Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.
Введение.................................................................................................. 3
Задачи регулирования транспортной деятельности................................................ 5
Методы регулирования автотранспортной деятельности...................................... 7
Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных услуг................ 9
Формирование системы государственного регулирования
транспортной деятельности в Российской Федерации.................................. 11
Формирование информационной базы данных для регулирования
транспортной деятельности....................................................................... 18
Порядок формирования и структура информационной базы
процесса регулирования рынка транспортных услуг............................... 19
Список литературы........................................................................... 21
Во-вторых - отсутствие объективной базы данных для оценки текущего состояния транспортных рынков как в части оценки текущего состояния транспортных рынков и оценки реального спроса на транспортные услуги, так и в части определения фактических провозных возможностей различных транспортных предприятий. Отсутствие также методов оперативной оценки состояния спроса и предложения на транспортном рынке.
В-третьих - слабое правовое обеспечение
транспортно-коммерческой деятельности
и несоответствие действующих транспортных
правил и уставов изменяющимся экономическим
условиям. В хозяйственном
В-четвертых - существование в регионах органов, которые так или иначе уже осуществляют практическое регулирование транспортной деятельности. В первую очередь, это транспортные подразделения местной администрации, а также, в известной степени, ТПО автомобильного транспорта общего пользования, которые, несмотря на свой объективно производственный характер, тем не менее, всегда работали в контакте с местными властями и стремились за счет имеющихся административных рычагов способствовать решению конкретных транспортных проблем региона. В некоторых регионах уже созданы или создаются новые органы транспортной администрации (транспортные департаменты), особые структуры типа служб единого заказчика транспортных услуг. В ряде мест существуют межведомственные координационные органы, призванные способствовать нормальной работе транспорта.
По мере развития рыночной экономики в РФ и устранения вышеперечисленных причин, тормозящих развитие системы государственного регулирования, функции и задачи РТИ значительно расширятся. При этом важнейшими из них будут следующие:
1. Разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами.
Первой причиной является существование
таких секторов транспортного рынка,
где предложение и так уже
превышает спрос. Поэтому появление
там таких новых конкурирующих
предприятий является нецелесообразным,
и органы государственного регулирования
должны ограничивать появление новых
предприятий в данном секторе
рынка. Подобная ситуация для отечественного
автотранспортного рынка пока в
целом нехарактерна, хотя отдельные
виды перевозок с высокой
Другим возможным мотивом
2. Непосредственное
В настоящее время основным содержанием деятельности региональных отделений РТИ является именно непосредственное лицензирование автовладельцев, и большинство практических вопросов, возникающих у сотрудников инспекций, касается техники лицензирования.
3. Контроль выполнения
На органы РТИ также возложены определенные контрольные функции, причем задача эта является чрезвычайно важной и непростой. По-видимому, как и в большинстве развитых стран, контрольная деятельность РТИ должна осуществляться по трем основным направлениям:
- контроль на линии. В основном,
это проверка наличия на
- контроль на предприятиях. Это
могут быть как плановые, так
и разовые проверки
- проверка жалоб клиентуры или
конкурирующих предприятий.
4. Контроль ценообразования и
применения тарифов. Данная
Видимо, в перспективе будет создана новая тарифная система, сочетающая централизованный контроль за общим уровнем тарифов с достаточной свободой формирования тарифов в конкретных регионах, на отдельных видах перевозок, конкретными предприятиями.
5. Налоговое регулирование
Налоговая система Российской Федерации, как и система тарифов, находится в стадии формирования. Однако уже сейчас законодательство представляет региональным органам власти возможность определенного "маневра" с помощью местных налогов. Это означает, что региональные отделения РТИ в принципе получают возможность участия в подготовке решений об изменении местного налогообложения транспортных предприятий с учетом специфики их работы, важности для региона выполняемых перевозок и т.д.
6. Контроль и анализ
В получении данных о состоянии
транспортного обслуживания на местах
региональным отделениям РТИ будет
принадлежать ведущая роль. При этом,
помимо анализа официальной отчетности
и статистики, транспортный инспектор
должен иметь представление о
состоянии транспортного
Новая система официальной отчетности транспортных предприятий, как и методика анализа соотношения спроса и предложения в различных секторах транспортного рынка, находятся еще в стадии разработки. Тем не менее, в практике работы отделений РТИ могут использоваться простейшие методические приемы для анализа состояния транспортного рынка.
7. Финансирование отдельных
Практика развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для обустройства транспортных систем (дорог, терминалов, автовокзалов и т.д.) не всегда оказываются доступными даже для крупных транспортных предприятий. В России сегодня из-за резкого падения финансовых возможностей предприятий эта проблема стоит чрезвычайно остро.
Разумеется, региональные отделения РТИ не обладают ресурсами для финансирования развития транспортных систем. Однако в тех ситуациях, когда при обсуждении местного бюджета решается вопрос о размерах и структуре ассигнований на развитие регионального транспорта (строительство автовокзала, улучшение дорог и мостов и т.д.), транспортной инспекции должна быть предоставлена возможность дать свое обоснование по поводу того, какие объекты с учетом сложившейся транспортной ситуации должны финансироваться в первую очередь.
8. Покрытие текущих убытков
Чаше всего объектами дотации
являются системы городского
пассажирского транспорта, рентабельность
которого не может быть
Роль отделения транспортной инспекции в данном случае та же, что и в решении вопросов о финансировании развития транспорта.
9. Разработка и контроль
Задача региональных отделений РТИ при осуществлении данной функции заключается в контроле за экологическим состоянием транспортных предприятий.
10. Разработка и контроль
Участие региональных отделений РТИ при реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГАИ системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.
11. Разработка и применение
В период административно-командного управления транспортом проблема привлечения транспорта в экстренных ситуациях решалась административными предписаниями транспортным предприятиям. В настоящее время еще предстоит выбрать механизмы нового типа, сочетающие административно-правовые рычаги со средствами экономического стимулирования и полной компенсацией дополнительных издержек транспорта. Ре-тональные транспортные инспекции, взаимодействуя с местными властями, должны помогать в поиске и отработке таких механизмов с учетом конкретных особенностей транспортной системы своего региона.
Для реализации возложенных на РТИ функций предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:
Автотранспортным предприятиям:
- защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;
- защиту
от недобросовестной
- рассмотрение
в качестве арбитражной
- информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;