.4.Определение годового пробега всего парка 14
2.5.Определение годового количества технических воздействий по парку 15
2.6.Определение числа различных видов технических воздействий в сутки 15
2.7.Определение нормативной трудоемкости технических воздействий 16
2.8.Коррекция исходных значений нормативной трудоемкости 16
2.9.Расчет годовой производственной программы технических воздействий 17
2.10.Расчет технологического годового фонда одного рабочего места 17
2.11.Расчет необходимого количества рабочих в производственной зоне 17
2.12.Расчет годовых объемов работ и количества диагностов в зонах D1 и D2 18
2.13.Расчет годового объема работ и количества слесарей по видам работ в зоне текущего ремонта 18
2.14.Расчет годового объема работ и количества слесарей по видам работ в зоне ТО1 20
2.15.Расчет годового объема работ и количества слесарей по видам работ в зоне ТО2 21
2.16.Расчет оборотного фонда участка мостов автомобиля 23
2.17.Расчет площади агрегатного участка 24
3. Теоретическая часть
3.1.Организация ремонта переднего моста ГАЗ 53 27
3.2.Организация ремонта заднего моста ГАЗ 53 31
4.Безопасность труда и экологичность проекта
4.1.Охрана труда 39
4.2.Противопожарная безопасность 41
4.3.Охрана окружающей среды 44
Заключение 45
Список используемой литературы
1. Контрольно-диагностические
= 6,5*13429/ 100 = 872,9 н*час
= 872,9 / 2240 = 0,4 чел.
2. Крепежные
= 5,3*13429/ 100 = 711,7 н*час
= 711,7 / 2240 = 0,3 чел.
3. Регулировочные
= 34,4*13429/ 100 = 4557,7 н*час
= 4557,7 / 2240 = 2 чел.
4. Смазочные
= 28,4*13429/ 100 = 3762,7 н*час
= 3762,7 / 2240 = 1,7 чел.
5. Электротехнические
= 17,3*13429/ 100 = 2292,1 н*час
= 2292,1 / 2240 = 1 чел.
6. Шинные
= 8,1*13429/ 100 = 1073,2 н*час
= 1073,2 / 2240 = 0,4 чел.
Таблица 3 - Количество слесарей по видам работ в зоне ТО2
Виды работ |
% |
Ррасчетное |
Рпринятое | ||
1. 2. |
Контрольно- диагностические Крепежные |
6,5 5,3 |
872,9 711,7 |
0,4 0,3 |
1 |
3. 4. |
Регулировочные Смазочные |
34,4 28,4 |
4557,7 3762,7 |
2 1,7 |
4 |
5. 6. |
Электротехнические Шинные |
17,3 8,1 |
2292,1 1073,2 |
1 0,4 |
1 |
ИТОГО РАБОЧИХ |
5,8 |
6 |
2.16. Расчет оборотного фонда участка мостов автомобиля
Агрегатный метод - это метод ремонта, при котором неисправный агрегат демонтируется с автомобиля, а на его место устанавливается исправный из оборотного фонда АТП. Неисправный агрегат отправляется в ремонт. После ремонта он поступает на учет как исправный элемент оборотного фонда.
Условие замены: время ремонта агрегата значительно превышает время его замены.
Для нормальной работы на предприятии определяется неснижаемый оборотный фонд. Он может определяться по таблицам из Положения, либо на базе использования математического анализа данных диспетчеров производств.
По таблице 2.5 Положения определяем количество оборотных агрегатов на 100 автомобилей: N = 4.
Расчетный годовой оборотный фонд агрегата - условная величина, показывающая, какое количество агрегатов понадобится, учитывая пробег конкретного агрегата до капитального ремонта и общий пробег всего автопарка АТП за год.
,
где LАГР - пробег конкретного агрегата до капитального ремонта. Определяется по таблице В.1 приложения Б: LАГР = 200000 км.
= 11735360/ 200000 = 58,7≈ 59 шт.
2.17. Расчет площади агрегатного участка
,
где SТО - площадь, которую занимает технологическое оборудование;
SОО - площадь, которую занимает организационная оснастка;
КР - коэффициент, учитывающий свободные зоны и проходы позволяющие обеспечить безопасное обслуживание агрегатов, а так же бытовые и вспомогательные помещения. Он может принимать значения от 2 до 5 (таблица 9) в зависимости от сложности оборудования и технологического процесса, климатических условий и т.д. В нашем случае, коэффициент принимаем равным 4.
Для расчета площади участка, необходимо иметь табель организационного и технологического оборудования. Табель выполняется в виде таблицы. В технологические данные включается площадь занимаемая оборудованием.
Таблица 6 -Табель технологического оборудования
№ |
Наименование |
Тип, модель |
Технические данные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Машина моечная |
ОМ-5300 |
3360х2760 |
2. |
Разборо-сборочный стенд |
ОР-6361-ГОСНИТИ |
850х1250 |
3. |
Стол дефектовочный |
ОРГ-1468-01-090А-ГОСНИТИ |
2400х1610 |
4. |
Стол для годных деталей |
1500/700 | |
5. |
Стол для негодных деталей |
1500/700 | |
6. |
Верстак слесарный |
ОРГ-1468-01-060А-ГОСНИТИ |
1200х800 |
7. |
Стол монтажный |
ОРГ-1468-01-080А-ГОСНИТИ |
2200/1100 |
8. |
Пресс гидравлический |
ОКС-1671А-ГОСНИТИ |
1400/700 |
9. |
Ларь для обдирочных материалов |
ОРГ-1468-07-090А-ГОСНИТИ |
1000х500 |
10. |
Шкаф для инструмента |
ОРГ-1468-07-040-ГОСНИТИ |
2000/1000 |
11. |
Подкатная тележка |
1300/600 | |
12. |
Ванна для разобранных деталей |
1100/900 | |
13. |
Подкатной домкрат |
1100/300 | |
14. |
Урна для окурков |
500/500 | |
15. |
Мусорное ведро |
500/500 | |
16. |
Сидения |
500/500 | |
17. |
Стол обеденный |
3000/1000 | |
18. |
Шкафы для одежды |
600/800 | |
19. |
Душевые кабины |
8000/4000 | |
20. |
Туалет |
1500/1000 | |
21. |
Рукомойники |
1400/1000 | |
22. |
Кран-балка (5 т) |
50 кН | |
23. |
Моечная ванна |
2000/2000 | |
24. |
Место стоянки автомобиля |
2100/5900 |
Производим расчет по формуле (9):
3. Теоретическая часть
3.1. Организация ремонта переднего моста автомобиля ГАЗ 53
Передний мост ГАЗ-53 (рис.1) состоит из штампованной балки 11, соединенной с поворотными кулаками 4 шкворнями 5. На бобышках поворотных кулаков переднего моста ГАЗ-53 со стороны балки выполнены кольцевые проточки для уплотнительных резиновых колец 16. Последние защищают поверхности трения втулок и шкворня от попадания пыли и грязи.
Вертикальные нагрузки воспринимаются упорными металлокерамическими подшипниками. Смазка втулок шкворней поворотных кулаков переднего моста ГАЗ-53 производится через две пресс-масленки 15, установленные в верхней и нижней бобышках каждого кулака. Упорные подшипники шкворней смазываются через нижнюю пресс-масленку одновременно со смазкой нижних втулок шкворней.
Рис.1. Передний мост ГАЗ-53 и рулевые тяги
1 — гайка; 2 — колпак; 3 — ступица; 4 — поворотный кулак; 5 — шкворень; 6 — регулировочная шайба; 7 -палец рулевой тяги; 8 — стопор; 9 — поперечная рулевая тяга; 10 — продольная рулевая тяга; 11 — балка; 12, 14 — поворотные рычаги; 13 — болт ограничения поворота колес; 15 — пресс-масленки; 16 — уплотнительное кольцо
Зазор между нижним торцом верхней бобышки поворотного кулака ГАЗ-53 и верхним торцом шкворней бобышки балки переднего моста ГАЗ-53 должен быть не более 0,15 мм. Величина этого зазора выдерживается при сборке металлическими регулировочными шайбами 6.
На цапфах поворотных кулаков ГАЗ-53 на конических роликовых подшипниках вращаются ступицы 3 передних колес. Крепление подшипников и регулировка их производятся корончатой гайкой 1.
Наружный подшипник закрыт колпаком 2, ввернутым в ступицу. С другой стороны ступицы в специальной обойме установлен сальник, предохраняющий выход смазки из ступицы.
Трапеция рулевого управления ГАЗ-53 расположена сзади балки переднего моста. Рычаги рулевых тяг 12 и 14 крепятся в конических отверстиях бобышек поворотных кулаков гайками. Фиксация их в определенном положении производится с помощью шпонок.
На нижних рычагах поворотных кулаков ГАЗ-53 имеются специальные болты, ограничивающие поворот колес. Про-дольная 10 и поперечная 9 рулевые тяги — трубчатые. Шарниры продольной и поперечной рулевых тяг с полусферическими пальцами, унифицированный по деталям между собой. Конструкция шарниров нерегулируемая.
Зазор между элементами шарнира выбирается за счет упругости резинового буфера, установленного между крышкой и опорной пятой. Смазка шарнирных соединений производится через пресс-масленки, установленные на корпусе наконечника. Резьба на концах поперечной тяги ГАЗ-53 — левая и правая, что позволяет регулировать сход колес, не снимая тяги с автомобиля.
Необходимо осматривать и своевременно подтягивать крепления рычагов и клинового штифта, являющегося стопором шкворня. При ослаблении штифта появляются люфт и последующая быстрая выработка отверстия под шкворень в балке переднего моста ГАЗ-53.
При этом потребуется либо замена балки, либо сложный ее ремонт, требующий расточки отверстия, изготовления втулки, ее запрессовки и последующей точной обработки отверстия под шкворень.
Люфт шкворня во втулках проверяют покачиванием колеса в вертикальной плоскости при вывешенных колесах. Шкворень и втулки ГАЗ-53 нуждаются в замене в том случае, если их суммарный износ достиг величины 0,6 мм.
Это определяется перемещением тормозного шита при покачивании колеса. Если перемещение верхнего наружного края щита больше 1,6 мм, то необходима замена.
Одновременно с проверкой люфта во втулках шкворня ГАЗ-53 проверяют люфт поворотной цапфы вдоль оси шкворня. Он проверяется щупом, помещаемым в зазор между верхней бобышкой кулака и торцом бобышки балки.
Зазор более 0,15 мм устраняют путем поставки стальной регулировочной прокладки соответствующей толщины. Причем если зазор более 1 мм, то требуется замена подшипника.
Если при полном повороте колес не обеспечивается нормальный радиус поворота автомобиля или шины задевают за что-либо, то проверяют максимальный угол поворота колес, который должен быть 34° для внутреннего колеса. Этот угол регулируется путем изменения длины болтов, ввертываемых в резьбовые отверстия рычагов поперечной рулевой тяги ГАЗ-53.
Снятие переднего моста производят, установив, автомобиль на ровную площадку, ослабляют гайки колес, подкладывают под задние колеса упоры, приподнимают автомобиль до вывешивания передних колес и устанавливают переднюю часть рамы на стойки. После этого снимают передние колеса и отворачивают колпак ступицы.
Вынимают стопорный шплинт и отворачивают гайку цапфы поворотного кулака ГАЗ-53, снимают ступицу вместе с подшипниками и тормозным барабаном, расшплинтовывают и отворачивают гайки и снимают тормозные щиты с каждой стороны.
Чтобы не повредить тормозные шланги, щиты подвешивают на лонжероны рамы. Затем расшплинтовывают и отворачивают гайки поворотных рычагов и вынимают их из поворотных кулаков.
Отворачивают гайки и отсоединяют нижние концы амортизаторов от балки переднего моста ГАЗ-53. Подводят под балку оси домкрат, отворачивают гайки стремянок и снимают их, а затем опускают на домкрате передний мост ГАЗ-53.
3.2. Организация ремонта заднего моста автомобиля ГАЗ 53
Задний мост ГАЗ 53 это один из самых важных узлов, от которого зависит работоспособность автомобиля. Поэтому нужно периодически устраивать осмотр деталей заднего моста.
Для того чтобы осмотреть все детали заднего моста, нужно сначала эти детали замочить в моющем растворе. Это не относится к подшипникам. Дальше детали необходимо тщательно промыть и осмотреть. Те детали, на которых вы обнаружите трещины необходимо в обязательном порядке заменить.
Картер заднего моста коробчатого сечения сварен из стальных штампованных кожухов, к которым приварены задняя крышка, подушки рессор, цапфы с фланцами для установки тормозных механизмов и ступиц колес, усилитель для крепления редуктора.
Устройство редуктора и ступиц заднего моста показано на рис. 1 и 2.
Редуктор заднего моста собран в отдельном литом картере 41 (см. рис. 1) из высокопрочного чугуна, который устанавливают в отверстие картера моста и крепят болтами 34. В картере редуктора установлены муфта 2 подшипников с ведущей шестерней 6, фланцем 8 и переходником 7 фланца, а также дифференциал, корпус которого состоит из правой 25 и левой 28 коробок, соединенных болтами 23. На левой коробке болтами и гайками закреплена ведомая шестерня 27.
Шестерни главной передачи гипоидные.
Ось ведущей шестерни смещена вниз относительно
оси ведомой шестерни на 32 мм. Предварительный
натяг подшипников ведущей шестерни регулируется
кольцом 14, расположенным между внутренними
обоймами конических подшипников 12 и 15.
Для предотвращения чрезмерной деформации
ведомой шестерни в картере установлен
упор, регулируемый винтом 37.
Дифференциал в сборе с коническими подшипниками 21 установлен в гнездах картера редуктора, закрытых крышками 30, закрепленными болтами. Предварительный натяг подшипников дифференциала регулируют гайками 33. Этими же гайками регулируют боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи.
В корпусе дифференциала установлены шестерни 22 полуосей и четыре сателлита 35, размещенные на шипах крестовины 26. Под сателлитами и полуосевыми шестернями установлены опорные шайбы 24 и 36. В шлицевые отверстия полуосевых шестерен вставлены полуоси 2 (рис. 2), прикрепленные фланцем к ступице колеса гайками и шпильками.
Ступицы задних колес вращаются на конических роликовых подшипниках 4 и 5, установленных на цапфах заднего моста Крепление и регулировка подшипника проводятся гайкой 15, навинченной на резьбовой конец цапфы картера. Регулировочная гайка стопорится шайбой 16 и гайкой 11 С внутренней стороны ступицы установлена манжета 11, предохраняющая выход смазки из ступицы, и маслоотражатель 8 с уплотнительным кольцом и трубкой для защити накладок тормозных механизмов от попадания масла.
Чтобы снять задний мост с автомобиля отсоединяют карданный вал от фланца ведущей шестерни. Отвертывают гайки крепления колес и снимают колеса.