Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:53, курсовая работа
Транспортно-экспедиционная компания (ТЭК) — это компания занимающаяся организацией перевозок грузов от грузоотправителя (клиента) к грузополучателю. В большинстве случаев ТЭК является компанией посредником между клиентом и перевозчиком, предоставляя услуги по поиску исполнителя, удовлетворяющий транспортные критерии перевозки груза
а) за утрату или недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза;
б) за утрату
груза, сданного с объявленной ценностью,
- в размере объявленной
в) за порчу
и повреждение груза - в сумме,
на которую понизилась его стоимость,
а при невозможности
Перевозчики
наряду с возмещением установленного
ущерба, вызванного утратой, недостачей
или повреждением (порчей) груза, возвращают
грузоотправителю (грузополучателю) провозную
плату, взысканную за перевозку утраченного,
недостающего, испорченного или поврежденного
груза, если эта плата не входит в
При утрате или недостаче груза при его
перевозке перевозчик лишается возможности
полностью или частично передать материальные
ценности в пункте назначения. В этих случаях
определение ущерба, подлежащего возмещению,
не вызывает на практике каких
Статья 796 Гражданского кодекса РФ предусматривает,
что перевозчик отвечает за утрату, недостачу
и повреждение принятого к перевозке груза
и багажа, если не докажет, что утрата,
недостача или повреждение (порча) произошли
вследствие обстоятельств, которые перевозчик
не мог предотвратить и устранение которых
от него не зависело, т.е. не по его вине.
Транспортное законодательство, устанавливая
виновную ответственность перевозчика,
не исполнившего обязательство либо исполнившего
его ненадлежащим образом, исходит не
из факта наличия вины, а лишь из ее презумпции.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим
обязательство. Возлагая бремя доказывания
на перевозчика, транспортное законодательство
исходит из того, что нарушение обязательства,
поскольку не доказано иное, является
виновным. В транспортных уставах воспроизводится
это общее правило о бремени доказывания
перевозчика. Оно выражено в формуле "...если
не докажет" (ст. 96 УЖТ, ст. 117 КВВТ, ст.
166 КТМ, ст. 118 ВК, ст. 34 УАТ и ГЭТ).
Принцип ответственности за вину распространяется
не только на перевозчика, но и на его клиентуру
- грузоотправителей и грузополучателей.
Это правило вытекает из содержания ст.
404 ГК РФ, которая устанавливает: "Если
неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательства произошло по вине обеих
сторон, суд соответственно уменьшает
размер ответственности должника",
т.е. здесь, по-видимому, имеется в виду
смешанная ответственность должника и
кредитора. Следует отметить, что смешанная
ответственность транспортными уставами
и кодексами не предусмотрена, хотя практика
свидетельствует о необходимости установления
Регулируя основные положения об ответственности
транспортных организаций за сохранность
грузов при перевозках, транспортные уставы
и кодексы приводят перечень обстоятельств,
при наличии которых перевозчики освобождаются
от имущественной ответственности за
утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
Обстоятельства, которые исключают ответственность
перевозчика за несохранность грузов
на различных видах транспорта, можно
разделить на две наиболее характерные
группы по признаку распределения бремени
доказывания между перевозчиком и грузоотправителем
(грузополучателем).
Первая группа предусматривает презумпцию
вины перевозчиков, и согласно содержанию
этих статей перевозчик обязан доказать
отсутствие своей вины, в противном случае
он должен нести ответственность за несохранность
груза.
Следует отметить, что эти обстоятельства
на всех видах транспорта в основном одинаковые,
и это дает возможность выделить наиболее
характерные.
К ним относятся:
а) вина грузоотправителя и грузополучателя;
б) особые естественные свойства перевозимого
груза, вызвавшие его поломку, ржавчину,
внутреннюю порчу и другие последствия;
в) недостатки тары или упаковки, которые
не могли быть замечены по наружному виду
при приеме груза к перевозке, или применение
тары, не соответствующей свойствам груза
или установленным стандартам, при отсутствии
следов повреждения тары в пути;
г) сдача груза к перевозке без указания
в накладной его особых свойств, требующих
особых условий или предосторожности
для сохранности груза при перевозке или
хранении;
д) сдача к перевозке груза, влажность
которого превышает установленную норму.
Вторая группа обстоятельств предусматривает
презумпцию невиновности перевозчика.
В статье 118 Устава железнодорожного транспорта,
ст. 118 Кодекса внутреннего водного транспорта,
ст. 168 Кодекса торгового мореплавания
и ст. 35 Устава автомобильного транспорта
и городского электрического транспорта
перечисляются обстоятельства, освобождающие
перевозчика от ответственности за несохранность
груза при перевозке, когда бремя доказывания
вины перевозчика возложено на грузоотправителя
или грузополучателя при получении груза
в пункте назначения.
К таким обстоятельствам относится, например,
прибытие груза в пункт назначения в исправном
состоянии, за исправными запорно-пломбировочными
устройствами (пломбами), установленными
грузоотправителем. Предполагается, что
доступа к грузу во время его следования
в адрес грузополучателя не было.
Перевозчик несет ответственность за
недостачу груза лишь в том случае, если
будет доказано обратное.
Договоры о
международных перевозках в подавляющем
большинстве случаев основаны на
международных конвенциях и соглашениях,
к которым присоединилось большинство
стран мира. Все эти конвенции
и соглашения выработаны на базе международного
права и поэтому вне
Перевозчик обязан доказать, что его вины нет в следующих типичных случаях:
Однако в судебно-арбитражной практике известны случаи, когда доказательство вины перевозчика лежит на грузовладельце.
Таких случаев несколько:
Это обстоятельство автоматически
свидетельствует о том, что любая
несохранность груза зависит, прежде всего,
от сопровождающего, если он не приведет
доказательств того, что утрата или порча
груза произошла по вине перевозчика.
Когда речь идет о судебном разбирательстве исков к перевозчику, следует иметь в виду, что суды принимают доказательства и объяснения не только перевозчика, но и грузоотправителя, и грузополучателя, а иногда и других участников процесса международной перевозки (экспедиторов, таможенников).
Процедура судебно-арбитражной практики достаточно сложна и неоднозначна в разных странах. Существует весьма большое число судебных обычаев, приемов и способов ведения арбитражных дел. Четкое и строгое соблюдение принятых в стране разбирательств претензий к перевозчику является обязательным требованием. Это, как правило, достигается путем привлечения к судебному разбирательству местного адвоката. В целом же формализованная процедура доказывания по претензиям и искам сводится к следующему.
Истец должен обосновать:
Перевозчик должен доказать:
Суд обычно принимает
во внимание доказательные факты
о сложившейся репутации
Информация о работе Посредничество во внешнеторговых транспортных операциях