Организация транспортного обслуживания населения г. Нижний Новгород

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) — один из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры страны. Он требует пристального внимания и непосредственного решения всего комплекса накопившихся проблем. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта — одна из необходимых предпосылок улучшения условий жизни населения.
Городской общественный транспорт является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Стабильной функционирование транспортной системы обеспечивает нормальную жизнедеятельность города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность получения жителями города товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня.
Существующее крайне тяжелое положение в области обеспечения городских пассажирских перевозок явилось прямым следствием целого комплекса нерешенных проблем, возникших как в условиях административно-командной экономики, так и в последнее десятилетие, в период перехода к рыночным отношениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты муниципального управления транспортным комплексом……………………………………………………….5
1.1 Особенности управления транспортным комплексом……………….5
1.2 Органы муниципального управления транспортом………………….7
1.3 Критерии эффективности функционирования городского транспорта и его проблемы……………………………………………9
1.4 Роль транспорта в экономике…………………………….…………..11
Глава 2. Оценка состояния и динамика рынка услуг пассажирского транспорта Нижегородской области и Нижнего Новгорода…………...……..15
2.1 Транспорт Нижнего Новгорода…………………………………...…15
2.2 Основные виды городского пассажирского транспорта……..…….17
2.3 Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта в Н.Новгороде……………………………………………………………….……..23
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию обслуживания населения услугами пассажирского транспорта в городе Нижнем Новгороде………………………………………………………………27
3.1 Комиссия по транспорту и связи г. Нижнего Новгорода………..…27
Заключение…………………………………………………………..……34
Список литературы……………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

кур. раб. по ЭМХ.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Факультет подготовки региональных кадров

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

по дисциплине:          Экономика муниципального хозяйства.

на тему:        Организация транспортного обслуживания населения малых и крупных городов.  ( На примере Нижегородской области и Нижнего Новгорода).

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: Жирнова С.

                                                                                             Группа №: 4-25ГМУ 15

                                                                                           Проверил: Березин С.В.                     

 

 

 

 

 

 

 

Выкса 2014 г

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические аспекты муниципального управления  транспортным комплексом……………………………………………………….5

    1. Особенности управления транспортным комплексом……………….5
    2. Органы муниципального управления транспортом………………….7
    3. Критерии эффективности функционирования городского транспорта и его проблемы……………………………………………9
    4. Роль транспорта в экономике…………………………….…………..11

Глава 2. Оценка состояния и динамика рынка услуг пассажирского транспорта Нижегородской области и Нижнего Новгорода…………...……..15

2.1 Транспорт Нижнего Новгорода…………………………………...…15

2.2 Основные виды городского пассажирского транспорта……..…….17

         2.3 Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта в Н.Новгороде……………………………………………………………….……..23

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию обслуживания населения услугами пассажирского транспорта в городе Нижнем Новгороде………………………………………………………………27

3.1 Комиссия по транспорту и  связи г. Нижнего Новгорода………..…27

Заключение…………………………………………………………..……34

Список литературы……………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Городской пассажирский транспорт (ГПТ) — один из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры страны. Он требует пристального внимания и непосредственного решения всего комплекса накопившихся проблем. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта — одна из необходимых предпосылок улучшения условий жизни населения.  
              Городской общественный транспорт является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Стабильной функционирование транспортной системы обеспечивает нормальную жизнедеятельность города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность получения жителями города товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня.

Существующее крайне тяжелое положение в области обеспечения городских пассажирских перевозок явилось прямым следствием целого комплекса нерешенных проблем, возникших как в условиях административно-командной экономики, так и в последнее десятилетие, в период перехода к рыночным отношениям.

Отсутствие внятной ценовой политики вместе с популистским увеличением количества льготных категорий, имеющих право на бесплатный проезд, вполне естественно, не могло не отразиться и на качестве транспортного обслуживания населения. Состояние подвижного состава предприятий ГПТ снизилось до критического уровня, что связано с резким замедлением темпов пополнения и обновления парка транспортных средств. Значительная часть подвижного состава эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, наименьшая часть приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растет себестоимость перевозок, что, в свою очередь, является основной причиной повышения тарифов на пассажирские  перевозки.

Реформирование системы городского пассажирского транспорта, предпринятое в первые годы рыночных реформ в России, было практически сведено к передаче городского транспорта в ведение местных администраций, не имеющих ни финансовых, ни административных возможностей не только развивать, но и поддерживать состояние городского пассажирского транспорта на приемлемом уровне.

Предприятия пассажирского транспорта находятся в состоянии постоянного финансового кризиса, который проявляется в быстром многократном росте издержек на приобретение топлива, техническое содержание и обновление подвижного состава. Вследствие этого деятельность большинства предприятий городского пассажирского транспорта дотируется за счет средств местных бюджетов, однако существующий уровень дотаций из этих источников, даже с учетом того, что он относительно невелик, не может сохраняться устойчивым по причине роста потребностей в финансировании из

бюджета других отраслей городской экономики.

Решение всего комплекса накопившихся проблем возможно только с помощью проведения эффективной и целенаправленной реформы системы городского пассажирского транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты муниципального управления  транспортным комплексом.

 

    1. Особенности управления транспортным комплексом.

 

 

Транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский, грузовой, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших - метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления. 
          Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкуренции муниципального и частного транспорта.

При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться его особенности, показанные на рис.1.

 
          Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города. 

Рис. 1 . Особенности транспортного комплекса города

 

 

 

Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города. 
Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Органы муниципального управления транспортом.

 

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.

Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

• обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

• модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;

• приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

• обеспечение безопасности перевозок.

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис.2

Рис. 2. Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта

Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.

За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

Обобщающие показатели работы городского пассажирского транспорта показаны на рис.3.

 

 

Рис. 3. Показатели работы городского пассажирского транспорта

 

1.3    Критерии эффективности функционирования городского транспорта и его проблемы.

 

Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности работы транспорта и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рис.4.

 

 

 

Рис. 4. Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта

 

Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального управления.

В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.

Другая проблема – износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».

Информация о работе Организация транспортного обслуживания населения г. Нижний Новгород