Порядок формирования и структура информационной базы процесса регулирования рынка транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.

Содержание работы

Введение.................................................................................................. 3
Задачи регулирования транспортной деятельности................................................ 5
Методы регулирования автотранспортной деятельности...................................... 7
Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных услуг................ 9
Формирование системы государственного регулирования
транспортной деятельности в Российской Федерации.................................. 11
Формирование информационной базы данных для регулирования
транспортной деятельности....................................................................... 18
Порядок формирования и структура информационной базы
процесса регулирования рынка транспортных услуг............................... 19
Список литературы........................................................................... 21

Файлы: 1 файл

макс.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................. 3

Задачи регулирования транспортной деятельности................................................ 5

Методы регулирования автотранспортной деятельности...................................... 7

Лицензирование как метод регулирования  рынка транспортных услуг................ 9

Формирование системы государственного регулирования

транспортной деятельности в Российской Федерации.................................. 11

Формирование информационной базы данных для регулирования

транспортной деятельности....................................................................... 18

Порядок формирования и структура  информационной базы

процесса регулирования рынка  транспортных услуг............................... 19

Список литературы........................................................................... 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем  транспортных услуг во многом зависит  от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует  повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо­развитых регионах страны или  мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Особое место транспорта в сфере  производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет само­стоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Особое место среди различных  видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов.

В большинстве стран, в том числе  и в России, автомобильный транспорт  занимает ведущее место по объемам  перевозок грузов и пассажиров.

Развитие рыночных отношений в  России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам  по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились  объемы перевозок и выпуск парка  подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено  тем, что взамен существовавшей системы  отраслевого управления автомобильным  транспортом не была создана эквивалентная  система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного  хозяйствования. Предприятия и организации  транспорта остались один на один с  рыночной стихией.

В процессе приватизации и демонополизации  транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей  руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения  в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной  системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

Однимиз первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной дея­тельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Формирование органов РТИ и  их функционирование дали свой положительный  эффект, который заключался, в частности, в снижении коли­чества дорожно-транспортных происшествий.

Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических  и административных методов воздействия  на работу тран­спорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.

 

ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе управления бизнесом за рубежом  лежит доктрина "невмешательства", своими корнями уходящая в ранний капитализм 18 века. Она предусматривает, что правительство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством, а должно предоставлять им свободу действий. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности. Существует много причин, по которым общество должно осуществлять контроль над транспортом.       

 

 

 

 

 

1. Основные операции транспорта  необходимо регулировать в интересах  общественной безопасности (дорожного  движения и экологической).

2. Во многих случаях транспорт  является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий  фактор его развития.

3. Чаще всего транспорт сильно  подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной  платы работающих в отрасли.

4. Социальные затраты транспорта  очень велики, в связи с этим  их необходимо учитывать и  перераспределять. Автомобильный транспорт  не может существовать без  таких элементов, как автомобильные  дороги, стоянки и т.п. Это обусловливает  дополнительное финансирование.

5. Транспорт часто требует международного  взаимодействия, что предопределяет  необходимость государственных  соглашений.

6. Транспорт вместе с системой  материально-технического снабжения  и связью является частью инфраструктуры  национальной экономики и одновременно  стимулятором ее развития.

7. Транспорт, в связи с высоким  коэффициентом перевозимости производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимулирующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях нестабильной экономической обстановки необходим контроль за уровнем тарифов.

8. Транспорт является центральным  звеном при ликвидации чрезвычайных  ситуаций и играет важную роль  в обеспечении обороно­способности страны.

 

 

МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Нормативно-правовые методы по области  своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие без­опасность и регулирующие рынок  транспортных услуг.

В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила  дорожного дви­жения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.

К методам регулирования рынка  транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производ­ственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.

 

Синтетические методы регулирования  автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и  экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед  автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного  времени на городских маршрутах.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Основополагающая цель лицензирования объединяет две, по своей сути разные задачи:

 

1. Регулирование рынка транспортных  услуг.

2. Обеспечение безопасности транспортной  деятельности. Так, в положении  1984 г. о грузовом транспорте (Великобритании) "Условия выдачи и оплаты  лицензий на эксплуатацию" отмечается, что лицензирование эксплуатирующих  организаций и лиц является  средством регулирования (упорядочения) коммерческой эксплуатации грузовых  транспортных средств. Оно представляет  собой систему контроля качества, обеспечивающую следующие гарантии: транспортные средства эксплуатируются  на законном основании, они  содержатся в исправном состоянии,  и эксплуатируемый транспорт  базируется в пунктах, где он  причиняет наименьшие неудобства  и беспокойство для окружающей  зоны.

Двойственность задач лицензирования и их характер предопределяют неоднородный характер объектов (субъектов) лицензирования.

Лицензированию подлежит определенный вид деятельности. Автотранспортная деятельность многопланова. Она включает в себя: автомо­бильные перевозки; техническое обслуживание и ремонт автомобилей (обеспечение хранения и заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и т.д.).

Обеспечение безопасности автотранспортной деятельности предъявляет определенные требования к лицам, занимающимся такой  деятель­ностью, а также к используемым техническим средствам. Таким образом, объект (субъект) подлежащий лицензированию, имеет несколько эклектичный характер.

В настоящее время в различных  странах не существует единого подхода  при определении объекта лицензирования по такому фактору, как принадлежность перевозок. Так, в ряде стран (Бельгия, США и др.) лицензированию подлежат только перевозки для "третьей" стороны, и не требуется лицензия при перевозке для собственных  нужд. То же самое можно отнести  к Германии.

Однако там лицензированию подлежат перевозки на расстояние более 75 км. В других же странах (например, Великобритании) таких огра­ничений нет. Так, в Великобритании обладателем лицензии должно быть лицо или организация, эксплуатирующая любые грузовые транспортные средства, использование которых связано с профессиональной или коммерческой деятельностью. Сюда не входят транспортные средства, используемые для личной надобности (в частном порядке), однако формулировка "профессиональная или коммерческая деятельность" охватывает все виды коммерческой деятельности, профессии, деятельность  ассоциаций, местных органов власти, легально существующих предприятий, предпринимателей, фермеров и вообще всякие виды деятельности, направленные на получение дохода.

Транспортная лицензия выдается, как  правило, на каждое транспортное средство. Однако существуют определенные ограничения.

Например, в Бельгии наличие  транспортной лицензии не требуется  для осуществления перевозок  для собственных нужд; перевозок  за преде­лами общественных автомагистралей; перевозок транспортных средств. имеющих повреждения или подлежащих ремонту и др. - всего 16 наименований.

В Великобритании к числу не подлежащих лицензированию транспортных средств  относятся малые грузовые транспортные средства, транспортные средства полиции  и пр. - всего 25 наименований.

В настоящее время практически  во всех странах существует сложная  дифференциация лицензий по различным  признакам.

Так, в странах Бенилюкса существуют следующие виды лицензий:

"Р" - ограниченные перевозки (перевозки в радиусе 75 км); "V" - общая лицензия на перевозки внутри страны; "LТВ" - лицензия на перевозки в странах Бенилюкса; "LТS" -лицензия на перевозки в странах ЕС.

Для перевозок за пределами ЕС к  лицензии "LТС", будет добавлена двусторонняя лицензия.

В Великобритании выдаются следующие  типы лицензий:

-         ограниченная  лицензия. Позволяет перевозить  грузы только по своей надобности (на свой счет), будь то пределах  Соединенного Коро­левства или за границей;

-         стандартная  международная лицензия. Дает право  на перевозки грузов, будь то  на свой счет, по найму или  за вознаграждение в Соединенном  Королевстве, а также на рейсы  "за свой счет" по обе стороны  границы.

С целью регулирования отдельных, специфических видов перевозок  иногда вводятся специальные лицензии. Например, в Бельгии для осущест­вления прибрежных перевозок требуется специальная лицензия.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования  транспортной дея­тельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ) - органа, призванного осуществлять лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс республики, контролировать выполнение транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять ряд других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

РТИ является органом принципиально  нового типа, деятельность которою не имеет аналогов в отечественной практике управления транспортом.

Первоначальной задачей подразделений  РТИ было лицензирование транспортной деятельности. При этом за процессом  лицензирования не просматривались, да и не могли просматриваться основные функции органов РТИ:

-         ограничение  либо стимулирование притока  транспорта в те или иные  сектора регионального рынка  транспортных услуг;

-         определение  дополнительных льгот и формирование  особых условий для предприятий  и предпринимателей, осуществляющих  социально значимые перевозки;

-         применение  к транспортным предприятиям  санкций при нарушении требования  лицензирования и др.

Это предопределили следующие объективные  причины:

Во-первых - отсутствие у государственных  служащих и работников аппарата органов  управления транспортом опыта регулирования  деятель­ности транспортных предприятий вне системы прямого ведомственного или местного партийно-административного подчинения. Важную роль играет и отсутствие у работников самих транспортных предприятий привычки к существованию вневедомственного непрямого регулирования транспортной деятельности.

Информация о работе Порядок формирования и структура информационной базы процесса регулирования рынка транспортных услуг