Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа
В соответствии с заданием на курсовой проект, проектируемый тоннель будет заложен в твёрдых полускальных горных породах - змеевик (серпентин) выветрелый с коэффициентом крепости f = 4. Таким образом, предварительный выбор типа обделки произведен по табл. 4.1 [1]. Учитывая тот факт, что тоннель находится в породах естественной влажности для проектирования принимается 2-й тип конструкции обделки – пологий свод, опирающийся на гибкие стены .
– коэффициет лобового сопротивления автомобиля;
– количиство автомоилей, одновременно находящихся в тоннеле на одной полосе движения;
– средная скорость движения воздуха в тоннеле, м/с.
3.2.1.2. Расчет искусственной вентиляции при продольной системе .
При расчете искусственной
При продольной системе вентиляции возникают сопротивления за счет сил трения воздуха по длине тоннеля, а также местные сопротивления при входе и выходе воздуха из тоннеля и при поворотах, если трасса тоннеля располагается на кривой. В ряде случаев учитываю сопротивдения, вызванные естестной тягой воздуха, направленной на встречу воздушному потоку, создаваемому вентиляторами.
Сопротивление трения, т.е. потеря давления в воздуховоде произвольного сечения, Па
где – коэффициент трения воздуха по внутренним стенкам тоннеля, ;
– длина тоннеля, 960 м;
– эквивалентный диаметр тоннеля, м;
– средняя скорость движения воздуха в тоннеле, 3,10м/с.
где – площадь поперечного сечения транспортной зоны тоннеля в свету, м2;
– периметр поперечного
сечения тоннеля,
Потери давления в местных сопротивлениях, Па
где – сумма местных сопративлений в тоннеле [3 табл.1.10], принимается с учетом размещения вентиляционных установок.
3.2.2. Выбор вентиляторов для проветривания.
После определения требуемых значений Qmax и Pmax определяют расчетные значения расхода и давления воздуха. Расчетные показатели принемают с учетом возможных потерь порядка 5…10%.
Определив расчетный расход воздуха Qp и требуемое давление Рp, выбирают необходимое вентиляционное оборудование.
Вентиляторы подбирают по их характеристикам, которые выражают зависимость между основными параметрами их работы: производительностью и давлением при различной частоте вращения и разных коэффициентах полезного действия[3, прил.5].
Тоннельные вентиляторы должны удовлетворять следующим требованиям:
составлять не менее 80 % его производительности в прямом
режиме;
В большей степени этим требованиям удовлетворяют осевые вентиляторы. Центробежные вентиляторы являются более производительными и менее шумными, но уступают осевым по другим показателям и не реверсируются.
Исходя из требуемых характеристик давления и расхода воздуха, был подобран осевой вентилятор главного проветривания общего назначения ВО-36/24.
Таблица 2. Характеристики центробежного вентилятора главного проветривания ВО-36/24м
Характеристики |
ВО-36/24 |
Диаметр рабочего колеса, мм |
3600 |
Длина вентилятора, мм |
14590 |
Ширина вентилятора, мм |
4885 |
Высота вентилятора, мм |
5400 |
КПД при номинальном режиме работы |
0.85 |
Минимальная производительность, м3/с |
120 |
Номинальная производительность, м3/с |
300 |
Максимальная производительность, м3/с |
570 |
Минимальное давление, Па |
1850 |
Номинальное давление, Па |
4800 |
Максимальное давление, Па |
5750 |
Мощность электропривода, кВт |
3500 |
Частота вращения рабочего колеса, мин-1 |
600 |
Масса вентилятора,кг |
29000 |
3.2.3 Размещение вентиляционных установок
В данном проекте используется один осевой вентилятор главного проветривания общего назначения ВО-36/24, установленный у портала в специальных помещениях.
Рис.21. Схема вентиляционной установки горного тоннеля (ВО-36/24)
Рис.22. Схема ВО-36/24
Места входов в тоннель надежно закрепляются и выполняются в виде специальных ограждающих конструкций - порталов и оголовков.
Порталы - архитектурно оформленные несущие конструкции, служащие для обеспечения устойчивости лобового откоса и отвода поверхностных вод. Порталы выполняют из монолитного бетона класса В15 (толщина не менее 300 мм), железобетона класса В25 (>150 мм) и бутобетона (> 500 мм). Наибольшей опасности повреждения от сейсмических воздействий подвергаются входные участки тоннелей, выполняемые поэтому из железобетона.
Портал тоннеля устроен выносным с искусственной засыпкой, представляет собой торцовую подпорную стену с входным отверстием и первое усиленное кольцо обделки, в наибольшей степени подвергающиеся выветриванию.
Припортальные подпорные стены разделяются по длине сквозными вертикальными швами на секции протяжённостью 8 и 6,5 м расположены подошвы каждой секции на однородном по сжимаемости грунте.
Торцовая стена связана с первым кольцом обделки при помощи отрезка прокатного профиля арматуры и опирается на боковые откосы предпортальной выемки, в которые заделывается на необходимую глубину.
Вода, стекающая с лобового откоса, перехватывается поперечной водоотводной канавой, расположенной за торцовой стеной, и отводится с уклоном 20 %0 по дренажным лоткам, устроенным в откосах предпортальной выемки, а затем в придорожные кюветы.
Конструкция портала представлена на чертеже «Конструкция тоннеля и обустройств».
Дренирование подземных
вод применяется в
Рис.23. Схема устройства дренажных прорезей.
Внутритоннельный водоотвод предназначается:
Сооружение тоннелей без водоотводных устройств не допускается. Внутритоннельный водоотвод осуществляется самотеком по лоткам, коллекторам и отводам (перепускам) от дренажных устройств к лоткам и коллекторам. В курсовом проекте используется конструкция водоотводных лотков.
Водоотводные лотки располагаются в автодорожных тоннелях по краям проезжей части или под ее перекрытием в центре тоннеля, в железнодорожных - у стен тоннеля. Продольный уклон лотков принимается равным уклону тоннеля, минимальный составляет 3 %0. Лотки имеют прямоугольное поперечное сечение (300х300) и сооружаются из сборных железобетонных плит или монолитного бетона и укладываются на бетонную подготовку толщиной не менее 5 см. В районах с суровым климатом необходима тепловая защита лотков для предотвращения замерзания в них воды и, следовательно, образования наледей на проезжей части. Для этой цели проводится конструктивное утепление лотков пенопластом.
Рис.24. Внутритоннельный водоотводной лоток
В тоннеле между обделкой и габаритом располагают устройства, необходимые для нормальной эксплуатации тоннеля и обеспечения безопасности обслуживающего персонала и ремонтных рабочих (трубы, электрокабели, светильники, сигнализация, противопожарные устройства). В тоннелях длиной более 500 м для хранения ремонтного оборудования устраивают камеры шириной 2 м, глубиной 2 м и высотой 2,5 м, а также камеры для разворота автомобилей. Камеры располагают в обеих сторонах тоннеля через 240 м в шахматном порядке. Между камерами располагают ниши через 60 м с каждой стороны тоннеля. Размеры ниш для автодорожных тоннелей: ширина -2 м, глубина - 0, 5 м, высота - 2,5 м (рис. 25).
Рис.25. Схема расположения камер и ниш
Для улучшения видимости мест укрытия наружные углы камер автодорожных тоннелях окрашиваются устойчивой краской. Цвет краски выбирается с учетом ее выделения от цвета краски стены.
Дорожное покрытие в горных автодорожных и городских автотранспортных тоннелях находится в сложных условиях и должно быть более долговечным, чем на открытых участках дороги, а также обладать повышенной шероховатостью для уменьшения скольжения колес автомобиля на больших уклонах.
Дорожное покрытие укладывают (в тоннелях с обделками сводчатого очертания) на подошву выработки, предварительно выровненную слоем бетона класса В15 или на лотковую плиту.
Конструкция дорожного покрытия приведена в п. 1.7.
Для освещения тоннелей используются: дневной свет, проникающий через портал; свет от фар автомобилей; электрическое стационарное освещение.
Дневной свет освещает на незначительном расстоянии, и его интенсивность падает при удалении от порталов внутрь тоннеля. Свет от автомобильных фар приводит к ослеплению водителей встречного транспорта и может использоваться только в коротких тоннелях-путепроводах. Поэтому основным источником света в тоннелях является искусственное электрическое освещение. Все автодорожные тоннели длиной более 100 м, а также городские автотранспортные и пешеходные тоннели независимо от их длины должны иметь круглосуточное электрическое освещение.Режим освещения в тоннеле обеспечивает ясную видимость движущихся автомобилей, световых сигналов и указателей, установленных в тоннеле, а также даёт возможность водителям своевременно обнаруживать различные препятствия.
5. Технология производства работ.
5.1. Обоснование способа производства работ
Выбор способа производства работ зависит от высоты выработки и от коэффициента крепости породы:
Разработка тоннеля выполняется способом нижнего уступа так как высота тоннеля Н= 10,11 м, а коэффициент крепости f=4
Для повышения темпов сооружения тоннеля в основном применяют схему проходки калотты и нижнего уступа с отставанием нижнего забоя от верхнего на 40м. При этом все операции по бурению, взрыванию и уборке породы в калотте и нижнем уступе производят одновременно.