Содержание
- Особенности территориальной организации транспортной системы РФ…………………………………………………………………………………..3
- Методические аспекты прогнозирования социально-экономического развития субъектов РФ…………………………….….………………….……..12
- Земельные ресурсы России: абсолютные и относительные запасы, их экономическая оценка……………………………………………………………20
Список литературы………………………………………….……………...……33
- Особенности территориальной организации транспортной системы РФ
Транспорт
- особая сфера материального производства
и самостоятельная отрасль экономики.
С его помощью осуществляются
связи внутри отраслей и между
ними, внутри экономических районов
и между ними, реализуются межгосударственные
связи. Транспорт - это основное условие
территориального разделения труда, по
образному выражению "кровеносная
система" экономики любой страны.
Транспорт
как главная отрасль инфраструктуры
Совокупность
подсистем транспортной инфраструктуры
характеризуется рядом специфических
свойств, вытекающих из задач
ее функционального единства:
- преобладание
пространственно-сетевых линейных
систем транспортной инфраструктуры
(хотя роль «точечных» элементов
(узлов) стремительно возрастает);
- инерционность
(неэластичность) функционирования, связанная
с дискретностью развития транспортной
инфраструктуры (нет жесткой связи между
уровнем развития инфраструктуры и потребности
в ней), что часто ведет к недооценке необходимости
новых капиталовложений в усиление объектов
и сетей.
Влияние
транспорта на развитие экономики
проявляется в виде транспортных
издержек, которые увеличивают стоимость
продукции. Отношение суммарных
транспортных издержек к полной
стоимости продукции называют
коэффициентом транспортной слагающей.
Чем меньше этот коэффициент,
тем более транспортабельна продукция
и, следовательно, более свободно
по отношению к потребителю
могут размещаться производства.
Отраслевая
структура транспортного комплекса
представлена железнодорожным, автомобильным,
воздушным, трубопроводным, морским
и речным видами транспорта. Взаимодействуя
между собой, они образуют единую транспортную
систему России. Уровень развития транспортной
системы России существенно различается
по регионам. Наиболее развитую транспортную
систему имеют Центральный, Северо-Западный,
Южный и Приволжский федеральные округа,
наименее развитую - Дальневосточный и
Сибирский. Различаются регионы и по структуре
грузооборота. Там, где в межрайонном масштабе
разрабатываются такие полезные ископаемые,
как железная руда и уголь, основные перевозки
осуществляются по железным дорогам; где
добывают нефть и газ, велика доля трубопроводного
транспорта; где разрабатываются лесные
ресурсы, значителен удельный вес речного
транспорта; в районах, специализирующихся
на развитии обрабатывающих отраслей,
главная роль принадлежит железнодорожному
транспорту. Так, например, в Сибирском
федеральном округе преобладает железнодорожный
транспорт и высок удельный вес трубопроводного
транспорта, в Центральном - подавляющая
часть перевозок осуществляется по железной
дороге.
Основные
виды транспорта - железнодорожный,
морской, речной, автомобильный, воздушный
и трубопроводный - образуют единую транспортную
системы РФ. Современная структура транспортной
сети сложилась под влиянием технико-экономических
особенностей различных видов транспорта
и экономико-географических особенностей
нашей страны. В составе транспортной
системы каждый вид транспорта имеет свои
рациональные сферы применения. Формирование
транспортной системы обусловлено некоторыми
социально-экономическими факторами:
развитием и размещением хозяйства, городских
поселений, направлением основных транспортно-экономических
связей, расположением крупных рекреационных
и туристических центров.
Значение
каждого вида транспорта в
единой транспортной системе
определяется его долей в общем грузооборотные
и пассажирообороте.
Протяженность
транспортных путей, грузо- и пассажирооборот
различных видов транспорта 2010
Таблица 1
Вид транспорта |
Протяженность транспортных путей, тыс.
км |
Грузооборот |
Пассажирооборот |
млрд
т-км |
уд. вес,
% |
млрд
пассажиро-км |
уд. вес,
% |
Железнодорожный |
87 |
1214 |
35 |
192,2 |
35 |
Морской |
- |
297 |
8 |
0,2 |
- |
Внутриводный |
84 |
90 |
3 |
1,1 |
- |
Трубопроводный |
210 |
1899 |
53 |
- |
- |
Автомобильный |
560 |
31 |
1 |
188,2 |
34 |
Воздушный |
- |
1,6 |
- |
71,7 |
13 |
Транспорт всего |
- |
3532,6 |
100 |
552,3 |
100 |
Его
основная часть в условиях
нашей страны приходится на
железнодорожный транспорт, что
обусловлено совпадением главных
магистралей с основными транспортно-экономическими
связями, а также преимуществами
этого вида транспорта перед
другими. В грузообороте значителен
удельный вес трубопроводного
транспорта, а в пассажирообороте
- автомобильного. Соотношение различных
видов транспорта неодинаково
в разных районах и при перевозке
различных грузов.
Структура
грузооборота зависит от специализации
экономических районов, сочетания
в них отраслей экономики, размещения
крупных сырьевых и топливных
баз, степени развития перерабатывающей
промышленности на привозном
сырье и топливе. Каждому экономическому
району соответствует своя структура
грузовых перевозок. Так, регионы
с межрайонным значением топливных
и сырьевых баз (Западно-Сибирский,
Восточно-Сибирский, Северный экономические
районы) обладают активным транспортным
балансом, то есть отправление грузов
превышает их прибытие. Наоборот, районы,
где развита преимущественно обрабатывающая
промышленность (Центральный, Волго-Вятский,
Северо-Западный) имеют пассивный транспортный
баланс - прибытие грузов превышает их
отправление.
В
перевозке грузов наиболее дешевыми
являются трубопроводный, морской,
железнодорожный и внутренний
водный транспорт, а в перевозке
пассажиров - автомобильный и железнодорожный.
Уровень
развития транспортной системы
экономических районов различен:
обеспеченность путями сообщения
как по общей длине, так и по плотности
(километров пути на тысячу кв. км) отличается
в десять и более раз. Наиболее развитой
транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный,
Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский
и Волго-Вятский экономические районы;
наименее развитой - Дальневосточный,
Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский
и Северный экономические районы.
Различаются
регионы и по структуре грузооборота:
там, где в больших масштабах
разрабатываются такие полезные
ископаемые, как железная руда
и уголь, основные перевозки
осуществляются по железным дорогам;
там, где добывают нефть и
газ, значительна роль трубопроводного
транспорта; в районах, где разрабатываются
лесные ресурсы, высок удельный
вес речного транспорта; в районах,
специализирующихся на обрабатывающих
отраслях, основная роль принадлежит
железнодорожному и автомобильному
транспорту. При этом районы добывающей
промышленности имеют активный
транспортный баланс, то есть
вывоз превышает ввоз, поскольку
масса сырья и топлива больше
массы готовой продукции, а
районы обрабатывающей промышленности,
наоборот - пассивный баланс, когда
ввоз превышает вывоз.
Для
нашей страны с ее огромными
пространствами, суровым климатом
и масштабными перевозками массовых
грузов на большие расстояния
преобладающее значение имеют
всепогодные виды наземного транспорта,
отличающиеся наименьшими издержками.
К таким видам транспорта, в первую очередь,
относятся железнодорожный и трубопроводный:
именно на них приходится основной объем
грузовой работы отечественного транспорта.
Внутренний водный и автомобильный транспорт
в России имеют значительно меньшее значение,
чем в странах Европы, США и Японии. Первый
- по причине относительно короткого навигационного
периода на большинстве рек страны (из-за
их замерзаемости), второй - в результате
более слабого развития автодорожной
сети и меньшей автомобилизации экономики.
По
суммарным объемам перевозки
грузов Россия, наряду с США,
занимает лидирующие позиции
в мире, однако значительные объемы
работы отечественного транспорта
обусловлены не столько высоким
уровнем экономического развития
страны, сколько топливоемким и сырьеемким
хозяйственным комплексом и огромными
расстояниями перевозки грузов.
Наибольший
объем грузооборота отечественного
транспорта был достигнут в 1990 г. По
мере углубления экономического кризиса
он стал быстро сокращаться. Современное
состояние транспортного комплекса определяется
сложившимся характером социально-экономического
развития страны: спадом производства,
снижением инвестиционной активности,
ростом цен и тарифов. Все это привело
к снижению спроса на перевозки, сокращению
их объемов, ускорению изношенности транспортных
средств и путевого хозяйства. Оживление
экономики в начале 2000-х годов создает
условиях и для развития транспортной
системы страны.
Виды транспорта и их характеристика
Таблица 2
Вид транспорта |
Достоинства |
Недостатки |
Железнодорожный |
– высокая провозная способность;
– способность осваивать массовые потоки
грузов и пассажиров;
– сравнительно небольшая себестоимость
перевозок;
– высокая скорость доставки;
– большая гибкость и маневренность
при выполнении перевозок;
– универсальный вид транспорта для
всех грузов. |
– требует больших капитальных
вложений, зависящих от топографических,
климатических и экологических
условий;
– высокая доля расходов, мало зависящих
от размеров движения. |
Воздушный |
– возможность быстрой организации
регулярной связи между любыми районами
страны;
– кратчайшие расстояния, короче соответствующих
маршрутов по железным дорогам на 25-30%,
по морским и речным на 50%;
– требует меньших удельных капиталовложений. |
– зависит от метеорологических условий;
– значительный расход топлива;
– высокая себестоимость перевозок. |
Трубопроводный |
– трубы можно прокладывать любого
диаметра, в прямом направлении от
места производства к месту потребления;
– самая низкая себестоимость перевозок;
– минимальные потери груза при транспортировке. |
транспортирует только жидкое или
газообразное состояние груза |
Морской |
– большая грузоподъемность;
– дальность перевозок;
– низкая себестоимость. |
– сезонность перевозки;
– функционирует только между портами;
– низкая скорость доставки. |
Речной |
– естественность путей: нет капитальных
затрат на строительство и освоение;
– низкая себестоимость перевозки при
дальности расстояния;
– малое сопротивление движению. |
– сезонность работы;
– малая скорость доставки;
– извилистость путей. |
Автомобильный |
– большая маневренность, благодаря
чему груз может быть доставлен от
места погрузки отправителем до склада
получателя;
– скорость доставки;
– эффективен при перевозке пассажиров. |
– высокая себестоимость;
– маленькая грузоподъемность. |
Железнодорожный
транспорт занимает одно из
ведущих мест в грузообороте и пассажирообороте
страны. Это обусловлено рядом преимуществ
по сравнению с другими видами транспорта:
1) Он
характеризуется довольно свободным
размещением, по территории, надежностью,
"всепогодностью", регулярностью.
2) Благодаря
большой грузоподъемности и относительной
дешевизне, позволяет осуществлять
массовые перевозки грузов и
пассажиров.
3) Позволяет
экономить жидкое углеводородное
топливо за счет электрификации
путевого хозяйства.
4) Он
наиболее эффективен в перевозках
на дальние расстояния массовых
видов грузов: угля, нефтепродуктов,
минерально-строительных материалов,
руд, сельскохозяйственных грузов
(в частности, зерна), леса, металлов,
минеральных удобрений, а также
продукции машиностроения и др.
Размещается
железнодорожный транспорт неравномерно:
наиболее густая сеть характерна
для европейской части страны.
В восточных районах железнодорожная
сеть имеет ярко выраженное
широтное направление с малой
разветвленностью. Плотность железнодорожной
сети в РФ невелика - 5 км на
1000 кв. км территории, в связи с чем
высока грузонапряженность железных дорог.
Морской
транспорт играет основную роль
во внешнеторговых связях страны.
Основные грузы, им перевозимые
- нефть, руды, каменный уголь,
зерно, лес. Крупные порты России
- Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск,
Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток.
Во внутренних перевозках различают
большой и малый каботаж. Первый
означает перевозки между портами
одной страны, но разных морей,
второй - одной страны и одного моря.
Большую роль в завозе грузов в арктические
районы страны имеет Северный морской
путь.
Речной
(внутренний водный) транспорт играет
относительно небольшую роль
в перевозке грузов, что связано
с несовпадением основных направлений
грузоперевозок (восток - запад) и
течение большинства рек (юг -
север) и сезонным характером
его работы. Его достоинством
является низкая себестоимость
перевозок. Он эффективен для
транспортировки массовых грузов
- минерально-строительных материалов,
леса, нефти и нефтепродуктов, угля,
зерна. Большая часть грузооборота
речного транспорта приходится
на европейские районы страны
(Волжско - Камский бассейн). Большое значение
для развития этого вида транспорта имело
создание единой глубоководной системы
страны и строительство Беломоро-Балтийского,
Волго-Балтийского, Московско-Волжского
и Волго-Донского каналов. Это создает
возможности для транзита грузов из европейских
стран в государства Индийского океана
(через Каспийское море). Огромна роль
этого вида транспорта в завозе грузов
в северные районы азиатской части страны
в связи с их крайне слабой инфраструктурной
освоенностью (бассейны Оби и Иртыша, Енисея,
Лены).