Организация транспортного обслуживания населения г. Нижний Новгород

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) — один из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры страны. Он требует пристального внимания и непосредственного решения всего комплекса накопившихся проблем. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта — одна из необходимых предпосылок улучшения условий жизни населения.
Городской общественный транспорт является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Стабильной функционирование транспортной системы обеспечивает нормальную жизнедеятельность города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность получения жителями города товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня.
Существующее крайне тяжелое положение в области обеспечения городских пассажирских перевозок явилось прямым следствием целого комплекса нерешенных проблем, возникших как в условиях административно-командной экономики, так и в последнее десятилетие, в период перехода к рыночным отношениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты муниципального управления транспортным комплексом……………………………………………………….5
1.1 Особенности управления транспортным комплексом……………….5
1.2 Органы муниципального управления транспортом………………….7
1.3 Критерии эффективности функционирования городского транспорта и его проблемы……………………………………………9
1.4 Роль транспорта в экономике…………………………….…………..11
Глава 2. Оценка состояния и динамика рынка услуг пассажирского транспорта Нижегородской области и Нижнего Новгорода…………...……..15
2.1 Транспорт Нижнего Новгорода…………………………………...…15
2.2 Основные виды городского пассажирского транспорта……..…….17
2.3 Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта в Н.Новгороде……………………………………………………………….……..23
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию обслуживания населения услугами пассажирского транспорта в городе Нижнем Новгороде………………………………………………………………27
3.1 Комиссия по транспорту и связи г. Нижнего Новгорода………..…27
Заключение…………………………………………………………..……34
Список литературы……………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

кур. раб. по ЭМХ.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

Система городского пассажирского транспорта (ГПТ) играет важную роль в обеспечении жизни деятельности крупных городов РФ, решении широкого круга вопросов, связанных с проблемами их формирования и функционирования. Успешный рост и развитие городов невозможен без адекватного развития инфраструктуры ГПТ, призванного удовлетворить потребность населения в перемещениях.

В ряде литературных источников приводятся различные понятийные определения городского пассажирского транспорта, как:

– «функционирующая на территории города и в некоторых случаях за ее пределами устойчивая, развивающаяся система перевозок пассажиров в соответствии с социально-экономическими концепциями и планированием жизнеобеспечения города»;

– «многофункциональная транспортная система, которая объединяет различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и ближайшей пригородной зоне»;

– «городской вид транспорта, выполняющий регулярные перевозки пассажиров по установленным и фиксированным на длительный период времени маршрутам, известным населению».

Сравнительный анализ определений позволяет сделать вывод, что пассажирский транспорт представляет собой устойчивую систему регулярных перевозок пассажиров в черте города в соответствии с социальными и экономическими концепциями.

С ростом городов по численности населения и территории, в геометрической прогрессии возрастает объем работы городского транспорта, так как вместе с увеличением количества населения растет и его подвижность (среднее количество передвижений, приходящихся на одного жителя), а расширение территории приводит к увеличению средней дальности поездки каждого пассажира .

Основной целью функционирования ГПТ являются перевозки населения с минимальными затратами времени и денежных средств на поездку, высоким комфортом и минимальной себестоимостью транспортной продукции. Однако, достижению этой цели препятствуют низкий уровень материально-технической базы и информационного обеспечения работы ГПТ, значительный физический износ подвижного состава и элементов обеспечения перевозочного процесса, недостаточная эффективность управления работой.

В условиях продолжающего экономического кризиса и сокращения объемов дотационного финансирования, транспортные предприятия ГПТ оказываются не в состоянии справиться с увеличивающимися объемами перевозок пассажиров при одновременном сохранении требуемого уровня качества транспортного обслуживания.

Из анализа транспортной системы г. Нижнего Новгорода следует, что в основном обслуживание населения осуществляется следующими видами транспорта: автобусами, троллейбусами, трамваями и метрополитеном.

За последние десять лет численность автопарка ГПТ значительно уменьшилась. Увеличилась численность подвижного состава частных операторов (маршрутного такси) при одновременном ежегодном сокращении муниципального общественного транспорта .

Уменьшение потребного количества подвижного состава ГПТ привело к ухудшению качества транспортного обслуживания населения, что отразилось в увеличении времени ожидания прибытия подвижного состава общественного транспорта на остановках, продолжительности и дискомфорта поездки.

Одним из факторов ухудшения качества транспортного обслуживания являются задержки движения, вызванные постоянными и многочисленными заторами. Движение подвижного ГПТ осуществляется по основным улицам и магистралям города в смешанном потоке с низкой эксплуатационной скоростью, обусловленное высокой плотностью потока и ограниченности ширины проезжей части.

Из-за плотной застройки районов, микрорайонов, кварталов и сохранения параметров улиц, заложенных в 30–60-х годах прошлого века, особенно в центральной части города, улично-дорожная сеть (УДС) не справляется с потоком транспорта. Данная проблема связана с тем, что планировочная организация территорий, в основном, была ориентирована на пешехода (обеспеченность 40 - 100 машин на 1000 жителей) . Нормы проектирования, принципы организации жилых зон, сложившиеся в 60–70-х годах остались прежними, а транспортная ситуация изменилась в худшую сторону. В связи с этим сама структура планировочной организации территории перестает работать и, следовательно, не удовлетворяет современным требованиям .

Быстрый рост автомобилизации городов страны, в частности г. Н. Новгорода, вызвал эффект «ударной волны».

По данным Управления ГИБДД ГУВД Нижегородской области в настоящее время на 1000 жителей города приходится 334 автомобилей. Это примерно в 7 раз больше, чем в СССР (по данным на 1990 г.).

При достижении критического количества индивидуальных автомобилей в городе (по данным зарубежных источников 550-600 ед. на 1000 жителей) движение будет практически ограничено, что не может не сказаться на жизнеобеспечение муниципального образования,  вызвав социальную напряженность в обществе.

Планируя свои передвижения, пассажиры руководствуются целями конкретной поездки и своими предпочтениями. Однако может быть и так, что выбор вида транспорта обусловлен не перечисленными выше причинами, а необходимостью, поскольку это может быть

единственный вид общественного транспорта, который доставит до нужного места назначения.

Затраты времени в городах на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% трудящихся (в один конец) не должны превышать 40 мин. Так, при следовании пассажиров городским электротранспортом (ГЭТ) на расстояние, равное 2 км, и увеличении времени ожидания прибытия подвижного состава на 5 мин, из-за транспортной ситуации, вызванной заторами на дорогах, длительность поездки возрастает по трамваю на 19,2%, троллейбусу – 25% . Длительное нахождение в дорожном заторе способствует накоплению

так называемой транспортной усталости как у пассажиров, так и у водителей транспортных средств, что в конечном итоге может привести к снижению внимания и уменьшению уровня безопасности движения.

Ни один крупнейший город мира не решил проблему затрудненного движения только путем увеличения пропускной способности дорог: "Спрос на передвижение всегда был столь оживлен, что увеличение пропускной способности дорог приводило лишь к возникновению нового спроса, вновь порождавшего проблему затрудненного движения"  и поэтому обозначенные проблемы функционирования городского пассажирского транспорта требуют комплексного подхода к их решению.

Согласно приведенным исследованиям построение надежной транспортной системы позволит увеличить уровень транспортной доступности, снизить уровень транспортной дискриминации населения, увеличить транспортную подвижность населения и улучшить другие показатели, характеризующие эффективную работу общественного транспорта в городе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию обслуживания населения услугами пассажирского транспорта в городе Нижнем Новгороде.

 

3.1 Комиссия по транспорту и связи г. Нижнего Новгорода.

 

Постоянная комиссия по транспорту и связи курирует вопросы организации транспортного обслуживания населения в Нижнем Новгороде, создания условий для предоставления транспортных услуг населению  и обеспечения жителей города услугами связи. За отчетный период проведено 9 заседаний комиссии, 1 рабочее совещание, на которых рассмотрено 34 вопроса.  Под контролем комиссии находились все актуальные профильные вопросы - от содержания остановочных павильонов, нехватки парковок в городе до насущной необходимости создания новой транспортной схемы для Нижнего Новгорода. 

На первом в 2013 году заседании комиссии по транспорту и связи депутаты рассмотрели правотворческие инициативы городской прокуратуры по внесению изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения в Нижнем Новгороде и вопрос о состоянии, благоустройстве остановок общественного транспорта  и об обеспечении безопасности граждан на остановочных площадках.

Прокуратура города предложила  конкретизировать  технологические  требования к частным перевозчикам, которые содержатся в решении городской Думы от 26.06.2006 № 45, при заключении договоров на транспортное обслуживание жителей города. Надзирающим органом было указано, что администрация города с целью искоренения «серых перевозчиков» не должна подменять уполномоченные органы - ГИБДД, транспортную инспекцию, налоговую службу. Депутаты в принципе согласились с этим, но  на практике отсутствие контроля со стороны муниципалитета приводит к хаосу в организации пассажирских перевозок. В итоге комиссия поручила департаменту транспорта и связи конкретизировать требования по наличию у перевозчиков оборудования для обеспечения безопасности движения и согласовать с прокуратурой формы участия муниципалитета в осуществлении контроля за  предпринимательской деятельностью  в сфере городского общественного транспорта, поскольку это  требование жителей города - пассажиров общественного городского транспорта.

Комиссия по транспорту и связи инициировала обсуждение на своем заседании  вопроса о состоянии  остановок общественного транспорта  и о безопасности граждан, ожидающих на остановках рейсовые автобусы, троллейбусы и трамваи. Как  проинформировали депутатов представители администрации города, при строительстве и ремонте дорог теперь обязательно предусматривается сооружение заездных карманов на остановках общественного транспорта, что существенно снижает потенциальную опасность для граждан. Департаментом градостроительного развития и архитектуры было доложено о полной готовности программы по содержанию и использованию остановочных павильонов, профессиональный дизайн которых было бы уместно отобрать по конкурсу. Из-за ужесточения требований к рекламе на дорогах,  упорядочения рекламной деятельности в соответствии с ГОСТами и сокращения рекламных мест абсолютно все остановочные павильоны будут востребованы рекламодателями и будут не только самоокупаемыми в содержании, но и способными приносить доход в городской бюджет. Это будут инвестиции в развитие города. Уже сейчас при заключении договоров на сооружение, содержание, ремонт остановочных павильонов включены пункты об обязательной уборке и освещении остановок. Опыт у города есть: 232 стеклянных остановочных павильона в центре города находятся у арендаторов на образцовом содержании - специальная бригада их убирает и моет 3 раза в неделю. Часть  павильонов, расположенных в менее выигрышных для размещения рекламы местах,  были оформлены репродукциями из музейной коллекции живописи. На комиссии было  особо отмечено, что картины произвели облагораживающее воздействие, на них не клеят объявления, не зафиксировано случаев вандализма, как в других местах,  - павильоны  стоят в целости и сохранности.  Депутаты услышали ясный и четкий ответ, что администрация знает способы решения этой проблемы, и программа по приведению всех остановочных павильонов в Нижнем Новгороде находится в разработке.

В каком состоянии город принял предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» в муниципальную собственность - этот вопрос рассматривался на очередном заседании комиссии. Как пояснили депутатам представители профильного департамента администрации города, предприятие имеет три парка с собственной базой для ремонта и техобслуживания, три тысячи работников, 822 автобуса, из которых более 50 автобусов простаивают и требуют сложного ремонта стоимостью 15 млн. рублей. По мнению специалистов, острый дефицит кадров снижает ежедневный выход автобусов на городские маршруты. Департамент транспорта и связи совместно с департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства разрабатывает систему оптимизации затрат на предприятии. Необходимость полного обновления автобусного парка и большая задолженность -главные экономические проблемы, которые предстоит решить в ближайшее время.  Депутаты  предложили привлечь лучших специалистов к разработке программы стабилизации работы «Нижегородпассажиравтотранса» и улучшения обслуживания пассажиров. 

Комиссия констатировала, что транспортная схема в Нижнем Новгороде постепенно обновляется для удобства пассажиров, но кардинальной передислокации городских маршрутов депутаты не обнаружили. Комиссия уже несколько лет настаивает на изучении пассажиропотоков и привлечении профессиональных разработчиков  городской транспортной схемы, которые смогли бы квалифицированно оптимизировать работу общественного транспорта: убрать дублирующие маршруты, усилить перевозки пассажиров на магистральных направлениях и снизить вместимость транспортных средств на внутриквартальных маршрутах.    На заседании комиссии  депутаты приняли решение направить главе администрации города обращение о необходимости перераспределения бюджетных средств на создание комплексной транспортной схемы Нижнего Новгорода, которая позволит более эффективно использовать ресурсы, в том числе и «Нижегородпассажиравтотранса».

На мартовском заседании комиссии по транспорту и связи депутаты приступили к рассмотрению важного вопроса о введении электронного проездного билета в общественном транспорте.  Как доложили сотрудники департамента транспорта и связи, к 1 апреля 2013 года инвестор должен закончить работу по внедрению электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте, после чего начнутся комплексные испытания и технологическая настройка всего оборудования.  Как показали последующие события, жизнь пассажиров общественного транспорта в течение всего 2013 года практически не изменилась, поскольку внедрение электронного проездного билета так и не произошло, сроки все откладывались, дошло до судебных тяжб с инвестором, затем заключались мировые соглашения (не без участия депутатов профильной комиссии),  поэтому процесс еще не пришел к своему логическому завершению. Постоянная комиссия по транспорту и связи держала ситуацию под постоянным и пристальным контролем в течение всего года. 

Тем не менее, депутаты внесли несколько предложений на перспективу: было рекомендовано любое новшество при оплате проезда сопровождать подробной инструкцией, создать надежную систему контроля за перечислением денег для защиты средств граждан на транспортной карте от хищений. Для удобства пассажиров важно интегрировать в новую электронную систему оплаты не только муниципальный транспорт, но и частных перевозчиков. Все члены комиссии высказали пожелание ускорить работу над внедрением единого проездного билета на все виды транспорта.

Депутаты отметили неудовлетворительное состояние дорог в Нижнем Новгороде, отсутствие качественно работающей ливневой канализации, скудное финансирование ремонта дорог. По сведениям департамента по дорожному хозяйству, в бюджете 2013 года на ремонт дорожных участков и искусственных сооружений на дорогах, на ямочный ремонт предусмотрено  150 миллионов рублей. Администрация города подала заявку на финансирование капитального ремонта дорог из федерального бюджета. Депутаты отметили, что принципиально изменить ситуацию с качеством дорожного покрытия может только внедрение новых технологий дорожного строительства и капитального ремонта с сооружением ливневой канализации.

Информация о работе Организация транспортного обслуживания населения г. Нижний Новгород