Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:12, курсовая работа
Городской пассажирский транспорт (ГПТ) — один из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры страны. Он требует пристального внимания и непосредственного решения всего комплекса накопившихся проблем. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта — одна из необходимых предпосылок улучшения условий жизни населения.
Городской общественный транспорт является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Стабильной функционирование транспортной системы обеспечивает нормальную жизнедеятельность города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность получения жителями города товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня.
Существующее крайне тяжелое положение в области обеспечения городских пассажирских перевозок явилось прямым следствием целого комплекса нерешенных проблем, возникших как в условиях административно-командной экономики, так и в последнее десятилетие, в период перехода к рыночным отношениям.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты муниципального управления транспортным комплексом……………………………………………………….5
1.1 Особенности управления транспортным комплексом……………….5
1.2 Органы муниципального управления транспортом………………….7
1.3 Критерии эффективности функционирования городского транспорта и его проблемы……………………………………………9
1.4 Роль транспорта в экономике…………………………….…………..11
Глава 2. Оценка состояния и динамика рынка услуг пассажирского транспорта Нижегородской области и Нижнего Новгорода…………...……..15
2.1 Транспорт Нижнего Новгорода…………………………………...…15
2.2 Основные виды городского пассажирского транспорта……..…….17
2.3 Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта в Н.Новгороде……………………………………………………………….……..23
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию обслуживания населения услугами пассажирского транспорта в городе Нижнем Новгороде………………………………………………………………27
3.1 Комиссия по транспорту и связи г. Нижнего Новгорода………..…27
Заключение…………………………………………………………..……34
Список литературы……………………………………………………….37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Факультет подготовки региональных кадров
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика муниципального хозяйства.
на тему: Организация транспортного обслуживания населения малых и крупных городов. ( На примере Нижегородской области и Нижнего Новгорода).
Выкса 2014 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические аспекты муниципального
управления транспортным комплексом……………………………………………………
Глава 2. Оценка состояния и динамика рынка услуг пассажирского транспорта Нижегородской области и Нижнего Новгорода…………...……..15
2.1 Транспорт Нижнего Новгорода………
2.2 Основные виды городского пассажирского транспорта……..…….17
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию
обслуживания населения услугами пассажирского
транспорта в городе Нижнем Новгороде………………………………………………………
3.1 Комиссия по транспорту и связи г. Нижнего Новгорода………..…27
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Городской пассажирский транспорт (ГПТ)
— один из важнейших элементов социально-экономической
инфраструктуры страны. Он требует пристального
внимания и непосредственного решения
всего комплекса накопившихся проблем.
Устойчивое и эффективное функционирование
транспорта — одна из необходимых предпосылок
улучшения условий жизни населения.
Городской общественный транспорт является
одной из важнейших отраслей городского
хозяйства. Стабильной функционирование
транспортной системы обеспечивает нормальную
жизнедеятельность города, работу предприятий,
организаций и учреждений, возможность
получения жителями города товаров и услуг,
необходимых для поддержания жизни, здоровья,
интеллектуального и духовного уровня.
Существующее крайне тяжелое положение в области обеспечения городских пассажирских перевозок явилось прямым следствием целого комплекса нерешенных проблем, возникших как в условиях административно-командной экономики, так и в последнее десятилетие, в период перехода к рыночным отношениям.
Отсутствие внятной ценовой политики вместе с популистским увеличением количества льготных категорий, имеющих право на бесплатный проезд, вполне естественно, не могло не отразиться и на качестве транспортного обслуживания населения. Состояние подвижного состава предприятий ГПТ снизилось до критического уровня, что связано с резким замедлением темпов пополнения и обновления парка транспортных средств. Значительная часть подвижного состава эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, наименьшая часть приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растет себестоимость перевозок, что, в свою очередь, является основной причиной повышения тарифов на пассажирские перевозки.
Реформирование системы городского пассажирского транспорта, предпринятое в первые годы рыночных реформ в России, было практически сведено к передаче городского транспорта в ведение местных администраций, не имеющих ни финансовых, ни административных возможностей не только развивать, но и поддерживать состояние городского пассажирского транспорта на приемлемом уровне.
Предприятия пассажирского транспорта находятся в состоянии постоянного финансового кризиса, который проявляется в быстром многократном росте издержек на приобретение топлива, техническое содержание и обновление подвижного состава. Вследствие этого деятельность большинства предприятий городского пассажирского транспорта дотируется за счет средств местных бюджетов, однако существующий уровень дотаций из этих источников, даже с учетом того, что он относительно невелик, не может сохраняться устойчивым по причине роста потребностей в финансировании из
бюджета других отраслей городской экономики.
Решение всего комплекса накопившихся проблем возможно только с помощью проведения эффективной и целенаправленной реформы системы городского пассажирского транспорта.
Глава 1.Теоретические аспекты муниципального управления транспортным комплексом.
Транспортный комплекс города
включает в себя внутригородской пассажирский
(автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский,
грузовой, специализированный транспорт
(перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз
бытовых отходов, медицинский транспорт
и др.), транспортные парки или депо, гаражи,
службы по содержанию трамвайных путей,
контактной сети электротранспорта, вокзалы,
автостоянки, заправочные станции, ремонтные
и другие сервисные службы. В некоторых
городах для внутригородских перевозок
используется железнодорожный и водный
транспорт, в крупнейших - метрополитены.
Столь сложный комплекс требует муниципального
регулирования и управления.
Федеральный закон 2003 года относит
к компетенции поселений создание условий
для предоставления транспортных услуг
и организацию транспортного обслуживания
в границах поселения, а к компетенции
муниципальных районов - межпоселенческие
перевозки в границах района. Особую проблему
представляет муниципальное регулирование
пассажирских перевозок в условиях конкуренции
муниципального и частного транспорта.
При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться его особенности, показанные на рис.1.
Для городского пассажирского
транспорта важно соблюдение необходимого
соответствия мощностей отдельных звеньев
транспортной системы. В основе таких
расчетов лежит определение пассажиропотоков
по всем видам передвижений в разные периоды
дня, суток, сезона и года. Среднесуточные
пассажиропотоки определяют общий характер
и объем транспортной работы в городе.
Пассажиропотоки в часы пик определяют
характер массовых передвижений и служат
основой для определения потребности
в подвижном составе при решении вопросов
о провозной и пропускной способности
транспорта и улично-дорожной сети города.
Рис. 1 . Особенности транспортного комплекса города
Распределение пассажиров по
маршрутам определяется с помощью коэффициента
неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного
состава по длине маршрута. Он представляет
собой отношение произведения максимального
числа пассажиров на длину перегона к
общему объему работы транспорта на данном
направлении. Этот коэффициент используется
при расчете маршрутной системы города.
Муниципальное управление организацией
пассажирских перевозок в городе призвано
обеспечить удовлетворение потребностей
всех слоев населения с минимальными потерями
времени. Режим работы транспорта должен
быть увязан с графиком работы крупных
градообразующих предприятий.
1.2 Органы муниципального управления транспортом.
В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.
Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.
Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:
• обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
• модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
• приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
• обеспечение безопасности перевозок.
Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис.2
Рис. 2. Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта
Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).
В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.
За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.
Обобщающие показатели работы городского пассажирского транспорта показаны на рис.3.
Рис. 3. Показатели работы городского пассажирского транспорта
1.3 Критерии эффективности функционирования городского транспорта и его проблемы.
Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности работы транспорта и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рис.4.
Рис. 4. Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта
Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального управления.
В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.
Другая проблема – износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».
Информация о работе Организация транспортного обслуживания населения г. Нижний Новгород