Перевозка массовых навалочных грузов. Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Спрос на грузовые перевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

Содержание работы

1 Введение 3-5
2 Характеристика груза 5-6
2.1 Выбор подвижного состава 6-8
2.2 Характеристика основных навалочных грузов 8
2.3 Правила перевозки массовых навалочных грузов 8-10
2.4 Выбор и характеристика погрузочно-разгрузочных механизмов 10-13
3 Документация при перевозке массовых навалочных грузов 13-15
4 Заключение 15-17
5 Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава 17-21
6 Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2.doc

— 507.00 Кб (Скачать файл)

Груз должен быть уложен в соответствии с основными  правилами безопасной перевозки  навалочных грузов:

- Не допускается  возвышение груза над бортом  автомобиля.

- Груз должен  быть распределен равномерно в кузове автомобиля.

- Высота автомобиля  вместе с грузом не должна  превышать 3,8 м.

По способу  погрузки-разгрузки песок, щебень, гравий относят к навалочным грузам, так  как эти грузы выдерживают  падение с высоты, их можно погружать и выгружать навалом. Принимаются и сдаются по объему и массе.

По способу  перевозки и хранения песок, щебень, гравий относятся к обычным грузам, так как они не требуют особых условий при перевозке и хранении, так же эти грузы не требуют  особых условий при погрузке, выгрузке и их можно перевозить на бортовых автомобилях. Эти грузы не боятся атмосферных воздействий.

2.1 Выбор подвижного состава

 В качестве подвижного состава используют автомобили-самосвалы марок ЗИЛ-ММЗ, КрАЗ, МАЗ, КамАЗ, БелАЗ.

Перечисленные автомобили отличаются высокими динамическими качествами, маневренностью, обеспечивают быструю разгрузку, а емкость их кузовов, как правило гласовывается с емкостью ковшей экскаваторов, загружающих автомобили.

Для перевозки  больших объемов навалочных грузов при работе в карьерах или разработке полезных ископаемых открытым способом, на дорожном строительстве или гидросооружений применяют автомобили-самосвалы особо большой грузоподъемности, относящиеся к категории внедорожных или карьерных автомобилей (автомобили БелАЗ).

Значительный  экономический эффект достигается  при применении автомобильных самосвальных поездов для перевозки сыпучих и навалочных грузов, состоящих из автомобиля-самосвала и самосвальных прицепов или тягача с самосвальным полуприцепом.

Самосвальные автопоезда имеют следующие преимущества перед автомобилями такой же грузоподъемности: меньшая стоимость; простота конструкции, обусловливающая снижение затрат на экс плуатацию, техническое обслуживание и ремонт на 1 т-км транспортной работы, а также снижение расхода топлива примерно на 20-30%; увеличенная полезная площадь кузова, которая в 1,4-1,5 раза больше, чем у автомобилей той же грузоподъемности.

Как правило, самосвальные поезда разгружаются на боковые стороны, что создает значительные удобства для выполнения работ по отсыпке земляного полотна, насыпей, дамб, так как отпадает необходимость в дополнительном маневрировании подвижного состава.

Для перевозки  грузов на строительной площадке или  в карьерах на малые расстояния и  при плохих дорогах применяют автомобили-думперы. При перевозке грунта на расстояние до 2-3 км производительность их на 30-40% выше, а мощность на 1 т грузоподъемности ниже, чем у автомобилей-самосвалов такой же грузоподъемности.

В отличие от обычных самосвалов думпер имеет короткую базу, жесткое крепление ведущей оси, реверсивную коробку передач и блокировку дифференциала. Кузов думпера имеет ковшеобразную форму. Их конструкция обеспечивает движение вперед и назад в пунктах погрузки-разгрузки без разворотов. Скорость их движения вперед — до 40 км/ч, назад — до 30 км/ч, у некоторых типов она одинакова в обоих направлениях.

Кузов в большинстве  конструкций саморазгружающий ся, разгрузка происходит почти мгновенно под влиянием собственной массы кузова с грузом после освобождения фиксатора (центр тяжести кузова с грузом находится впереди от подвески кузова), и кузов возвращается на место под действием собственного веса.

Различают думперы  особо малой — 1,5-2 т, средней —  от 2 до 10 т и большой — от 10 до 30 т грузоподъемности. В думперах большой грузоподъемности подъем и опрокидывание ковша происходит в принудительном порядке с шь мощью телескопического гидравлического подъемника. При небольших расстояниях перевозки навалочных грузов время простоя под погрузкой имеет значительный удельный вес в общем времени оборота.

Время погрузки и в конечном итоге производительность подвижного состава зависят от числа  циклов ковша экскаватора, необходимых для загрузки автомобилей, т.е. от вместимости ковша экскаватора. Простой будет наименьшим при максимальном приближении вместимости ковша экскаватора к объему кузова автомобиля.

Следует также  учитывать, что при разгрузке  ковша вместимостью, близкой к  вместимости кузова, рама автомобиля, рессоры и шины испытывают значительную ударную нагрузку, вызывающую ускоренный износ, а иногда поломку рам и рессор. Поэтому необходимо так подбирать экскаваторы и подвижной состав, чтобы отношение вместимости ковша экскаватора к вместимости кузова было равным 1:3—1:5.

На практике вместимости ковша и кузова не всегда соответствуют друг другу. Поэтому при погрузке грунта целым числом ковшей происходит либо недоиспользование, либо превышение номинальной грузоподъемности автомобиля.

Много времени  затрачивается на маневрирование подвижного состава при погрузи подача автомобилей под погрузку и отъезд от экскаватора после погрузки). На это время влияет взаиморасположение-экскаватора и автомобилей, организация движения автомобилей в пункте погрузки — сквозное движение или тупиковое (подача автомобилей к экскаватору задним ходом). Экскаватор и автомобиль могут находиться на одном уровне и на разных уровнях, иметь различную расстановку по отношению друг к другу, определяемую условиями и характером земляных работ.

Большую роль в  повышении производительности подвижного состава и экскаваторов играет организация четкой смены загружаемых автомобилей у экскаваторов. Для этого нужно, чтобы водители заранее ознакомились со схемой работы экскаваторов, организацией движения и состоянием подъездных путей.

Чтобы грунт не прилипал к днищу, кузова перед загрузкой посыпают шлаком, золой, опилками, мелким песком, известью, поваренной солью и т.п. или опрыскивают кузов соляным раствором. При низких температурах (до -20 °С) кузов обмазывают насыщенным раствором хлористого кальция. Этот раствор хорошо пристает к металлу и быстро твердеет при низких температурах, что обеспечивает хорошее скольжение грунта при разгрузке и полную очистку кузова.

2.2 Характеристика основных навалочных грузов

Наименование

Плотность, т/м

Угол откоса

в движении

в покое

Глина сухая

1,8

40

40

Глина сырая

2,0

20

25

Гравий

1,7

30

45

Земля

1,6

17

27

Зерно

0,6

28

35

Картофель

0,6

20

28

Песок

1,6

30

33

Торф

0,5

40

45

Уголь

0,8

30

45

Шлак

0,7

35

50

Щебень

1,8

35

45


2.3 Правила перевозки массовых навалочных грузов  

 Для каждого вида грузоперевозок предусмотрены свои правила. Так же регламентируются и правила перевозки некоторых отдельных видов грузов, в том числе и перевозка сыпучих грузов. Во многом, эти правила схожи, есть лишь некоторые их части, касающиеся непосредственно вида груза, который перевозится. 
Все обязанности, по соблюдению установленных правил перевозки грузов, берет на себя компания-перевозчик, которая априори обладать всеми необходимыми знаниями, а также, очень желательно, и опытом.

Непосредственно по перевозке  навалочных грузов, можно выделить несколько основных правил, регламентированных законодательно, на федеральном уровне. К навалочным грузам отнесятся нерудные строительные материалы: песок и песчано-гравийные смеси, галька, гравий, щебень, керамзит, известняк, мел, шлак, камень, грунт, глина, торф, а также другие навалочные грузы – уголь, руда, кокс, соли, строительный мусор, бытовые отходы и др. При погрузке навалочных грузов, например, перевозимых навалом, поверхность груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении. В автомобильных контейнерах, перевозка навалочных грузов без тары запрещена. Также, перевозчику запрещается перевозить навалочные грузы таким способом, при котором возможно их выпадение из кузова на проезжую часть самой дороги, или обочины. Т.е., навалочный груз, перевозимый в открытом кузове транспортного средства, должен быть, как минимум, накрыт специальным покрытием, или брезентом. Для предотвращения потерь  навалочных грузов во время перевозки их погрузку отправитель должен осуществлять с таким расчетом, чтобы поверхность грузов не выступала за верхние края бортов (кузова) автомобиля. При этом перевозчик должен обеспечивать обеспечивает укрытие таких грузов пологами. Навалочный груз должен быть равномерно размещен в кузове и не возвышаться над бортами; при перевозке легких грузов необходимо наращивать борта. Навалочные грузы наиболее выгодно перевозить на автомобилях-самосвалах, не требующих каких-либо дополнительных средств механизации при разгрузке. 
При перевозке навалочных грузов часто возникает довольно много проблем, связанных с потерями на стадии погрузки/разгрузки, перегрузки с одного транспортного средства на другое, просыпание груза во время движения и т.п. Поэтому, для перевозки навалочных грузов, наиболее рациональным является использование различные специализированные средства, например – контейнеры. В этом случае перевозку навалочных грузов весьма легко организовать в соответствии с требованиями правил. Сыпучие грузы (например цемент) перевозятся бестарным и тарным способом (в мешках). Перевозка сыпучих грузов бестарным способом производится в специализированных автомобилях-цистернах. При этом грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке бестарным способом цемент с температурой не выше 100° С. Перевозка бестарным способом в автомобилях-цистернах осуществляется только в адрес одного грузополучателя. Загрузка таких грузов производится через верхний люк, разгрузка — при помощи шнеков или с пневматической разгрузкой. Выгрузка — через шланг от компрессора подается сжатый воздух. При погрузке, транспортировке и разгрузке цемента автотранспортные предприятия или организации, грузоотправители и грузополучатели должны принимать меры по обеспечению сохранности цемента, не допуская попадания на него атмосферных осадков и его распыления. Для разгрузки цемента из специализированных автомобилей-цистерн в хранилище грузополучатель должен иметь площадки с твердым покрытием. На постоянных местах разгрузки (растворных узлах, заводах стройиндустрии, крупных стройках) грузополучатель должен оборудовать разгрузочные площадки с обеспечением наклона специализированного автомобиля-цистерны на 12—14° в стороны разгрузки. Для перевозки навалочных грузов перевозчики должны выделять автотранспортные средства с самосвальными кузовами. Для погрузки навалочных грузов грузоотправитель должен выделять погрузочные машины с объемом ковша (для одноковшовых погрузчиков и экскаваторов) не более 1/3 объема кузова автомобиля или прицепа. При этом при погрузке ковш погрузочной машины должен находиться на высоте не более 1,0 м от днища кузова автомобиля.

До начала погрузки грузоотправитель должен согласовать с перевозчиком и предусмотреть в договоре перевозки порядок оповещения водителя о начале подачи автомобиля под погрузку, способ обозначения места его установки для погрузки и массу груза, загружаемого в кузов автомобиля, с учетом недопущения превышения осевых нагрузок на дорогу на маршруте транспортного средства. При перевозке навалочных грузов в зимнее время, по соглашению сторон, грузоотправитель в зависимости от свойств перевозимого груза обеспечивает покрытие внутренней поверхности кузова автомобиля специальными материалами, предотвращающими примерзание груза к кузову. В качестве альтернативного варианта перевозчики по договору перевозки могут принять на себя оборудование самосвальных кузовов системой подогрева с оплатой стоимости оборудования грузоотправителем или грузополучателем. При перевозке навалочных грузов по автомобильным дорогам с усовершенствованным покрытием грузоотправитель должен оборудовать кузов автомобиля пологом для защиты дороги и придорожной полосы от загрязнения в результате возможного выпадения части груза из кузова во время движения этого автомобиля. По договору перевозки такое дооборудование кузова автомобиля может быть осуществлено перевозчиком за счет грузоотправителя. Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю навалочных грузов при наличии у них весов производится перевозчиком по весу, а при отсутствии весов – расчетным путем по объему и объемному весу или условно. При перевозке грузов нетоварного характера (грунт в отвалы, строительный мусор, снег) перевозчик по условиям договора фрахтования может быть освобожден от обязанности оформления сдачи груза получателю. Порядок и условия очистки кузова транспортного средства от остатков навалочных грузов устанавливаются в договоре перевозки грузов.

В транспортной накладной, оформляемой при перевозках навалочных грузов, в разделе «Сведения о грузе» грузоотправитель должен указывать вид груза, способ перевозки («навалом» или «насыпью»), объем и вес (массу) груза на транспортном средстве.

При перевозке  однородных навалочных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя грузоотправителем оформляется одна транспортная накладная на всю работу, выполненную перевозчиком в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.

2.4 Выбор и характеристика погрузочно-разгрузочных механизмов

Экскаваторы и  в этом комплексе занимают ведущее  место. Основное назначение экскаваторов – разработка карьеров, выполнение вскрышных работ, проходка траншей, котлованов, производство земляных работ в строительстве и т.е это универсальные машины. Они бывают пневмоколесными и гусеничными.

Информация о работе Перевозка массовых навалочных грузов. Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава