Особенности территориальной организации транспортной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, которые увеличивают стоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция и, следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.
Отраслевая структура транспортного комплекса представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, морским и речным видами транспорта. Взаимодействуя между собой, они образуют единую транспортную систему России.

Содержание работы

1. Особенности территориальной организации транспортной системы РФ…………………………………………………………………………………..3
2. Методические аспекты прогнозирования социально-экономического развития субъектов РФ…………………………….….………………….……..12
3. Земельные ресурсы России: абсолютные и относительные запасы, их экономическая оценка……………………………………………………………20
Список литературы………………………………………….……………...……33

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 60.91 Кб (Скачать файл)

 Автомобильный  транспорт используется преимущественно  для перевозки немассовых ("штучных") грузов на короткие расстояния, что обусловлено довольно высокой  себестоимостью перевозок и его  малой грузоподъемностью. Однако  он позволяет доставлять товары  без перегрузок ("от дверей  до дверей"). Автодорожная сеть  страны развита относительно  слабо: около 1/3 сельских населенных  пунктов не связаны с дорогами  общего пользования, качество  автодорог невысокое.

 Воздушный  транспорт имеет самую высокую  себестоимость перевозок, в связи с чем его роль в грузообороте и пассажирообороте ограничена. Он используется для перевозки срочных и наиболее ценных грузов, а также доставки пассажиров в отдаленные районы страны.

Трубопроводный  транспорт имеет наименьшую себестоимость  перевозок и используется для  транспортировки углеводородного  сырья. Его преимуществами являются также: возможность круглогодичной работы, минимальные потери при транспортировке, высокая пропускная способность, возможность  прокладки трубопроводов по кратчайшему  расстоянию вне зависимости от рельефа  территории. Развитие сети магистральных  нефтепровод и газопроводов связано с географией добычи соответствующего сырья и районов их потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методические аспекты прогнозирования социально-экономического развития субъектов РФ

 

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии  и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия  и приоритеты в развитии регионального  хозяйственного комплекса.

Под прогнозированием социально-экономического развития  региона понимается предвидение  будущего состояния экономики и  социальной сферы, составная часть  государственного регулирования экономики, призванная определить направления  развития регионального комплекса  и его структурных составляющих.

Тенденции и темпы социально-экономического развития, как Российской Федерации, так и ее субъектов зависят  от большого количества факторов (показателей). Официальная статистика приводит данные более чем по 100 показателям. Одни из которых оказывают весьма значительное влияние на уровень жизни населения и социально-экономическую сферу (такие, например, как «Валовой региональный продукт», «Доходы и Расходы консолидированных бюджетов», «Инвестиции в основной капитал», «Среднедушевые денежные доходы», «Уровень безработицы» и т.п.) и воспринимаются как основные показатели, практически в целом определяющие достигнутый уровень социально-экономического развития; другие же влияют не столь прямо и чувствительно (такие, например, как «Число посещений музеев», «Площади сельхозугодий и пашни», «Число амбулаторно-поликлинических учреждений», «Выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений» и т.п.), поэтому в оценках достигнутого уровня социально-экономического развития эти показатели отбрасываются далеко на задний план или вообще не учитываются.

Для проведения объективной количественной оценки социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени необходим комплексный  показатель, который мог бы учитывать  одновременное влияние всех значимых и малозначимых показателей социально-экономического развития.

Попытки комплексно оценить уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  предпринимались многими специалистами.

Постановлением  Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной  целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"», была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ (далее - официальная методика).

 Данная  методика была апробирована путем  оценки уровня социально-экономического  развития субъектов Российской  Федерации в 1998-2002 гг.

 Основной  целью официальной методики комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации было определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными принципами при проведении комплексной  оценки уровня социально-экономического развития региона были названы:

1) Комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

2) Системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития.

3) Достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития.

4) Соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов.

5) Максимальная информативность результатов оценки уровня развития регионов, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;

6) Сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.

На мой взгляд, перечень основных принципов проведения комплексной оценки уровня социально-экономического развития требует некоторой доработки. В частности, принцип комплексности оценки должен обеспечивать учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития. Вместе с тем, принцип комплексности оценки должен предполагать учет всех показателей социально-экономического развития, а не только основных.

 Принцип  системности оценки предполагает  учет взаимосвязей базовых показателей  с характеристиками регионального  развития. Думается, что данный принцип  является некорректным. Неясно, с  какими именно характеристиками  регионального развития должна  быть учтена взаимосвязь, а  так же что это за характеристики, кем и где они устанавливаются.  В настоящее время не существует  законодательно закрепленных характеристик  регионального развития, а следовательно, характеристики регионального развития выбираются «на глаз», что вносит субъективность в оценку уровня социально-экономического развития.

Из принципа «достоверность исходных данных при  выборе базовых показателей регионально  развития» вытекает, что достоверность  данных необходима только при выборе основных показателей. Вместе с этим, представляется, что достоверность  исходных данных один из важнейших  принципов и предполагать должен достоверность данных, используемых при выборе всех показателей социально-экономического развития.

Остальные принципы оценки уровня социально-экономического развития являются корректными и  объективными.

 Источниками  информации, необходимой для проведения  комплексной оценки, по официальной  методике должны быть:

1) годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

2) материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Представляется, что перечень источников информации, необходимой для проведения комплексной  оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации должен быть расширен путем включения следующего пункта:

    1. законы и подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Включение названого пункта объясняется, прежде всего, тем, что во-первых в форме законов утверждаются бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данные по которым не отражаются в годовой отчетности Росстата и материалах, полученных от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития; во-вторых в форме подзаконных актов утверждается МРОТ; уровень прожиточного минимума; в-третьих федеральными законами разграничивается компетенция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Базовыми  индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются:

  1. Валовой региональный продукт на душу населения.
  2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения.
  3. Объем внешнеторгового оборота на душу населения.
  4. Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения.
  5. Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях.
  6. Уровень зарегистрированной безработицы.
  7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.

8) Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения.

9) Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения.

10) Основные фонды отраслей экономики на душу населения.

11) Коэффициент плотности автомобильных дорог.

Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

  1. обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;

2) выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями;

3) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями;

4) обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.

В 2004 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 737 перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации был изменен. Однако по новой методике расчеты комплексного показателя социально-экономического развития субъектов Российской Федерации не производились.

В настоящее время прогнозирование  социально-экономического развития субъекта Российской Федерации включает:

1.   разработку вариантов социально-экономического развития региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;

2.   предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;

3.   уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

Количество  используемых для комплексной оценки уровня социально-экономического развития частных индикаторов, представляется, недостаточным для объективной  оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Среди используемых для комплексной  оценки показателей, должны быть учтены не только базовые индикаторы, оказывающие  видимое влияние на уровень социально-экономического развития, но также и показатели не столь явно влияющие на уровень  социально-экономического развития. Совокупность менее значимых показателей может  оказать существенное влияние на комплексный показатель уровня социально-экономического развития.

 Вместе  с этим следует учесть, что  многие индикаторы включают в  себя элемент субъективности, что  не позволяет говорить об объективной  оценке уровня социально-экономического  развития, проводимой по официальной  методике. Названная методика основана  на расчете базовых индикаторов, которые связываются с коэффициентом уровня покупательной способности, который, в свою очередь, рассчитывается из среднедушевого прожиточного минимума, формируемого субъективным методом. При этом представляется важным при расчете уровня социально-экономического развития использовать лишь объективно полученные показатели. Таким образом, еще одним из основных принципом оценки уровня социально-экономического развития является объективность показателей социально-экономического развития.

Кроме расширения перечня частных показателей  социально-экономического развития, а  также учета их объективности, необходимо также проработать комплекс показателей, которые могут быть сопоставлены с имеющимися у субъектов Российской Федерации собственными полномочиями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации  по решению важнейших экономических  и социальных проблем.

Прогноз социально-экономического развития является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных  оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере  комплексного социально-экономического развития территории. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

Информация о работе Особенности территориальной организации транспортной системы РФ