Особенности территориальной организации транспортной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, которые увеличивают стоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция и, следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.
Отраслевая структура транспортного комплекса представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, морским и речным видами транспорта. Взаимодействуя между собой, они образуют единую транспортную систему России.

Содержание работы

1. Особенности территориальной организации транспортной системы РФ…………………………………………………………………………………..3
2. Методические аспекты прогнозирования социально-экономического развития субъектов РФ…………………………….….………………….……..12
3. Земельные ресурсы России: абсолютные и относительные запасы, их экономическая оценка……………………………………………………………20
Список литературы………………………………………….……………...……33

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 60.91 Кб (Скачать файл)

В настоящий  время большинство статических  показателей не сопоставимы с  полномочиями органов государственной  власти в социально-экономической  сфере, то есть на их основе нельзя судить о влиянии конкретных полномочии и их совокупности на социально-экономическое  развитие субъекта Федерации. Таким образом, объективно оценить имеющуюся модель разграничения компетенции в социально-экономической сфере между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов РФ невозможно. Можно строить предположения и догадки о том, как влияет наличие или отсутствие того или иного полномочия у конкретного органа государственной власти на социально-экономическое развитие конкретного субъекта РФ. Между тем не вызывает сомнения тот факт, что наличие или отсутствие определенных полномочий в социально-экономической сфере у органов государственной власти РФ или органов государственной власти субъектов РФ будет воздействовать на социально-экономическом развитии.

В свою очередь, сбор данных по разработанным в соответствии с полномочиями показателям, позволит оценивать влияние конкретных полномочий органов государственной власти на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, результативность деятельности органов государственной  власти по решению важнейших экономических  и социальных проблем субъектов  Российской Федерации, достоинства  и недостатки сложившейся модели разграничения компетенции между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  в социально-экономической сфере, а кроме этого, появится возможность  путем правового регулирования  влиять непосредственно на сам уровень  социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Земельные ресурсы России: абсолютные и относительные запасы, их экономическая оценка

 

Среди прочих богатств, которыми дано владеть человеку, самое ценное, несомненно, земля. Россия - страна, богато наделенная самыми разнообразными природными ресурсами. По запасам многих из них России принадлежит первое место в мире. Зарубежные путешественники, ученые и дипломаты издавна восхищались сказочными богатствами российских недр. Главное богатство России - это щедрая природа: бескрайние леса, поля, моря. Земельных ресурсов у России больше, чем у какой-либо другой страны мира. В решении вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важную роль играет земельное законодательство. Земельная проблема имеет не только правовую и экономическую стороны, с ней связано не мало политических бурь и социальных потрясений. По выражению великого английского экономиста Уильяма Питти « труд-отец богатства, земля его мать. Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей». Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства ее земли. На всемирной выставке в Париже наши земли богатые черноземом были признаны эталоном почвы. В России земельный вопрос всегда отличался особой остротой. И 400 лет назад, когда крестьянства лишили  Юрьева дня, и в период столыпинских реформ (1906-1907гг), и тем более во времена Октябрьской революции. Острота его отличалась и в советское время.

Первое  и самое общее представление  о земельных ресурсах дает понятие  о земельном фонде. Под земельным  фондом понимают совокупность всех земель в пределах той или иной территории, подразделяемую по типу хозяйственного использования.

Весь  земельный фонд планеты оценивается  в 149 млн км² (14,9 млрд га), а за вычетом Антарктиды и Гренландии он составляет 130 млн км². Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, ее площадь земельного фонда 17,1 млн кв. км (1709,8 млн. га), что составляет 11,5 % площади суши Земли. За последние 27 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12,4 млн. га, пашни - на 2,3 млн. га, сенокосов – на 10,6 млн.га. причинами уменьшения площади сельхозугодий являются нарушение и деградация почвенного покрова, отвод земель под застройку городов, поселков и промышленных предприятий. Фонд черноземных почв России составляет около 120 млн.га. Это всего лишь около 7% общей площади, но на ней размещается более половины всей пашни и производится около 80% всей земледельческой продукции.

 Земельные  ресурсы образуют земельный фонд  РФ. Различают  земельный  фонд  республик,  краев  и  областей,  автономных областей, автономных  округов, районных и других  образований. 

Россия  относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами. Однако при огромных размерах территории наша страна имеет относительно небольшое количество земельных угодий благоприятных для жизни и хозяйственной деятельности человека. Свыше 10% площади страны занято малопродуктивными землями тундры, 8% - подвижными песками, 5% - высокогорными районами. Сельскохозяйственные угодья составляют лишь 25% от общей площади России. Они состоят из пашни, садов, виноградников, сенокосов и пастбищ.

Структура сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации на 1 января 2011г.

        Таблица 3

Наименование

млн.га

%

Пастбища

68,0

30,8

пашня

122,1

55,3

сенокосы

24,0

10,9

Многолетнего насаждения

1,8

0,8

Залежь

4,8

2,2


 

Сельскохозяйственные угодья - это  земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Предоставление их для  несельскохозяйственных нужд допускается  в исключительных случаях с учетом кадастровой стоимости угодий. В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 122,1 млн. га, залежи - 4,8 млн. га, многолетних насаждений - 1,8 млн. га, сенокосов - 24,0 млн. га, пастбищ - 68,0 млн. га.

Под земельными ресурсами понимаются земли, систематически используемые или пригодные к  использованию для конкретных хозяйственных  целей. Это в большой степени  ресурсы территории. Земельные ресурсы  характеризуются качеством почв, климатом, рельефом и т.д.

Земельные ресурсы ограничены. Они не заменимы другими  средствами производства. Использование их связано с постоянством места. Различаются они по агропроизводственным свойствам, плодородию и расположению.

Основное  значение природных ресурсов в народном хозяйстве состоит в том, что  они являются основным средством  производства в сельском хозяйстве  и пространственным территориальным  базисом для размещения производительных сил, транспорта и поселений.

По сравнению  с другими видами природных ресурсов земельные ресурсы обладают некоторыми особенностями. Они не могут быть перемещены с места на место, они  ограничены пределами определенной территории и, несмотря на многоцелевой характер использования, каждый участок  земли в данный момент времени  занят чем-то одним: застройкой, пастбищем, пашней. При этом земельные ресурсы  и почвенный покров – это основная база для производства человеком  продовольствия и сельскохозяйственного  сырья.

Все  вопросы  землепользования  на  территории  Российской  Федерации  регулируются Конституцией РФ, Земельным  Кодексом РФ (от 25.10.2001 № 136-ФЗ), Федеральными  Законами « О введении  в действие  земельного  кодекса Российской Федерации» (25.10.2001 № 137-ФЗ), «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (24.07.2002  № 101-ФЗ),  «О  землеустройстве» (18.06.2001  № 78-ФЗ),  «О  государственном земельном  кадастре» (2.01.2000  № 28-ФЗ),  а также законами  общей юрисдикции  и ресурсными законами.

Земельные ресурсы всегда были главным достоянием любой страны.

Россия  занимает 12,9% суши земного шара, удельный вес пашни России составляет 9,5% от всех распаханных земель в мире, площадь под лесами равна почти 21% от мировых лесопокрытых территорий. На территории России сосредоточено 55% самых плодородных черноземных  почв мира, 50% запасов пресной воды, 60% древесины хвойных пород, 30% разведанных  запасов энергоносителей. Биоклиматический потенциал территориального пространства России способен обеспечить нормальную жизнь населения по численности  примерно в 10 раз больше современной.

При огромных размерах территории наша страна имеет  относительно небольшое количество земельных угодий, благоприятных  для жизни и хозяйственной  деятельности людей. Более 10% площади  страны занято малопродуктивными землями  тундры, около 13% - болотами и заболоченными землями. Только 13% земельных площадей России используется в сельском хозяйстве (пашни, сады, сенокосы, пастбища). Доля самых ценных угодий – пашни лишь около 7,7% от площади страны. Более половины (52%) всей пашни располагается на черноземах. Здесь производится около 80% всей земледельческой продукции России.

Обеспеченность  России земельными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития страны. В тоже время этот потенциал рассматривается мировым сообществом как резерв для развития мировой экономической системы.

Согласно  статье 7 Земельного кодекса РФ земли  в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям                 земель    на 2011г

                                                                                                 Таблица 4                                                                                          

Наименование категорий земель

млн.га.

%

Сельскохозяйственного назначения

389,0

22,7

Лесохозяйственные

1183,3

64,6

Водохозяйственные

27,9

1,6

Промышленные

16,7

1,0

Земли запаса

106,1

6,2

Земли особо охраняемых территорий

34,2

2

Земли поселений

19,1

1,1


 

В соответствии со статьей 7 вышеуказанные земли  используются в соответствии с установленным  для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той  или иной категории и разрешенного использования в соответствии с  зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид  разрешенного использования из предусмотренных  зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Распределение земельного фонда Российской Федерации  по целевому назначению в процентном и количественном соотношении представлено в приложении.

Перевод земельных участков из одной категории  в другую предопределяется целесообразностью  хозяйственной деятельности и осуществляется решением федеральных и региональных органов власти. Согласно  статье 8 Земельного  кодекса  РФ земли  могут  находиться  в государственной (Федеральной  и  субъектов  Федерации),  муниципальной  и  частной собственности,  кроме земель лесного фонда. В государственной и муниципальной собственности сосредоточено 92,4 % земельной территории, в собственности граждан - 6,2, и в собственности юридических лиц - 1,4 % по состоянию на 1 января 2008 г. Большая часть сельскохозяйственных земель в настоящее время находиться в частной собственности (80%). 12% - земель поселения также находиться в частной собственности.

Сельскохозяйственные  угодья, в первую очередь пашни, - наиболее ценные земли, так как именно они дают большинство продуктов питания. Пашни в России раскинулись на 130 млн. га - это почти столько же, сколько во всех остальных странах Европы вместе взятых. По площади пахотных земель Россия уступает только двум государствам мира - США (190 млн. га) и Индии (170 млн. га), немного обгоняя Китай (97 млн. га). Однако российские пашни расположены в основном в не очень благоприятных климатических условиях, что снижает их ценность. Однако из-за расточительного отношения к земле Россия ежегодно теряет миллионы гектаров. Так, свалками в стране занято около 3 млн. га, что равно площади Бельгии. Овраги размыли около 2,5 млн. га, что больше территории Израиля, и с каждым годом эта цифра увеличивается на 0,1 - 0,2 млн. га. В результате добычи полезных ископаемых разрушено более 1 млн. га - целая Ямайка.

Основной  массив пахотных земель России располагается  в ее европейской части, а также  на юге Урала и Сибири (в пределах степной и лесостепной зон, а  также в южной части лесной зоны). Сенокосные угодья сосредоточены  в северных районах европейской  части России, в первую очередь, на заливных лугах.

Информация о работе Особенности территориальной организации транспортной системы РФ