Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотрение правового статуса воздушного судна.
Для достижения поставленной цели в работ решается ряд задач:
- определяется понятие воздушных судов как недвижимых вещей;
- рассматривается порядок регистрации прав на воздушные суда;
- выделяются вопросы регистрации воздушных судов за рубежом;
- раскрываются авиационные правила государственного регулирования эксплуатации воздушных судов.
Введение……………………………………………………………………3
1. Общие положения о воздушных судах………………………………5
1.1. Воздушные суда как недвижимые вещи…………………………..5
1.2. Регистрация прав на воздушные суда……………………………..9
2. Проблемные аспекты реализации правового статуса воздушного судна……………………………………………………………………………...12
2.1. Вопросы регистрации воздушных судов за рубежом…………..12
2.2. Авиационные правила государственного регулирования эксплуатации воздушных судов……………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………30
Предмет международное транспортное право
тема : Правовой статус воздушного судна.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общие
положения о воздушных судах………
1.1. Воздушные
суда как недвижимые вещи………………
1.2. Регистрация прав на воздушные суда……………………………..9
2. Проблемные
аспекты реализации правового
статуса воздушного судна………………
2.1. Вопросы регистрации воздушных судов за рубежом…………..12
2.2. Авиационные правила
государственного
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………30
Введение
Воздушный кодекс РФ определяет воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32).
Основной критерий "использование свойств воздуха" был взят за основу определения понятия "воздушное судно" еще Конвенцией о регулировании воздушной навигации 1919 г., заложившей основы международного воздушного права. Согласно приложению 7 Чикагской конвенции, с учетом второй поправки, вступившей в силу в 1968 г., понятие "воздушное судно" определено как "летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха, отличной от реакции воздуха, отраженного от земной поверхности". В последующих международных правовых актах, регулирующих вопросы воздушной деятельности, данный критерий являлся решающим. Согласно Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях 2001 г. воздушные суда означают воздушные суда, как они определены для целей Чикагской конвенции, и представляют собой либо планеры с установленными на них авиационными двигателями, либо вертолеты. В добавление к основной характеристике использования свойств воздуха в целях данного международного акта применен метод перечисления, используемый многими странами для определения понятия "воздушное судно".
В советском законодательстве термин "воздушное судно" употреблялся в первом кодифицированном акте, регламентирующем воздушные передвижения, - Декрете СНК от 12 января 1921 г. "О воздушном передвижении над территорией РСФСР и ее территориальными водами". Воздушный кодекс СССР 1935 г., а вслед за ним и Воздушный кодекс СССР 1961 г. не содержали определения понятия "воздушное судно", но устанавливали, что к гражданским воздушным судам относятся все летательные аппараты (как легче, так и тяжелее воздуха), за исключением летательных аппаратов, входящих в состав Вооруженных Сил СССР. Воздушный кодекс СССР 1983 г. для его целей определял воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.
Цель настоящей работы – рассмотрение правового статуса воздушного судна.
Для достижения поставленной цели в работ решается ряд задач:
- определяется понятие воздушных судов как недвижимых вещей;
- рассматривается порядок регистрации прав на воздушные суда;
- выделяются вопросы регистрации воздушных судов за рубежом;
- раскрываются авиационные
1. Общие положения о воздушных судах
1.1. Воздушные суда как недвижимые вещи
По закону к недвижимым вещам относятся не все воздушные суда, а только подлежащие государственной регистрации (п. 2 ст. 130 ГК РФ). К сожалению, ст. 131 ГК, посвященная вопросам государственной регистрации недвижимости, с юридико - технической точки зрения не безупречна. Если судить по ее названию, речь должна идти о регистрации недвижимых вещей. В действительности же в ней говорится о регистрации не столько вещей, сколько прав на них.
Неясность вносит п. 2 указанной статьи, который гласит: "В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества". Речь идет о государственной регистрации - но чего? Вещей или же прав на них? Во всех остальных пунктах ст. 131 ГК говорится только о регистрации прав. Но смысл п. 2 таков, что в нем должна подразумеваться государственная регистрация именно имущества. Однако никаких разъяснений, в чем она заключается и как должна быть организована, ГК не содержит1. Непонятно также, как государственная регистрация соотносится со специальной.
По всей видимости, в п. 2 ст. 131 ГК имеется в виду следующее: помимо государственной регистрации прав на недвижимые вещи законом может быть предусмотрена государственная регистрация (учет) самих вещей, именуемая также специальной регистрацией (учетом) объектов недвижимости. В этом случае будет совпадать терминология ГК и Воздушного кодекса РФ (далее - ВК). Согласно ст. 33 ВК гражданские и государственные суда подлежат государственной регистрации, а экспериментальные - государственному учету. Действующий в настоящее время Кодекс был принят после вступления в силу первой части ГК и, следовательно, основывается на его нормах. Поэтому государственная регистрация (учет) воздушных судов есть не что иное, как предусмотренная п. 2 ст. 131 ГК специальная регистрация данных объектов недвижимости.
Регистрация воздушных судов в нашей стране существует уже давно. Ее введение было вызвано необходимостью установления национальной принадлежности воздушных судов, что является одним из принципов как отечественного, так и международного воздушного права. В ст. 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 год) установлено специальное правило, в соответствии с которым воздушные суда имеют национальность того государства, в котором зарегистрированы. Государство регистрации принимает на себя предусмотренные Конвенцией права и обязанности, вытекающие из факта установления национальной принадлежности воздушного судна, и прежде всего - распространение на него своей юрисдикции2.
Статья 33 ВК для целей регистрации подразделяет воздушные суда на гражданские, государственные и экспериментальные. Данная классификация основана на делении авиации на гражданскую - используемую в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, государственную - используемую для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно - оборонных задач, и экспериментальную - используемую для проведения опытно - конструкторских, экспериментальных, научно - исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. ст. 21 - 23 ВК).
Наибольший интерес в данном случае представляет первая категория судов, поэтому вопросы их регистрации рассмотрим более подробно.
Согласно п.
п. 1, 2 ст. 33 ВК гражданские воздушные
суда подлежат государственной регистрации
в Государственном реестре
Порядок регистрации
определяется Правилами государственной
регистрации гражданских
Основные цели регистрации воздушных судов и объектов недвижимости, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей), различны3. Изначально регистрация воздушных судов имела прежде всего публично - правовое значение. Так, упомянутые Правила определяют регистрацию гражданских воздушных судов как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных соглашений. Но с принятием первой части ГК РФ регистрация воздушных судов в Российской Федерации приобрела также частноправовое значение - как и для вещей недвижимых de facto.
Момент, с которого воздушное судно признается объектом недвижимости, законодателем не определен. Статьей 130 ГК к недвижимым вещам отнесены воздушные суда, подлежащие регистрации. В связи с этим возникает вопрос - является ли недвижимостью незарегистрированное воздушное судно? Существуют две основные точки зрения на данную проблему. Если исходить из буквы закона, то на основании п. 2 ст. 130 ГК нужно сделать вывод, что определяющим фактором признания воздушного судна недвижимым имуществом является не факт его регистрации, а лишь установленная законодательством необходимость соответствующей регистрации. Когда конкретное воздушное судно по закону требуется регистрировать, то его следует считать объектом недвижимости независимо от того, зарегистрировано оно или нет. Согласно второму подходу воздушное судно становится объектом недвижимости с момента регистрации судна4. Его сторонники полагают, что по смыслу ст. ст. 130, 131 ГК выражения "подлежащие регистрации воздушные суда" и "зарегистрированные воздушные суда" неравнозначны. Делается вывод о том, что до оформления государственной регистрации судна его создателю принадлежит право собственности не на объект недвижимости как таковой, а на использованные для его постройки материалы. Поскольку момент регистрации недвижимой вещи становится правопорождающим фактом, то до момента такой регистрации вновь созданная вещь юридически не существует. Таким образом, указание в ст. 130 ГК на то, что к объектам недвижимости относятся подлежащие регистрации воздушные суда, имеет смысл только в случае, когда последние не только подлежат регистрации, но и уже зарегистрированы.
Оба подхода, если их рассматривать в контексте действующего законодательства, имеют серьезные недостатки. В первом случае вопрос о том, является ли то или иное воздушное судно недвижимой вещью, каждый субъект правоприменительной деятельности должен решать самостоятельно. Задача эта не настолько проста, как может показаться. По смыслу п. 1 ст. 33 ВК государственной регистрации подлежат только воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Но критерии "предназначенности" в ВК не приводятся, что дает основание толковать ее по-разному. Это создает почву для споров.
При втором подходе государственная регистрация воздушного судна будет равносильна официальному приданию объекту статуса недвижимости. Однако тогда возникают неопределенности с правовым режимом воздушного судна (например, в случае, когда оно уже исключено из соответствующего реестра одного государства, но еще не включено в реестр другого государства). Очевидно, эти вопросы требуют урегулирования на международном уровне.
1.2. Регистрация прав на воздушные суда
Пункт 9 ст. 33 ВК устанавливает, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК. Согласно п. п. 1, 6 ст. 131 ГК такая регистрация должна производиться в едином государственном реестре учреждениями юстиции; порядок регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ГК регистрация прав на воздушные суда должна осуществляться в государственном реестре, являющемся общим как для вещей недвижимых de facto, так и для объектов движимых, но признаваемых недвижимостью de jure. Однако Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" касается только объектов, недвижимых по своей природе. Согласно п. 1 ст. 4 этого Закона воздушные суда (а также морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты) исключены из сферы его действия. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи5.
Налицо противоречие между ГК и Законом от 21 июля 1997 г., поскольку п. 6 ст. 131 ГК говорит о единственном (следовательно, едином) законе. Тем не менее создание отдельного реестра для регистрации прав на воздушные суда представляется целесообразным. Порядок регистрации прав на вещи недвижимые de facto и прав на воздушные суда в практическом плане несовместимы в силу присущей тем и другим специфики. Например, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. регистрация прав всегда осуществляется по месту нахождения имущества в пределах регистрационного округа. Местожительство заявителя - гражданина или место нахождения заявителя - организации значения не имеют. Понятно, что к воздушным судам территориальный принцип регистрации неприменим.
Таким образом, имеется пробел в правовом регулировании регистрации прав на воздушные суда. Статьей 8 Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и п. 1 ст. 33 Закона от 21 июля 1997 г. предусматривается, что до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на воздушные суда. Но ни органы юстиции, ни специально уполномоченный орган в области гражданской авиации регистрацию прав на воздушные суда никогда не производили и не производят. Так называемого "действующего порядка" просто не существует.