Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа
В соответствии с заданием на курсовой проект, проектируемый тоннель будет заложен в твёрдых полускальных горных породах - змеевик (серпентин) выветрелый с коэффициентом крепости f = 4. Таким образом, предварительный выбор типа обделки произведен по табл. 4.1 [1]. Учитывая тот факт, что тоннель находится в породах естественной влажности для проектирования принимается 2-й тип конструкции обделки – пологий свод, опирающийся на гибкие стены .
e0 = max{M/N; h/30; 0.01 м}= max{0,055; 0,026; 0,01} м, т.е. max e0=>
e0 = M/N=-44,1/(-795,5) = 0,055 м, т.е. e0< h/2, то должно выполнятся условие предельной продольной силы:
N ≤ Rb∙Ав,
Rb ∙gв1∙gв2 ∙gв3 ∙ Ав = Rb ∙gв1 ∙gв2 ∙gв3 ∙ b ∙h ∙[1-(2∙ e0∙h)/h]= 8500∙0,9∙0,9∙0,9∙ ∙1∙0,8 ∙[1-(2∙0,055)∙1)/0,8]=5514,9 кН, тогда
N= -795,5 кН <5514,9 кН ®прочность в сечении 5 – 5 обеспечена.
Рис.18. Схема расположения тоннеля
hз = 120 м - глубина заложения тоннеля;
L=960 м - длина тоннеля;
i=9 %о - продольный уклон тоннеля;
1220 м - высота тоннеля над уровнем моря;
1306,4 м - отметка верха тоннеля.
Применение вентиляции в тоннелях обусловлено необходимостью снижения до допустимой концентрации вредных газов, устранения задымлённости и запылённости воздуха, создания нормального температурного режима. Искусственная вентиляция автодорожных тоннелей производится путём подачи свежего воздуха, удалении загрязнённого или одновременной подачи свежего и вытяжки отработанного воздуха.
Рис.19. Рабочая площадь тоннеля Sт
Состав автомобильного потока для курсового проектирования:
1) автомобильный поток представлен легковыми автомобилями с карбюраторным двигателем mл=30%, грузовыми автомобилями с карбюраторным двигателем mгк=40%, грузовыми автомобилями с дизельным двигателем mгд=20%, автобусами с карбюраторными двигателями mав=10%.
2) количество грузовых автомобилей в общем потоке независимо от типа двигателей составляет: mг=mгк+mгд=20+40=60%
3) доли автомобилей с карбюраторным и дизельным двигателем в общем потоке определяется по формулам:
mк=mл+mгк+mав=30+40+10=80% - доля автомобилей с карбюраторным двигателем в общем потоке;
mд=mгд=20% - доля автомобилей с дизельным двигателем в общем потоке.
mк+mд=100%
4) доля каждой группы автомобилей с карбюраторным двигателем в общем потоке таких автомобилей вычисляется из предположения: mл,кп+mгк,кп+mав,кп=100%,
mл,кп=100· mл/ mк=100·30/80=38% - доля легковых автомобилей в карбюраторном потоке;
mгк,кп=100· mгк/ mк=100·40/80=50% - доля грузовых автомобилей в карбюраторном потоке;
mав,кп=100· mав/ mк=100·10/80=12% - доля автобусов в карбюраторном потоке.
5) дизельный поток представлен только одним видом автомобилей – грузовыми автомобилями mгд,дп=100%.
6) в расчетных формулах mi подставляются в долях единицы:
mл=0,3; mгк=0,4 ; mгд=0,2; mав=0,1;
mг=0,6 mк=0,8; mд =0,2;
mл,кп=0,38; mгк,кп=0,5; mав,кп=0,12; mгд,дп=1,0.
Расход воздуха, который требуется подавать в тоннель для обеспечения нормальной эксплуатации, определяют из условий снижения до ПДК вредных газов и установления в тоннеле нормального температурного режима. Для расчета вентиляции принимают исходные данные: тип и назначение тоннеля, категорию дороги, площадь поперечного сечения тоннеля, длину тоннеля, высоту расположения над уровнем моря, продольный профиль и план тоннеля, интенсивность движения автомобилей, скорость движения автомобилей в колонне, состав автомобильного потока по типам автомобилей, систему вентиляции.
В курсовом проекте допускается производить расчет по ПДК вредных газов в тоннеле только для СО.
Расход воздуха м3/с, требуемый по условию снижения концентрации СО до предельно допустимой:
L=0,960 км – длина тоннеля, односкатный.
Ja=1600 авт/ч – максимальная интенсивность движения автомобилей,
Va=50км/ч – средняя скорость движения колонны автомобилей по тоннелю для дороги III категории[3, табл. 1.1];
Δ=60 мг/м -предельно допустимая концентрация СО в воздухе тоннеля, мг/м3, при этом время нахождения транспорта в тоннеле t, мин, определяется по формуле
но не менее 5 минут, принимаем t=5 мин.
Δ’=1 мг/м3 – концентрация СО в приточном воздухе;
mк, mд – доли автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями в общем потоке;
mк =0,4;
mд =0,2.
спк, сск, спд, ссд, - коэффициенты, учитывающие влияние уклона проезжей части тоннеля для различных скоростей движения на подъеме и спуске соответственно для автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями;
спк=1,26; сск=1,14; спд=1,69; ссд=0,89.
qк, qд – количество СО, выделяемой одним “осредненным” автомобилем с карбюраторными и дизельным двигателем соответственно:
где ηк=0,85…1,2 – коэффициенты избыточного расхода воздуха в горючей смеси для карбюраторных двигателей,
ηд=1,5…2,5 – коэффициенты избыточного расхода воздуха в горючей смеси для дизельных двигателей;
Gт.к., Gт.д – расход топлива одним «осредненным» автомобилем, кг/ч:
В расмчете принимаю :
η к=0,85
η д=1,5;
p – процентное содержание СО в выхлопных газах по массе:
pк=0,7%,;
pд=0,08%;
св – коэффициент, учитывающий влияние высоты расположения тоннеля над уровнем моря:
cвк=1,82;
cвд=1,46.
,
;
Расход воздуха в тоннеле по СО:
Расход воздуха, требуемый по условию удаления из тоннеля избыточного тепла и установления нормального температурного режима:
где Т – суммарные теплоизбытки в тоннеле,
a=1 кДж/кгК – удельная массовая теплоёмкость воздуха,
tт ,tн – температура воздуха в тоннеле и нарухная на поверхности земли,
Для курсового проекта
допускается принимать
Примем tн =10°С и tm =20°С.
ρт – плотность воздуха в тоннеле при определенной температуре,
ρт=1,205 кг/м3.
Т=Та+Tосв+Тл+Тпор,
где Та – тепловыделения автомобильных двигателей,
Тосв – тепловыделения устройств искусственного освещения,
Тл – тепловыделения находящихся в тоннеле людей,
Тпор – теплоприток из массива в тоннель, Вт.
hк, hд – низшая теплотворная способность бензина и ДТ,
hк=44000кДж/кг; hд=42500кДж/кг;
μк, μд – доля тепловыделений карбюраторных и дизельных двигателей, μк=0,6, μд=0,45.
Тепловыделения автомобильных двигателей:
Тепловыделения устройств освещения:
- коэффициент перехода
я в расчете принимаю
- потребляемая мощность
-потребляемая мощность одного светильника
=2-3-количество светильников
В расчете принимаю
L-длина тоннеля, км
=5-10- шаг светильников по длине тоннеля
=10
Рис.20. Схема расположения светильников в тоннеле
Тепловыделение находящихся в тоннеле людей.
Где τi – среднее тепловыделение одного человека, Вт,
Принимаем τраб=175Вт,
τвод=120Вт,
τпас=τпеш=80Вт,
μi – максимальное количество людей, одновременно находящихся в тоннеле,
7<=μраб<=30,
где кл=4 – количество пассажиров в легковых автомобилях;
кг=2 – количество пассажиров в грузовых автомобилях;
кав=40 – количество пассажиров в автобусах;
μпеш=5·L>5=5·0,960≈5
Тепловыделения породного массива (теплопотери через обделку тоннеля), Вт:
где – периметр внутреннего контура тоннеля=32,49;
– средняя температура породы на данной глубине, °С
tпор<tтон, происходит теплоуход.
Н- глубина заложения тоннеля, м
h- глубина пояса постоянных температур, равная 30-35 м,в расчете принимаю =30м
n- величина геометрической ступени,определяется в зависимости от отметки тоннеля выше уровня моря, м
n=25м
R0 – сопротивление теплопередаче обделки тоннеля,
αв – коэффициент теплопередачи внутренней поверхности обделки;
αн - коэффициент теплопередачи наружной поверхности обделки тоннеля;
RТ – термическое сопротивление обделки тоннеля,
, где δi – толщина отдельного слоя,
λi – расчётный коэффициент теплопроводимости материала отдельного слоя,
αв= 8,7 Вт/м2К,
αн=11,6 Вт/м2К.
Теплоизбытки на участке тоннеля:
Расход воздуха по теплоизбыткам:
3.1.4. Обоснование системы вентиляции.
После определения требуемых расходов воздуха по ПДК СО и теилоизбыткам в тоннеле определяется максимальное значение требуемого расхода воздуха, м3/с:
Qmax=max{QCO;Qm}=max{176,6;
Выбор системы вентиляции определяют по допустимой скорости движения воздуха в транспортной зоне тоннеля Vв[3, табл. 1.9].
Средняя скорость движения воздуха в транспортной зоне тоннеля, м/с:
где Sm=73,6 – сечение транспортной зоны тоннеля, м2.
Так как Vв=3,10 м/с < 6 м/с, то принимается продольная система вентиляции.
По нормативам, автодорожные тоннели длиной более 400 м должны проветриваться с помощью специально устроенных и рассчитанных вентиляционных установок.
Тяга воздуха определяется алгебраическая сумма давлений в тоннеле, Па, создаваемых действием отдельных факторов естественного проветривания.
где – соответственно давления вызванные, действием ветра, разностью температур, барометрического давления и поршневым эффектом автомобилей.
Давление за счет динамического действия ветра, Па
где – скорость ветра, попутного или встречного движению воздуха в тоннеле, 4 м/с;
– угол между направлением ветра и осью тоннеля, 10 град.
Даление, вызванное разностью температур воздуха на поверхности и в тоннеле, Па
где – разность высотных отметок порталов тоннеля, м;
– плотности воздуха снаружи и в тоннеле соответственно, определяются для соответствующих темперетур [3 табл.1.6],кг/м3;
где – длина тоннеля, км;
– продольный уклон, ‰.
Давление за счет разности барометрических давлений у порталов, Па
В курсовом проекте допускается вычислять данное давление по упрощенной формуле.
Давление вызванное поршневым действием автомобилей, движущихся в одном направлении, Па
где – миделевое сечение автомобиля, м2;
– площадь поперечного сечения тоннеля, м2;